Консультация для родителей "Чистоговорки и скороговорки для развития речи ребенка"
консультация (подготовительная группа)

Плешакова Марина Алексеевна
Чистоговорки и скороговорки для развития речи ребенка Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Постановку звука, произношение которого нарушено, проводит специалист – логопед, а работу по автоматизации звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Когда ребёнок правильно произносит поставленный звук изолированно, тогда и начинают этап автоматизации звука сначала в слогах, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, скороговорках, текстах, насыщенным автоматизируемым звуком). Чистоговорки специально придуманы педагогами, чтобы ребёнок мог, как можно чаще, произносить автоматизируемый звук в речи. Чистоговорки сначала заучиваются тихо, почти шёпотом, а позднее взрослый просит ребёнка произносить громко, отрабатывая не только чёткость произношения и артикуляции, но и выразительность речи, силу голоса, интонацию. Скороговорки используют для автоматизации звуков, которые дети могут правильно произнести, но не используют в своей речи. « Шла Саша по шоссе и сосала сушку» - слова этой скороговорки знакомы нам с детства. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук. Словно говоришь глухому человеку, который умеет «читать по губам». А затем темп следует убыстрять, но не снижать качество произношения. Можно проговаривать стихи сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком. А затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или произносить текст вначале со сжатыми зубами, активируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции детей и взрослых, приучат быстро менять положение, органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков, помогут устранить нечёткое произношение, словно с «кашей во рту». Как работать со скороговорками. Начинайте с простых скороговорок. Например: - У ежа ежата, у ужа ужата. - Течёт речка, печёт печка. - Все бобры для своих бобрят добры. - Ас – ас – ас – мы купили квас. - Ос – ос – ос – у меня кокос. Чистоговорки следует повторять громко, четко, ритмично, выделяя изучаемый звук. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша. Архип осип, Осип охрип. Веселей, Савелий, сено пошевеливай. В нашей покупке — Крупы и крупки. Водовоз вез воду из водопровода. Во поле затопали кони. В пруду у Поликарпа — Три карася, три карпа. Добры бобры идут в боры. Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти. Евсей, Евсей, муку просей, А просеешь муку — Испеки в печи калачи Да мечи на стол горячи. Идет с козой косой козел. Кашевар кашу варил, Подваривал да недоваривал. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, В капюшоне кукушонок смешон. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Летят три пичужки Через три пустых избушки. Милу мама мылом мыла. На дворе растет трава, На траве стоят дрова. Не руби дрова На траве двора. Наш Полкан попал в капкан. Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. Оса на ноги боса и без пояса. От топота копыт пыль по полю летит. Пекарь пек пироги в печи. Перепелка перепелят прятала от ребят. Пошла Поля полоть в поле. Пришел Прокоп — кипит укроп, Ушел Прокоп — кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп. Проворонила ворона вороненка. Раз дрова, два дрова, три дрова. Сшила Саша Саше шапку. У осы не усы, не усищи, а усики. У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши. У четырех черепашек по четыре черепашонка. Хитрую сороку Поймать морока, А сорок сорок — Сорок морок. Шла Саша по шоссе, Несла сушку на шесте И сосала сушку. Картотека чистоговорок и скороговорок на разные звуки Звук /у/ У-у-у-губы хоботом тяну. У-у-у-дай-ка мне трубу. Звук /а/ А-а-а-шире ротик, детвора. А-а-а-у меня болит рука. Звук /и/ И-и-и-ротик к ушкам растяни. И-и-и-хорошо сиди. И-и-и-песенку тяни. Звук /о/ О-о-о-я надел пальто. О-о-о-мне тепло. Звуки /м, мь/ Ма-ма-ма-дома я сама. Ма - ма - ма - на дворе зима. Ма - ма - ма - я поймал сома. Му-му-му-молоко кому? Ом- ом-ом - это снежный ком. Мы- мы-мы - дождались зимы. Ми-ми-ми - поем ноту ми. Ме-ме-ме - дай –ка травки мне. Звук /д/ Да-да-да - у меня вода. Да-да-да - строю города. Ды-ды-ды- на снегу следы. Ду-ду-ду – за водой пойду. Ду - ду - ду - в зоопарк иду. До-до-до- на дереве гнездо. Звуки /т, ть/ Та-та-та – я везу кота. Ту-ту-ту – помоги коту. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты. Ты-ты-ты - я люблю цветы. То-то-то – я иду в пальто. От-от-от - испугался серый кот. Тя-тя-тя – у меня дитя. Ти-ти-ти – со мной ты не шути. Ит-ит-ит - каша манная кипит. Ить-ить-ить – я хочу пить. Те-те-те – чайник на плите. Еть-еть-еть – песни буду петь. Звук /б/ Ба-ба-ба – новая труба. Бу-бу-бу – взяли мы трубу. Бы-бы-бы – нет у нас трубы. Бы-бы-бы - в лес я по грибы. Звуки /п, пь/ Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы - варю кашу из крупы. Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп. Уп-уп-уп - варю вкусный суп. Пи-пи-пи – пирожок купи. Звуки /в, вь/ Ва-ва-ва – выросла трава. Ву-ву-ву – соберу траву. Вы-вы-вы – нет травы. Ви-ви-ви – Верочку зови, Ве-ве-ве – Вера на траве. Звуки /н, нь/ На-на-на – лампа у окна. Ну-ну-ну – саночки тяну. Он-он-он – телефон. Ан-ан-ан - мне купили барабан. Ан-ан-ан - сшила мама сарафан. Ин-ин-ин – иду в магазин. Ень-ень-ень – теплый день. Звуки /к, кь/ Ка-ка-ка – бежит река. Ко-ко-ко – вижу далеко. Ку-ку-ку - взяли дети по совку. Ак-ак-ак - расцветает мак. Ук-ук-ук - а в траве сидит паук. Ок-ок-ок - на дворе снежок. Ки-ки-ки - это наши кубики. Звуки /г, гь/ Гу-гу-гу – Гале помогу. Гу-гу-гу - я гуляю на лугу. Га-га-га – зеленые луга. Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога. Ги-ги-ги – Машенька, беги. Ги-ги-ги – мы ели пироги. Звуки /х, хь/ Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха. Ха-ха-ха – испугали петуха. Ху-ху-ху – ели мы уху. Ух-ух-ух - ходит по двору петух. Их-их-их – ветерок затих. Ох-ох-ох – зеленый мох. Хи-хи-хи – в поле пели петухи. Звуки /с, сь/ Са-са-са - на траве роса. Са-са-са - у меня коса. Са-са-са - в сказке были чудеса. Су-су-су – не боюсь осу. Су-су-су - заплету косу. Сы-сы-сы - у сома усы. Сы-сы-сы - есть лисята у лисы. Ас-ас-ас- белка делает запас. Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос. Ис-ис-ис – я ем рис. Аска-аска – у Сони маска. Оска-оска – у Сони соска. Иска-иска – у Сони миска. Уска-уска – у Сони блузка. Ся-ся-ся – мы видели гуся. Се-се-се – еду на гусе. Си-си-си – сено принеси. Ась-ась-ась – плывет карась. Звуки /з, зь/ За-за-за - вот летает стрекоза. За-за-за - у куклы синие глаза. Зу-зу-зу - накормлю козу. Зу-зу-зу – не боюсь козу. Зы-зы-зы - у меня две козы. Зи-зи-зи – резину привези. Звук /ц/ Ца-ца-ца – вот идет овца. Ца-ца-ца - дождик льется без конца. Цу-цу-цу – не боюсь овцу. Цы-цы-цы – нет овцы. Цо-цо-цо – мы вымыли лицо. Ец-ец-ец – мы ели огурец. Ац-ац-ац – у меня матрац. Звук /ш/ Ша-ша-ша – мама моет малыша. Шу-шу-шу – помогите малышу. Ши-ши-ши - зашумели камыши. Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. Аш-аш-аш – дайте карандаш. Аш-аш-аш - это котик наш. Ош-ош-ош – у меня нож. Иш-иш-иш – у меня малыш. Уш-уш-уш – теплый душ. Ашка-ашка-ашка – летит букашка. Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка. Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка. Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка. Звук /ж/ Жа-жа-жа – мы видели ежа. Жи-жи-жи - под кустом живут ежи. Жу-жу-жу - молока дадим ежу. Жо-жо-жо – я еду на «Пежо». Звук /ч/ Ча-ча-ча – дай мне калача. Чу-чу-чу – я гулять хочу. Чу-чу-чу - на скакалке я скачу. Чу-чу-чу - в самолете я лечу. Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу. Чо-чо-чо – ох, как горячо! Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч. Оч-оч-оч – скоро ночь. Ич-ич-ич - из песка пекут кулич. Уч-уч-уч - в небе много туч. Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка. Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка. Учка-учка-учка – у Вовочки ручка. Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка. Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок. Звук /щ/ Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща. Щу-щу-щу – я тебя ищу. Ще-ще-ще – я в плаще. Щи-щи-щи – мы ели щи. Щи-щи-щи - осенью нужны плащи. Ащ-ащ-ащ – у меня плащ. Ещ-ещ-ещ – у меня лещ. Ущ-ущ-ущ – вьется плющ. Звук /й/ Ай-ай-ай – скоро месяц май. Уй-уй-уй – ветер, дуй. Ой-ой-ой - скачет заинька косой. Эй-эй-эй – воды попей. Звуки /л, ль/ Ла-ла-ла – лопата и пила. Ло-ло-ло – у меня весло. Лы-лы-лы – новые котлы. Лу-лу-лу - купили пилу. Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал. Ал-ал-ал - сказку дедушка читал. Ол-ол-ол – вымыли пол. Ол-ол-ол - начинается футбол. Ул-ул-ул - ветерок подул. Ул-ул-ул - зимний лес уснул. Ил-ил-ил – я полы помыл. Ил-ил-ил - в барабан я бил. Алка-алка – у Володи палка. Олка-олка – у Володи иголка. Улка-улка – у Володи булка. Илка-илка – у Володи вилка. Ля-ля-ля – зеленые поля. Ли-ли-ли – малину мы несли. Лю-лю-лю – малину я люблю. Ле-ле-ле – еду на осле. Звуки /р, рь/ Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра - во дворе гора. Ра-ра-ра - пришла зимняя пора. Ра-ра-ра - вьюга с самого утра. Ра-ра-ра - суп варить пора. Ры-ры-ры – летят комары. Ры-ры-ры - прокачусь с горы. Ры-ры-ры - в камышах живут бобры. Ры-ры-ры - любит Варечка шары. Ру-ру-ру – начинаем мы игру. Ру-ру-ру - взяли дети по ведру. Ро-ро-ро – новое перо. Ар-ар-ар – летит комар. Ар-ар-ар - улетает синий шар. Ор-ор-ор – у Ромы топор. Ур-ур-ур – не гоняй кур. Ир-ир-ир – мы за мир. Арка-арка – у Ромы марка. Орка-орка – крутая горка. Урка-урка – кошка Мурка. Ирка-ирка – у Иры дырка. Ря-ря-ря – синие моря. Ре-ре-ре – санки на горе. Рю-рю-рю – репу я варю. Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю. Рю-рю-рю - тебе песенку дарю. Ри-ри-ри – горят фонари. Ри-ри-ри - на рябину посмотри. Ри-ри-ри - там расселись снегири. Ри-ри-ри - ты на небо посмотри. Ри-ри-ри - на мартышек посмотри. Ри-ри-ри - на меня ты посмотри. Арь-арь-арь – у меня букварь. Орь-орь-орь – у Серёжи корь. Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь. Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь. Материал подготовлен с использованием интернет-ресурсов http://www.razvitierebenka.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка"

Консультация для родителей по использованию пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей....

консультация "Что могут сделать родители для развития речи ребенка на ранних этапах?"

В консультации даны рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста. Маретиал будет полезен и специалистам, работающим с детьми раннего возраста....

Консультация для родителей "Значение подражания для развития речи ребенка".

Как ребенка не учи, а он все равно похож на тебя. Ребенок -зеркало и нельзя это забывать....

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребенка".

В консультации описана роль семьи в развитии речи ребенка....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка с задержкой психического развития»

Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недост...