Мастер-класс для педагогов «Использование программируемого робота-пчелы Bee-bot в формировании познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Афанасьева М. А.

Условия развития современного общества невозможно себе представить без информационных ресурсов. Информатизация образования появилась как следствие информатизации общества. Система дошкольного образования на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, связанные с введением ФГОС  ДО, профессионального стандарта педагога, а так же требованиями современного высокотехнологического общества.  Для современного педагога дошкольного образования освоение ИКТ открывает не только безграничные возможности для эффективной творческой работы, но и становится жизненной необходимостью. Воспитание и образование детей сегодня также невозможно представить без использования технических и компьютерных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_pchela.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Волшебная страна»

Мастер-класс для педагогов

«Использование программируемого робота-пчелы Bee-bot в формировании познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:

-Показать возможности решения образовательных задач посредством использования мини-роботов Bee-bot в совместной деятельности с детьми с целью формирования основ элементарного программирования в детском саду.

Задачи мастер-класса:

1. Демонстрация мастерства использования мини-роботов в ДОУ.

2.Создание условий для применения новых знаний (практическая работа по программированию мини-робота).

Оборудование:

Мини – роботы «bee-bot», тематические коврики.

Актуальность:

Условия развития современного общества невозможно себе представить без информационных ресурсов. Информатизация образования появилась как следствие информатизации общества. Система дошкольного образования на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, связанные с введением ФГОС  ДО, профессионального стандарта педагога, а так же требованиями современного высокотехнологического общества.  Для современного педагога дошкольного образования освоение ИКТ открывает не только безграничные возможности для эффективной творческой работы, но и становится жизненной необходимостью. Воспитание и образование детей сегодня также невозможно представить без использования технических и компьютерных средств.

3. Рефлексия полученных результатов.

Результаты для педагогов, на которые ориентирован мастер-класс:

- Знакомство с таким инновационным направлением в современном образовании как основы программирования для дошкольников.

Ход мастер-класса:

1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я познакомлю вас с  возможностями использования мини-робота Bee-bot для формирования основ начального программирования, познавательной мотивации детей и покажу некоторые приемы работы с ним.

Но для начала предлагаю вам посмотреть на программируемую пчелу и ответить на вопрос «Сложно ли управлять данным устройством?» 

2 слайд Да, действительно мини-робот Bee-bot достаточно прост в управлении. Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. Он прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для детей от 3 до 7 лет. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

3 слайд В процессе игры с умной пчелой, у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать.

Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

4 слайд С Умной Пчелкой можно поиграть в игры различной направленности:

  • игры с элементами программирования;
  • игры, обучающие структурированию;
  • игры на развитие воображения;
  • игры на  установление причинно-следственных связей.

5 слайд Применение лого-роботов «Bee Вot» в коррекционной логопедической работе позволяет решить следующие задачи:

– развитие слухового внимания

«Слоговые дорожки» – пчелка проходит слоговую дорожку на заданный звук, а ребенок повторяет за взрослым или читает самостоятельно.

«Угадай-ка» – взрослый называет звук, а ребенок строит путь к схеме этого звука или ребенок проходит по заранее прописанному алгоритму и когда пчелка доходит до заданного звука – называет его и придумывает слово с этим звуком);

6 слайд – активизация артикуляционного аппарата и формирование звукопроизношения

«Найди нужную картинку» – ребенок строит маршрут пчелки до заданного артикуляционного упражнения, а потом выполняет его.

«Идём до звука» – выполняя определенные артикуляционные движения;

– развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа

«Хитрые слоги» – найти картинку или фигуру слова, в котором есть заданный слог и назвать его.

«Цепочка слов» – найти соответствующую картинку, название которой начинается на последний звук заданного слова.

«Назови все слова с заданным звуком» – надо пройти пчелкой по всем картинкам с определенным звуком в разной позиции (начало, середина, конец слова);

– уточнение и активизация словаря

«Что лишнее?» – дойти до картинки, в названии которой нет данного звука.

«Слова – наоборот найди, нашу пчелку проведи».

«Недорисованные картинки».

«Побежали по тропинке, захватив с собой картинки»;

– коррекция и развитие грамматического строя речи

«Посчитай»

«Бабушкино варенье» – найди варенье, которое любишь;

– развитие связной речи

«До скороговорки мы дойдем и её произнесем».

«Составь рассказ по серии картинок»

– формирование пространственных представлений.

7 слайд Пчелок также можно «одевать», например, в бумажные «костюмы» различных героев и животных, таким образом используя в театрализованной деятельности; возможно использование в качестве настольной игры.

8 слайд Посмотрите на экран… На спинке и брюшке «пчелы» расположены элементы управления роботом.

Вперед

Назад

Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против)

Поворот направо на 90°

II

Пауза продолжительностью

1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой)

Х

Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память)

GO

Запустить программу (как только задан маршрут передвижения пчелы нажимаем кнопку ГОУ)

Если Вы нажимаете кнопку «Вперед», то робот продвигается вперед на один шаг (15 см). При включении кнопки «Назад», «пчела» отодвигается на один шаг (15 см) назад. При использовании «Поворот налево на 90°» и «Поворот направо на 90°» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота.

Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче.

Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить», иначе наша пчелка запомнит и старую программу и новую. Затем с помощью стрелок задаётся маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем кнопку «Старт». На одном коврике одновременно могут перемещаться до 4 роботов.

9 слайд Перед началом работы с лого-роботом необходимо:

  1. Проверить заряд Би-Бота.
  2. Подготовить игровую площадку: она должна быть достаточной площади и иметь ровную, без трещин и бугорков, поверхность.
  3. Расположить коврик таким образом, чтобы всем игрокам было удобно разместиться вокруг него.
  4. Разложить используемые в игре карточки на нужных секторах игрового коврика.
  5. Выбрать по жребию (или считалочке) игрока, который начнет игру.

Помните! Если у ребенка не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут и  получить ситуацию успеха!

10 слайд Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee-bot  мы используем специальные тематические коврики, которые позволяют придумать Пчелке разные приключения:

Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, размер каждой клетки 15х15 см, стороны которых равны одному шагу робота. В комплекте представлены коврики «Сказка», «Зоопарк», «Алфавит» и др.

11 слайд Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

12 слайд Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур.

13 слайд На коврике «Город» составляем несложные программы для мини-робота с использованием дорожных знаков.

14 слайд Ассортимент игровых полей-ковриков регулярно пополняется, кроме того, игровые поля можно создать самим в зависимости от цели занятия или интересов детей. Для этого вам понадобится лист ватмана и предметные картинки по необходимой тематике.

Предлагаю и вам немного поиграть с мини-роботом.

Игра «Найди животных»

Я хочу пригласить сюда 3-х участников. Мы поиграем с тематическим ковриком «Цвета и формы»

Сегодня мы будем с вами спасать потерявшихся животных. Мини-робот «Bee-Bot» выступит в роли спасателя, и должен помочь нам найти животных. У нас есть карточки-подсказки, с помощью которых мы отыщем потерявшихся животных.

(Варианты заданий:

- животные спрятались за большой желтой елочкой,

-за красным пеньком,

-за большой желтой избушкой,

-за маленькой зеленой елочкой,

-за маленьким красным цветочком и т.д.

Игра заканчивается тогда, когда участники найдут всех животных.)

Игра «Экскурсия по ферме»

Я хочу пригласить сюда 3-х участников. Мы поиграем с тематическим ковриком «Ферма».

Давайте вместе  рассмотрим игровое поле «Ферма».

Сегодня мы отправимся с вами на ферму. Здесь живет хозяин Степан, который позвал нас на помощь. Для начала отгадайте его загадку.

С человеком живут,

помощи от него ждут,

Шерсть, мясо, молоко дают.

Охраняют его, берегут. (Домашние животные)

Да правильно, на ферме Степана живут домашние животные, но вот незадача, все их детеныши перепутались. Но их так много, что Степан один не справится. И он просит помощи у нас. Нам нужно расселить всех детенышей по своим домикам на ферме.

А поможет нам в этом Пчелка, которая живет здесь уже очень давно и хорошо знает всех обитателей фермы. Теперь выберите каждый  для себя фигурку детеныша домашнего животного, которому вы поможете вернуться в свой домик.

Давайте определим очередность участия в игре  с помощью карточек с загадками.

Отгадав загадку, вы должны найти ъ на поле место, где находится то или иное домашнее животное, называть правильно это место (птичник, конюшня и т.д.), участник, у которого фигурка этого животного, должен самостоятельно запланировать маршрут, задать программу и дойти с помощью  Пчелки до нужного места. И потом рассказать, чем питается это домашнее животное, какую пользу приносит людям.

Слушайте загадки фермера Степана.

Загадка 1.

Коровушка, коровушка, рогатая головушка!

Малых деток не бодай, молока им лучше дай!

У козы – козленок. У кошки-котенок У коровы? (Теленок).

Загадка 2.

Ходит барыня пешком, землю роет пяточком. До чего ж толста она- Шея просто не видна! У ней песенка своя

Хрю, хрю, хрю поет она!

У козы-козленок? У кошки-котенок? А у свиньи? (Поросенок).

Загадка 3.

Он за ней след в след бежит И от страха весь дрожит.

Это значит слишком рано

Называть его бараном. (Ягненок). У ягненка шерсть в колечках Мама у него…

(овечка).

Загадка 4.

У козы – козленок. У кошки – котенок.

А у лошади? (Жеребенок).

Вынул шейку жеребенок, сильной лошади ребенок.

Только на копытца встал, вслед за мамой побежал.

Загадка 5.

У кошки-котенок. У козы - козленок?

Загадка 6.

Это утки на лужок пришли. Утки червяка нашли.

Вот удача, кря-кря-кря! Они пришли сюда не зря. У утки кто? (Утенок).

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и вместе с Пчелкой помогли детенышам домашних животных вернуться к себе домой.

Воспитатель: Спасибо за внимание. Успехов вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ

Статья по теме Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ ...

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер - класс «Экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс«Экспериментирование,как средство формированияпознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста»...

Мастер- класс для педагогов по теме: Полифункциональный материал, как одно из средств формирования игровых компетентностей детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал направлен на создание РППС   для формирования игровых компетентностей детей, развития детской самостоятельности и инициативы....

Мастер класс для педагогов «Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Данный мастер класс способствует повышению профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшег...