Методические рекомендации «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»
методическая разработка

Коновалова Татьяна Серафимовна

Методические рекомендации «Технология проблемного обучения

в развитии познавательной

активности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «Технология проблемного обучения

в развитии познавательной

активности дошкольников»

Сегодняшняя лекция посвящена  повышению профессиональной компетентности педагогов по проблемам применения технологии проблемного обучения. Я раскрою специфику использования проблемного обучения в детском саду. Также остановимся на формах и методах, позволяющих  обеспечить эффективное взаимодействие  педагога с детьми в исследовательской деятельности.  

1. Актуальность.

 В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают не готовыми к реалиям жизни.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, возрастного потенциала.

Каким же видится человек грядущего столетия? Это прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.

Сегодня  ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и деятельностный подход к процессу обучения, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Согласно этому у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка  как:

  • ребёнок проявляет любознательность;
  • задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений;
  • интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?);
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Возникает вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?»

Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.

В числе современных педагогических технологий, которые обогащают опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, мы рассматриваем технологию проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Сегодня  остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.

Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Как утверждают учёные, 40% знаний человек приобретает в возрасте до 4-х лет, ещё 50% – до семи лет.

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.  

Посредником между деятельностью и ребенком призвана стать  личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творческо-поисковой активности.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов,  педагогических технологий,  активизирующих  деятельность ребенка, развивающих личность ребенка  в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется значению практической поисково-исследовательской деятельности.

      Мы не должны оставаться в стороне, когда в ребенке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать?» -  говорит ребенок. «Я буду твоим проводником на этом пути» - вторим ему мы, педагоги.

Вы слышали о Лохнесском чудовище? А видели его живьем? Проблемное обучение похоже на него: все о нем слышали, но не видели. В этой нехитрой шутке есть изрядная доля истины. В самом деле, словосочетание «проблемное обучение» на слуху уже много лет, но не все педагоги отчетливо представляют себе, что именно за ним кроется.

Сказал философ Кант об обученье смысле:

«Не мыслям надобно учить, а научить бы мыслить».

И с радостью учиться будет только тот,

Кто до всего  своим умом дойдет.

Самостоятельно найдет всему решенье.

И здесь как раз вопрос встает,

Конечно о проблемном обученье.

Исследования психологов доказывают, что ребенок лучше усваивает не то, что он получил в готовом виде, а то, что открыл сам. Педагогу важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, педагогически обоснованно направляя его деятельность.

Вот на этом и основано активное внедрение проблемного обучения в практику работы детских дошкольных учреждений.

2. Сущность проблемного обучения

Появление проблемного обучения связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». В России проблемным обучением занимались отечественные психологи Т. В. Кудрявцев, М. Н. Скаткин. Они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания воспитанников приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить воспитанников к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с педагогом дети «открывают» для себя новые знания.

Так что же такое проблема?

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

 Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1) Воспитатель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2) Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3) Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4) Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемное обучение охватывает все виды деятельности, организуемые с детьми, будь то игра, чтение художественной литературы или эксперимент.

Рассмотрим подробнее основы проблемного обучения и методику его организации.

Традиционный процесс обучения строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления. Деятельность педагога  при таком обучении  заключается в трансформации знаний  и истин  в готовом виде от педагога к ребенку, а деятельность ребенка – в восприятии и запоминании знаний в готовом виде.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Деятельность педагога: учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового при решении проблем.

Деятельность ребенка в данном случае:  приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, новых знаний и способов действий.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым ребенок мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольников. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на структуру и на само содержание занятия.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения:

  • Проблемный вопрос.
  • Проблемная задача.
  • Проблемная ситуация.

Проблемный вопрос -  это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Вопрос «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос). Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Вашему вниманию представлены примеры обычных вопросов и проблемных вопросов.  Попробуйте определить, где какие вопросы.

Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса делится  на две части: есть условие и есть вопрос.

Найдите среди представленных вариантов проблемный вопрос и задачу.

Приведем еще один пример проблемных задач.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.

Приведем пример проблемной ситуации. Металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

 Для того чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

В каждой проблемной ситуации можно выделить ее основные компоненты:

1. неизвестное

2. возникшее противоречие

3. познавательная деятельность

4. творческие возможности и достигнутый ребенком уровень знаний

Давайте познакомимся с ними подробнее на конкретном примере.

Мною было предложено детям прокатить по наклонной доске шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические, из мрамора, пробки и других материалов). Выполняя действие, дети видели, что все шарики скатываются по наклонной доске без препятствий, а металлический останавливается.

Неизвестное  в данном случае – почему только металлический шарик остановился.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлического шарика. Обследование доски и находка закрепленного с обратной стороны магнита, полностью разрешают возникшее противоречие у детей.  Такое знакомство со свойствами магнита запомнилось лучше всех объяснений, так как основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана , но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.

Для решения проблемной ситуации существует определенный алгоритм,  который состоит из пяти этапов:

- постановка проблемы

- актуализация знаний детей

- выдвижение гипотез  (предположений)

- проверка решения

- введение знаний в систему

А теперь попробуем с помощью данного алгоритма решить проблемную ситуацию, возникшую в известном мультфильме «Лиса и журавль».

Попробуйте сформулировать проблему.

 Итак, возникла проблема: у лисы не получается напиться из кувшина, как ей поступить.

На этапе актуализации знаний детей мы останавливаться не будем, а перейдем к самому сложному – выдвижению гипотез.

Глядя на предметы, сформулируйте гипотезу (предположения) решения данной проблемы.

Хорошо, а теперь послушайте мои предположения. А может разбить кувшин и собрать воду в ладоши? Или подбросить и вода из него выльется и тогда  получится  напиться?

Вам мои предположения не кажутся абсурдными? Вот такие идеи называются провокационными. Посмотрите, как реагируют дети на мои провокации.

Провокационные идеи вызывают у детей эмоциональный отклик, что побуждает их к активной мыслительной деятельности.

Четвертый этап предусматривает обязательную проверку гипотез. В результате чего дети убеждаются в правильности или неправильности своих суждений.

Итак, проблемная ситуация решена и   получены определенные знания, что предусмотрено пятым этапом алгоритма решения проблемной ситуации.

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:

- привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

- побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

- помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и воспитательную пользу, рекомендуется  придерживаться следующих правил создания проблемной ситуации.

1. «Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной задачи. Так слишком простая и легко решаемая проблема не активизирует мышление, познавательную активность дошкольников. В тоже время непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения.

2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой - либо материал.

3. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».

А самое главное, дорогие коллеги,  выслушивайте каждого желающего, давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить,  интересно, необычно, любопытно, удивительно, уникально, восхитительно, превосходно. Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

 

Уважаемые коллеги, зима постепенно вступает в свои права, но нам часто хочется, чтобы вокруг все зеленело, светило солнышко. Однако, для этого требуется определенное время. А я предлагаю сиюминутно вырастить древо мысли из ваших предположений, гипотез. А появятся они в ответ на мой проблемный вопрос: «Что произойдет, если добрый волшебник исполнит заветное желание каждого из вас?». А моя гипотеза будет первой «Если волшебник исполнит мое самое заветное желание, то все присутствующие в зале уйдут отсюда  в прекрасном настроении». А теперь предлагайте Ваши гипотезы.

Вот такое замечательное древо мыслей у нас получилось.

А закончить лекцию мне хотелось притчей про мудреца.  Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?».  А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках». Творческих Вам успехов, коллеги! Все в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»

выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках  конференции «XIVЛомоносовские чтения»...

Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника

Выступление на педсовет  Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"...

Тема лекции: «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»

Сегодняшняя лекция посвящена  повышению профессиональной компетентности педагогов по проблемам применения технологии проблемного обучения. Я раскрою специфику использования проблемного обучения в...

Проблемное обучение в развитии познавательной активности с детьми с -ТНР и ОВЗ.

.......................................................................................................................................