Проблемное обучение в развитии познавательной активности с детьми с -ТНР и ОВЗ.
статья (подготовительная группа)

Исмагилова Рамзия Рифатовна

....................................................................................................................................

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение в развитии познавательной активности с детьми с          ТНР и ОВЗ.

   Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия  с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

  При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?

  Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей практичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

  Постановка проблемной задачи  и процесс решения ее происходит в совместной деятельности  воспитателя и детей.  Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.  Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой.  Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

    В ходе этой деятельности дети усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а так же исследовательскую активность.

   В проблемной технике используется следующая структура процесса обучения:

  1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
  2. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы. Обоснование их и выбор одной или нескольких.
  3. Опытная проверка этих гипотез.
  4. Обобщение результатов.

  В ходе проблемного обучения дети включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность, при этом они испытывают сильные положительные эмоции, интерес, удовольствие.

   Проблемное обучение дает детям более глубокие знания, дети устанавливают связи, интерпретируют, оценивают.

   Однако все это возможно только при определенных условиях.  Проблемное обучение требует больше времени, поэтому рекомендуется использовать его в соответствии с дидактическими задачами и в сочетании с другими видами обучения.  Этот метод обучения можно использовать при наличии у детей определенных знаний и умений.

   Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для консультации педагогов на тему: «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»

Одной из ведущих форм деятельности ребёнка является познавательная деятельность. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования способов обучения....

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"...

Тема лекции: «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»

Сегодняшняя лекция посвящена  повышению профессиональной компетентности педагогов по проблемам применения технологии проблемного обучения. Я раскрою специфику использования проблемного обучения в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательной активности с детьми с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зимние забавы для детей»

Продолжать совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине. Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать ...

Методические рекомендации «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»

Методические рекомендации «Технология проблемного обученияв развитии познавательнойактивности дошкольников»...