Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей с помощью игры на народных шумовых инструментах
консультация

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей с помощью игры на шумовых инструментах.

Консультация для педагогов.

Самостоятельность — одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность — это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Многочисленные исследования педагогов и психологов, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их игровой и трудовой деятельности, в повседневном поведении, позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.

1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.

2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.

Самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребенку незатейливый инструмент.

Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности.

Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракасы, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж).

У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

-активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре;

-воспитание интереса и любви к музицированию;

-практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты;

-знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования;

-создание предпосылок для развития творческого мышления и самостоятельности.

Меня спросили: «А как же с помощью оркестра шумовых инструментов развивать в детях творчество и самостоятельность?» Я задумалась над этим вопросом. И вот к чему я пришла.

Что же такое это пресловутое развитие творческого начала?

В этом я согласна с Каплуновой Ириной Михайловной, когда она говорила, что надо прежде всего научить ребёнка мыслить. «Детей надо воспитывать эрудитами.» Е.Гнесина.

А музыка, по своей природе это творчество в чистом виде. Когда дети слушают музыку, у них рождаются различные ассоциации и образы. Следует только научить детей облекать эти образы в слова и в звуки.

А самостоятельность? Как её развивать?

Самостоятельный ребёнок в хорошем смысле этого слова – это не тот, кто всё время делает что хочет, а тот, кто может заниматься саморазвитием, может самостоятельно оперировать теми знаниями, которыми он уже владеет и на их основе строить собственную деятельность. Но толчок к этому всё равно в руках взрослого: родителя, воспитателя, преподавателя. Научить приёмам игры, познакомить с различными видами ритма и т.д.

Хочу остановиться на том как же с помощью игры в шумовом оркестре развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Что развивает самостоятельность.

- Выбор играть или не играть в оркестре.

- Выбор инструмента на котором играть.

- Выбор музыкального произведения (Это задача педагога предоставить возможность выбирать из нескольких музыкальных произведений).

- Поощрение самостоятельных исследований в области экспериментирования со звуками и музыкальными инструментами.

- Подготовка домашнего задания и показ его в группе. (Придумать сказку с помощью двух, трёх «шумелок». Озвучить любое стихотворение.)

- Возможность сыграть сольную импровизацию.

- Придумывание своего собственного ритмического рисунка.

И т.д.

Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:

- быть легкой для детей и педагогов;

- быть интересной для них;

- быть систематической;

- быть групповой формой обучения.

Проблемы

● Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие  детей  дошкольного  возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов;

● Несоответствие материально – технической базы с теми требованиями, которые предъявляются руководителю оркестра.  

Обучение игре на детских шумовых инструментах.

В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах и ксилофонах, ложках, различного рода трещётках, маракасах, треугольниках, колокольчиках. При этом нужно соблюдать требования, предъявляемые к инструментам.

   Они должны:  

● чисто звучать

● иметь определённый тембр

● быть доступными детям по своему размеру и весу

● достаточно прочными  

Конечно, можно использовать самодельные шумовые инструменты, но настоящие музыкальные ударные инструменты дают возможность ребёнку почувствовать себя настоящим музыкантом, артистом.

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с шумовыми музыкальными инструментами. Если самые младшие пользуются в основном музыкальными игрушками, то дошкольники знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навык игры на них (колокольчики, барабан, бубен, металлофон).

Чтобы ребёнок сосредоточился именно на одном инструменте, знакомство с ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен данному инструменту. Лучше всего использовать для этого вечернее время, когда детей в группе не очень много и можно подробно объяснить ребёнку как держать инструмент, как играть и т.д.

Детям в нашем детском саду доступна игра на:

● духовых

● ударных

Инструментах.

Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки самых разнообразных по тематике и жанрам.

 Репертуар можно условно разделить:

● на маленькие пьески для первоначальных упражнений

● попевки, песенки для индивидуальной работы

● пьесы для коллективного исполнения.

При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

● Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

● Импровизация звуковых картин на заданную тему

● Звуковая иллюстрация стихов (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.)

● Сказки – шумелки.

Вывод

Таким образом, занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится исполнять те же самые произведения, которые они слушают на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления перед другими детьми детского сада, перед родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах. При этом они чувствуют свою значимость, чувствуют, что они могут делать это САМИ, а значит это и есть развитие самостоятельности.

Литература

Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.

Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих, физических и психических способностей дошкольников при игре на народных музыкальных инструментах и игрушках.

Игра с использованием народных инструментов или игрушек -особая форма игровой деятельности детей, которая помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребенка. Игра на народ...

Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в разных культурных практиках

В конспекте представлен материал по созданию мультфильма (материал соответствует ФГОС)...

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...

Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...

Развитие творческой инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом...