Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
консультация

Гревцева Людмила Юрьевна

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon функциональная грамотность679 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности»

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

В младшем дошкольном возрасте идет познания мира в целом. В среднем и старшем дошкольном возрасте начинается исследовательская деятельность. В подготовительном возрасте уже более углубленное исследовательская деятельность где выводы делает сам ребенок.

Для формирования естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:

Первым условием является смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.

В них размещены различные материалы для исследований:

  • образцы песка, глины, чернозема; 
  • образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);
  • камни (галька, гравий, керамзит);
  • медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
  • семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
  • семена огородных культур;
  • гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке); 
  • хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
  • соль, сахар, лимонная кислота;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование:

  • разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);
  • шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
  • увеличительные стекла, лупы (микроскоп); 
  • измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); 
  • фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
  • компас, бинокль;
  • пилочки, наждачная бумага, пипетки;
  • губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
  • микроскопы, глобус.

Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

Предлагаемый материал может быть использован во всех возрастных группах ДОУ. Его реализация осуществляется в системе организованных индивидуальных занятий, совместной и самостоятельной деятельности, в кружковой работе.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...

«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятел...

Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»

В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...