Роль фольклора в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

«Какую звуковую информацию ребенок впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным «опорным» поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали сказками да прибаутками,  с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением…» (фольклорист Г.М.Науменко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx18.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логинова Ирина Викторовна

Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 82 с приоритетным направлением деятельности по художественно-эстетическому развитию Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Роль фольклора в развитии музыкальных способностей

у детей дошкольного возраста

«Какую звуковую информацию ребенок впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным «опорным» поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали сказками да прибаутками,  с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением…» (фольклорист Г.М.Науменко)

В современном мире, где правят законы потребления, важнейшей задачей здорового воспитания является именно воспитание творческой личности. Ребенка необходимо ориентировать на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии. Если в течение года дошкольники знакомится с русскими народными сказками, потешками, хороводами, подвижными играми, то они получают представления об укладе жизни предков, воспринимают нравственно-этические нормы своего народа. Посредством использования произведений устного музыкального народного творчества, происходит развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей, потому что каждый ребенок получает возможность проявить себя в песенно-танцевальных номерах, в драматизации сказок, в народных командных играх и творческих заданиях.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни ребенка в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке, к новым людям, малыш тоскует по маме, по дому, по своим игрушкам. Он еще не может и не умеет общаться с другими детьми и взрослыми. Вот в этот ответственный период и могут помочь ребенку потешки, которые помогают установить контакт с малышом, вызывают положительные эмоции и симпатию к почти незнакомому человеку – воспитателю.

 

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка (…) хороший,

Ванечка (…) пригожий!

А укладывая детей спать необходимо, создать для них ощущение домашнего уюта и тепла. Для этого напеваются колыбельные песенки.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули ворковать,

Стали детки засыпать.

Если посмотреть на весь детский фольклор, то можно обнаружить, что в нем скрыт целый комплекс медицинских упражнений, который помогает ребенку вырасти здоровым. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивания кистями рук, сгибание и разгибание коленочек и т. д. Все эти упражнения можно использовать как бодрящую гимнастику после сна. Так же можно использовать малые формы фольклора при формировании навыков навыком самообслуживания. Ведь научиться одеваться и раздеваться, умываться и кушать, для детей процесс не легкий. А вот с потешками, шутками и прибаутками научиться это делать гораздо легче и веселей:

Вот они сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки,

Красные сапожки.

Умница Машенька,

Кушай кашку сладеньку,

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

Водичка, водичка,

Умой мое личико!

Чтобы щечки алели,

Чтобы зубки белели.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Бабушка-Забавушка в ярком русском сарафане, с корзиной, в которой лежат игрушки, всегда вызывает у детей неподдельный интерес и восторг.  Также обязательными спутниками раннего детства являются сказки про Репку, Колобка, Курочку-Рябу.

Большое место в приобщении детей к фольклору, несомненно, занимают народные праздники. Именно в них показана доступная для детей информация об особенностях времен года, поведение птиц, насекомых. Тексты песен обогащают словарный запас ребенка, развивают его речь. Народная культура обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Приобщение детей с малолетства к традициям и обычаями предков, создает уникальные условия для развития представлений об окружающем мире, понимания закономерностей происходящего, умения выстраивать отношения сотрудничества, сотворчества, развивает коммуникативные навыки. Можно сказать, что детские впечатления – это фундамент для развития нравственных чувств и представлений.

Фольклорные произведения являются уникальным средством для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение устного народного творчества в развитии речевого общения детей дошкольников....

Влияние фольклора на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

«Мысль, что только непрерывно двигаясь вперед, можно глубже проникнуть в неведомое, стала мощным импульсом, способным привести к самым крайним результатам, когда это движение возрождается в тщеславную...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Статья посвящена разработанной технологии развития музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора. На основе данной технологии составлена и апробирована программа развития музыкальны...

Консультация на тему: «Роль фольклора в развитии творческих навыков детей дошкольного возраста»

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни.  Обогащение детей знаниями о народном фольклоре, нач...

Программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора "Фольклор детям"

Использование программы "Фольклор - детям!" по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе реализуется в рамках вариативной части образовательной прог...