Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности (художественное творчество) для детей 6-8 лет «Рисуем на песке»
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности для детей 6-8 лет "Рисуем на песке" разработанная на основе парциальной образовательной программы "Рисуем на песке" Е.В. Шакировой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_pesok.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(МБОУ ЕСОШ)

Программа

объединения дополнительного образования

научно-технической направленности

(художественное творчество) для детей 6-8 лет

«Рисуем на песке»

на 1 год

Составитель: старший воспитатель

Стешкова Вера Васильевна

Московская область, Озёрский район

д. Емельяновка

2021 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа объединения дополнительного образования «Волшебный песок» относится к научно-технической направленности (художественное творчество). Программа разработана на основе   парциальной образовательной программы  для детей 6-8 лет «Рисуем на песке»  Шакировой Е.В.

Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

Возраст 6 - 7 лет

Развитие двигательной сферы – одна из основных характеристик достижений семилетнего ребёнка. Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития. Через движения ребёнок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружение.

Важнейшим показателем развития ребёнка является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Прежде всего это игра и продуктивные виды деятельности. Старший дошкольник заинтересован собственной игрой, её процессом, он может создавать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее отношение людей друг к другу. Именно в игре ребёнок полностью становится субъектом своей деятельности. Игра помогает ребёнку осознать себя самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых, развиваются и другие формы игры: режиссерская игра, игра с правилами, игра-драматизация.

В продуктивных видах деятельности (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Результаты этой деятельности становятся сложными, разнообразными, дети способны действовать самостоятельно.  Дети этого возраста чутко воспринимают красоту, сами способны создавать красивое.

Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дошкольники могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относится к эмоциональному состоянию другого ребёнка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие.

В этом возрасте продолжается также освоение различных форм символизации, позволяющих ребенку выражать свою субъективную позицию по отношению к действительности, решать многие творческие задачи.

К семи годам у детей происходит становление высших психических функций, формируется детское сознание. Ребёнок овладевает способами работы по правилу и образцу, может слушать взрослого и выполнять его инструкции. У него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.

Возраст 7 - 8 лет

У детей этого возраста ведущей деятельностью становится учебная. Ребёнок уже может освоить учебную задачу, выполнить учебное действие. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребёнка.

Развиваются учебно-познавательная мотивация, усваиваются элементарные научные понятия. Уже сформированы навыки учебной деятельности.

Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребёнок растет очень быстро, но темп его роста неравномерен. Ребёнок может сосредоточить своё внимание примерно на 15 минут. Но его произвольное внимание непрочно: если появляется что-то интересное, внимание переключается. Малыш активно реагирует на всё новое, яркое.

Ребёнок этого возраста живет в основном настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства, чисел. Слова взрослого ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?». В то же время ребёнок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Это прекрасный возраст для заучивания наизусть. Причём слова запоминаются легче, чем мысли. Особенно хорошо дети запоминают то, что чем-то мотивировано, значимо.

Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и играх. Это даёт каждому ребёнку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостаточность навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребёнок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.

Цели и задачи Программы

Цель программы:

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством привлечения к песочной анимации.

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации рисования песком.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками посредством применения парных и подгрупповых форм организации песочного рисования.

«Познавательное развитие»

  • Развивать воображение и творческую активность при помощи игровых приемов песочной анимации.

«Речевое развитие»

  • Способствовать овладению речью как средством общения и культуры через применение парных и подгрупповых форм организации песочного рисования, обсуждения процесса и результатов работы.

Принципы и подходы к формированию Программы

Программа строится на основании следующих принципов:

  • развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка;
  • научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.

Планируемые результаты освоения Программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) делает неправомерными требования от ребёнка конкретных образовательных достижений. Поэтому мы можем планировать только достижение общей характеристики владения ребенком техникой песочной анимации:

  • ребёнок умеет распределять песок по световому столу;
  • ребёнок применяет стилизацию;
  • заполняет песком контуры рисунка;
  • пользуется различными предметами для проведения разных типов линий;
  • изображает предмет пальцами, создаёт фон для изображения;
  • фантазирует на заданную тему;
  • применяет вспомогательные предметы в декоре рисунка;
  • добивается законченности работы;
  • объясняет результаты своей работы;
  • может работать в коллективе;
  • пользуется художественными техниками и средствами;
  • бережно относится к инструментам, приспособлениям, материалам;
  • определяет порядок выполнения песочной анимации;
  • знает основные свойства кварцевого песка.

Структура занятий песочной анимацией

с детьми  старшего дошкольного возраста

Занятие песочным рисованием носит комплексный характер, так как воздействие происходит благодаря различным формам работы: мотивационным играм, настраивающим ребёнка на работу с песком, вызывающим чувство доверия к песку, упражнениям, способствующим выработке навыков рисования песком,эвристическим беседам, необходимым для лучшего понимания детьми особенностей изображаемого объекта и самостоятельной творческой деятельности в технике песочной анимации. Общая схема занятий представлена ниже в виде таблица.

Общая схема занятия песочной анимацией

Блок занятия

Деятельность

Расшифровка деятельности

Введение (1 минута)

Организующий момент

Используется стихотворное приветствие или ласковое обращение

Организованная деятельность (6 минут)

Мотивационные игры и упражнения

3-4 мотивационные игры или упражнения, настраивающие детей на работу с песком

Познавательная деятельность (5 минут)

Обсуждение темы рисунка, беседа, показ педагогом вариантов и способов рисования

Беседа по теме занятия для расширения знаний детей о теме рисунка и совместного определения приемов и последовательности его выполнения

Творческая деятельность (12 минут)

Песочная анимация

Самостоятельная творческая деятельность детей в технике песочной анимации

Завершение (3 минуты)

Подведение итогов занятия

Обсуждение работ, уборка рабочего места.

Материально-техническое обеспечение Программы

  1. Световой стол с подсветкой
  2. Кварцевый песок
  3. Фигурки-миниатюры
  4. Музыкальное сопровождение
  5. Расчески, линейки
  6. Шарики «марблс»
  7. Подборка сюжетных картинок, в соответствии с темой

Приемы

  • «Солим фон» - захватываем песок в кулак, делаем ладонь «лодочкой» и равномерно высыпаем песок.
  • Позитив и негатив – изображение насыпается на светлом фоне, или же на полностью засыпанном песком темном фоне создаются светлые изображения при помощи раздвигания песка в нужные стороны.
  • Сыплем из кулачка – захватываем песок в кулак и высыпаем его тонкой струйкой из нижней части кулака (согнутый мезинец).
  • Отодвигаем песок – выделение светлых мест рисунка. На засыпанном фоне отодвигаем песок в нужные стороны пальцем или ладонью.
  • Процарапываем ногтем – применяется для прорисовки очень тонких линий.
  • Отпечатки пальцев – фактурный эффект от прикосновения к песку подушечками пальцев (хаотично всеми пальцами либо в отдельных местах точными движениями).
  • Отсекаем лишнее – ребром ладони или пальцем.
  • Линование песка – проведение линий (большими пальцами, ногтем, кончиком пальца, ребром ладони) различного характера (тонкие, толстые, волнистые, неровной толщины, множественные).

Учебно-тематический план организации изобразительной деятельности дошкольников по песочной анимации

Старшая (подготовительная) группа

Время проведения занятия

Тема занятия

Учебно-творческие задачи

Сентябрь

«Знакомство с песочницей»

1.Знакомить с оборудованием для песочной анимации.

2.Знакомить с правилами безопасного обращения с песком.

3.создавать условия для самостоятельного творчества детей при помощи песочного рисования.

«Геометрические фигуры»

1.Повторить названия геометрических фигур.

2.Учить изображать их способом «сыплем из кулачка».

3.Учить дополнять изображение стеклянными шариками «марблс».

«Цифры и буквы»

1.Рассмотреть изображения цифр и букв.

2.Учить изображать их способом «сыплем из кулачка».

3.Знакомить с приемом «позитив-негатив».

«Живые картинки на песке»

1.Прививать знания об окружающем мире, природе.

2.Рассмотреть изображения животных.

3.Учить изображать их способом «отпечатки пальцев»

Октябрь

«Барашек»

1.Рассмотреть изображение барашка, обсудить его характерные внешние признаки (части тела, их форму).

2.Учить изображать барашка способом отсечения лишнего, дополнять изображение при помощи линования песка – показываем завитки шерсти.

«Змея»

1.Рассмотреть изображение змеи, обсудить её характерные внешние признаки (длинное тело, изогнутая форма).

2.Учить изображать змею способом отсечения лишнего.

«Слон»

1.Рассмотреть изображение слона, обсудить его характерные внешние признаки (части тела, их форма).

2.Учить изображать слона способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка».

3.Повторить прием «позитив-негатив».

«Человек»

1.Рассмотреть изображение человека, обсудить его характерные внешние признаки (части тела, их форму).

2.Учить изображать человека способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка», дополнять изображение при помощи приема линования песка – показываем одежду, черты лица.

Ноябрь

«Осенние листья»

1.Полюбоваться красотой осенних листьев, рассмотреть их форму.

2.Учить изображать лист дерева способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка».

3.Показать прием изображения листка при помощи насыпания песка на шаблоны.

4.Продемонстрировать способ насыпания песка «солим фон».

«Цветик-семицветик»

«Овощи и фрукты»

1.Повторить названия овощей и фруктов (груша, яблоко, морковь, огурец и др.), обсудить их форму.

2.Поощрять желание детей изображать овощи и фрукты при помощи способов отсечения лишнего и «сыплем из кулачка», дополнять изображения другими знакомыми способами.

«Заготовки на зиму (банка)

1.Рассмотреть банку для заготовок, обсудить ее форму.

2.Повторить названия овощей и фруктов, вспомнить их форму.

3.Поощрять желание детей создавать изображение банки с фруктами и овощами при помощи знакомых способов.

Декабрь

«Снежинка»

1.Рассмотреть изображение снежинок, обсудить порядок их изображения (лучи, идущие через центр, веточки от лучей).

2.Напомнить прием создания ровного фона «солим фон».

3.учить изображать снежинку при помощи способа линования песка. Дополнять изображение способом процарапывания песка – показываем тонкие веточки.

4.Поощрять желание детей нарисовать снежинку  способом «сыплем из кулачка».

«Елочные игрушки»

1.Рассмотреть ёлочные игрушки (шишку, шар, сосульку), обсудить их форму.

2.поощрять желание детей изображать елочные игрушки знакомыми способами.

«Ветка ёлочки с игрушкой»

1.Рассмотреть ветку ёлки с игрушками, вспомнить их названия и внешние особенности.

2.Показать прием изображения еловой ветки способами «сыплем из кулачка» и процарапывания песка: ветку насыпаем, иголочки процарапываем.

«Нарядная ёлка»

1.Рассмотреть нарядную новогоднюю ёлку, обсудить её форму (ёлка похожа на треугольник).

2.Показать приём изображения игрушек на ёлке способом отодвигания песка.

3.Поощрять желание детей изображать ёлку знакомыми способами.

Январь

«Снеговик»

1.Рассмотреть изображение снеговика, обсудить его внешние особенности (части и их форму).

2.Поощрять желание детей изображать снеговика, пользуясь приемами «позитив-негатив», «сыплем из кулачка», дополнять изображение деталями (нос, ведро, метла).

«Следы на снегу»

1.Рассмотреть изображение следов различных животных и птиц.

2.напомнить технику создания ровного фона способом «соли фон».

3.Поощрять желание детей изображать следы различных животных при помощи игрового приема «отгадай, чей след».

«Мы рисуем, что хотим»

«В лесу родилась ёлочка (позитив-негатив)»

1.Рассмотреть изображения елки и зимнего леса.

2.Вспомнить песенку «В лесу родилась ёлочка».

3.Обсудить с детьми особенности леса, где родилась елочка (все деревья большие, а ёлочка маленькая).

4.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

5.Поощрять желание детей нарисовать песком картинку к песенке «В лесу родилась ёлочка».

Февраль

«Сердечко»

1.Рассмотреть изображение сердечек и открыток-валентинок.

2.Обсудить особенности формы «сердце» (два полукруга сверху, заостренное основание снизу).

3.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

4.Поощрять желание детей изображать сердечки, украшать их знакомыми способами и дополнять стеклянными шариками «марблс».

«Ваза»

«Волшебный цветок»

1.Рассмотреть изображения реальных и сказочных цветов, сравнить их.

2.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

3.Поощрять желание детей изображать сказочный цветок знакомыми способами и придумывать про него сказки и волшебные истории.

«Кошка и собака»

1.Рассмотреть изображения кошки и собаки.

2.Сравнить их внешний вид, обсудить его особенности (части тела, их форму и размеры).

3.Поощрять желание детей изображать кошку и/или собаку знакомыми способами, показывать в рисунке шерсть способом процарапывания песка, а также уголком линейки.

4.Организовывать общение детей (задавать вопросы об их домашних питомцах).

Март

«Осьминожка»

1.Рассмотреть изображения осьминогов, рассказать об их жизни.

2.Обсудить внешние особенности осьминогов (части тела, их форму, количество).

3.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

4.Поощрять желание детей изображать осьминогов знакомыми способами, дополнять изображение деталями (присоски на щупальцах способом «отпечаток пальца», водоросли)

«Рыбы (морское дно)»

1.Рассмотреть изображение морского дна и рыб, рассказать об их жизни.

2.Обсудить внешние особенности рыб (части тела, их форму и количество).

3.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

4.Поощрять желание детей изображать морских обитателей знакомыми способами, дополнять изображение деталями (кораллы, медузы, водоросли)

«Сказочные предметы»

1.Рассмотреть изображения сказочных предметов (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебное зеркальце и др.), вспомнить из каких они  сказок.

2.Поощрять желание детей изображать сказочные предметы знакомыми способами, дополнять изображение деталями (узорами).

«Цветы-ладошки»

Апрель

«Ракета (космический корабль)»

1.Рассмотреть изображения ракеты.

2.Рассказать о первом полете в космос Юрия Гагарина и примерном устройстве ракеты.

3.Обсудить внешние особенности ракеты (части, их форму и названия).

4.Напомнить возможности приема «позитив-негатив» для изображения ракеты в космосе.

5.Поощрять желание детей изображать ракету знакомыми способами, дополнять изображение деталями.

«Самолёт»

1.Рассмотреть изображения самолета.

2.Рассказать об их примерном устройстве и пользе для человека.

3.Обсудить внешние особенности самолета (части, их форму и названия).

4.Напомнить возможности приема «позитив-негатив» для изображения самолета в ночном и дневном небе.

5.Поощрять желание детей изображать самолет знакомыми способами, дополнять изображение деталями.

«Автомобиль»

1.Рассмотреть изображения автомобилей.

2.Рассказать об их разнообразии, примерном устройстве и пользе для человека.

3.Обсудить внешние особенности автомобиля (части, их форму и название).

4.Напомнить возможности приема «позитив-негатив» для изображения автомобиля в ночном и дневном свете.

5.Поощрять желание детей изображать автомобиль знакомыми способами, дополнять изображение деталями.

«Кораблик»

1.Рассмотреть изображения парусного корабля.

2.Рассказать о его примерном устройстве и пользе для человека.

3.Обсудить внешние особенности корабля (части, их форму и название).

4.Показать приеммножественного линования песка для изображения волн.

5.Поощрять желание детей изображать корабль знакомыми способами, дополнять изображение деталями.

Май

«Салют»

1.Рассмотреть изображение Московского Кремля и салюта на красной площади.

2.Рассказать об истории праздника День Победы.

3.Обсудить внешние особенности Спасской башни Кремля (части, их форму и количество).

4.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

5.Поощрять желание детей изображать салют на Красной площади знакомыми способами, дополнять изображение деталями.

«Бабочка»

1.Рассмотреть изображения бабочек, рассказать об их жизни и многообразии видов.

2.Обсудить внешние особенности бабочки(части, их форму и количество).

3.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

4.Поощрять желание детей изображать разных бабочек знакомыми способами, дополнять изображение деталями (узоры на крылышках).

«Одуванчик»

1.Рассмотреть изображение одуванчика, обсудить его характерные внешние признаки (форму головки, количество лепестков, форму листьев).

2.Учить изображать одуванчик способом «сыплем из кулачка», дополнять изображение при помощи приема отодвигания песка – ярусное изображение лепестков по засыпанной заготовке (от центра к краям).

«Дерево в цвету»

1.Рассмотреть изображение дерева, обсудить его характерные внешние признаки (части дерева, их форму).

2.Полюбоваться красотой цветущего дерева (яблоня, груша).

3.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

4.Учить изображать дерево способами линования песка и дополнять изображение при помощи приема «отпечатки пальцев» - показываем тонкие ветви и цветы.

Литература

  1. Воронова А.А. Песочная терапия в работе спедагога: Учеб.-метод. пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с.
  2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 64с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2016-2017

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....

Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2017-2018

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа «Радуга красок» по направлению «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей виден...

Рабочая программа кружка «Озорные ладошки», младший дошкольный возраст (дополнительное образование, по направлению "Художественное творчество")

При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, наст...

Дополнительная общеразвивающая программа «Пряничный домик» направление: художественно – эстетическое (пластелинография) возраст детей: 3-5 лет

Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...