Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка с задержкой психического развития»
консультация

Гурина Светлана Геннадиевна

Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недостатки звукопроизношения, не обращая внимание на такие важные характеристики речевого развития, как нарушение слоговой структуры слова («мицанер» вместо «милиционер», «мотолок» вместо «молоток»), правильность восприятия и воспроизведения звучания слова («палесос» вместо «пылесос», «кыло» вместо «около»), пропуски и замены звуков, способность составлять связные предложения, умение использовать предлоги и падежные изменения слов в предложении.  

Таким образом, поводов обеспокоиться развитием речи ребенка гораздо больше, чем только искаженное произношение звуков. Можно быть картавым человеком и иметь богатую образную речь, а можно верно произносить все звуки и не уметь построить простой фразы, составить рассказа, пересказать содержание сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_razvitii_rebenka.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии речи ребенка с задержкой психического развития»

Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недостатки звукопроизношения, не обращая внимание на такие важные характеристики речевого развития, как нарушение слоговой структуры слова («мицанер» вместо «милиционер», «мотолок» вместо «молоток»), правильность восприятия и воспроизведения звучания слова («палесос» вместо «пылесос», «кыло» вместо «около»), пропуски и замены звуков, способность составлять связные предложения, умение использовать предлоги и падежные изменения слов в предложении.  

Таким образом, поводов обеспокоиться развитием речи ребенка гораздо больше, чем только искаженное произношение звуков. Можно быть картавым человеком и иметь богатую образную речь, а можно верно произносить все звуки и не уметь построить простой фразы, составить рассказа, пересказать содержание сказки.

Как часто мы слышим выражения «двух слов связать не может», «ему говоришь русским языком, а он не понимает». Дети, про которых так говорят, чаще всего плохо учатся в школе, не любят читать, со сверстниками общаются с неохотой. Игры их примитивны (бессюжетные «стрелялки», беготня), они много конфликтуют или, наоборот, замкнуты. Почему?

Причина может лежать в несформированности речи. Ведь речь – основное средство общения, с помощью речи мы узнаем новое, выражаем свое отношение к окружающему. Из-за малого запаса слов и неправильного понимания их значений многие ученики не могут применить на практике ни одного выученного правила, недостаточно понимают объяснения учителя, не могут уловить смысл задачи.

Когда надо начинать беспокоиться и заняться развитием речи своего ребенка? Вчера! Не занимались этим раньше – спешите заняться сегодня, завтра, послезавтра, ЕЖЕДНЕВНО!

Занятия эффективны только тогда, когда они систематичны. Лучше заниматься по 5 минут каждый день, чем один раз в неделю по полчаса. Совсем бесполезны занятия от случая к случаю.

Для начала попробуйте определить уровень развития речи вашего ребенка, пользуясь несложными логопедическими тестами.

1. Прислушайтесь, как говорит Ваш ребенок: «много красных карандашов» (карандашей), «лисапед» (велосипед), «упал а пол» (на пол), «дай мне красных куртку» (красную куртку). Запомните или запишите ошибки – они подскажут вам направление работы.

2. Попросите ребенка рассказать, что нарисовано на картинке (возьмите любую иллюстрацию в еще не прочитанной книге). Обратите внимание: ребенок называет отдельные предметы на картинке («Тут кошка, собака, дом, дерево») или составляет предложение или рассказ о том, что происходит («Кошка залезла на дерево, это собака выскочила из дома и испугала её»). Помогите малышу составить развернутое предложение – ежедневная практика дает поразительные результаты.

3. Попросите ребенка назвать как можно больше признаков следующих предметов: стола, яблока, шубы, медвежонка. Например: стол – большой, деревянный, прямоугольный, коричневый, письменный. Для начала придется подсказать, но не отчаивайтесь и тренируйтесь.

4. Спросите, какие деревья, цветы и ягоды знает малыш, какую мебель и посуду он может назвать, какой транспорт, каких животных, птиц и насекомых он может перечислить. Дети дошкольного возраста должны назвать 6 – 8 предметов к каждому обобщающему слову и, наоборот, уметь назвать обобщающим словом группу предметов (различную мебель, посуду, животных и т.д.).

5. Может ли Ваш ребенок правильно назвать действия людей (лечит, строит, пишет, читает, отдыхает, вяжет и т.п.), способы передвижения животных (скачет, ползет, прячется, выслеживает, крадется, плывет). Знает ли он глаголы, характеризующие явления природы (светит, греет, сверкает, сияет, всходит, заходит, скрывается), умеет ли сказать, как подают голоса животные (каркает, стрекочет, рычит, мычит, блеет, шипит и т.п.). Глаголы и прилагательные делают нашу речь образной и интересной. Ребенок с достаточным запасом таких слов не будет затрудняться в пересказе.

6. Сколько признаков действий может назвать Ваш ребенок? Спросите его, как может передвигаться кошка (быстро, торопливо, медленно, тихо, тихонько, ползком, лениво, осторожно) или скажите, что на улице может быть тепло, и предложите ребенку продолжить (холодно, пасмурно, туманно, сыро, ветрено, солнечно, мокро, пыльно, грязно и т.д.). Признаки действий (наречия) появляются в речи детей позднее, чем другие слова – помогите своему ребенку усвоить их, обращая внимание на погоду, природу, животных и т. п..

7. Поиграйте в игру «НАОБОРОТ». Сможет ли ребенок подобрать к слову противоположное по значению (большой – маленький, горячий – холодный, далёкий – близкий, ранний – поздний, старый – новый, темный – светлый, высоко – низко, грустно – радостно, медленно – быстро и т.д.). Такие слова не только показатель развития речи, но и показатель сформированности мыслительных процессов.

8. Знает ли Ваш малыш, когда так говорят: светлый ум, светлая голова, светлый человек; тёплый взгляд, теплая встреча, теплые тона, теплый разговор; тяжелый характер, тяжелое настроение, тяжелые мысли; золотые руки, золотое сердце, золотая монета и т.д. Дети, не понимающие переносного значения слов, воспринимают речь конкретно и недопонимают смысла текстов и стихотворений. Чаще загадывайте детям загадки, сами пользуйтесь пословицами и поговорками и объясняйте, почему так говорят.

9. Может ли ребенок объяснить, как образовались слова: бурелом, бензовоз, горнолыжник, скороварка, водопад и т.п.  Знание законов словообразования позволит вашему ребенку быстрее усвоить и грамматические законы русского языка.

10. Понимает ли ваш малыш разницу между словами: чист – часто – часть – честь; тень – темь; лист – лис – лес; долг – долго; гора – гореть – горечь – горе; речь – река; печь – печаль – печать? Тренируйтесь – понимание смысловой разницы слов обеспечит в дальнейшем грамотное письмо.

11. Умеет ли он подобрать родственные слова (конь–конница–конь–конюх–конюшня; стройка–строитель–перестроить–строительный)? Такое умение позволит ребенку с легкостью освоить все правила русского языка в школе.

Итак, Вы протестировали вашего ребенка.

На основании тестов могут быть даны следующие рекомендации:

• Занимайтесь, общайтесь, играйте с ребенком каждый день, постоянно, а не от случая к случаю.

• Необходимо уделять особое внимание развитию движений пальчиков и кистей рук. Используйте игры с пальчиками с речевым сопровождением.

• Выполняйте массаж пальчиков и кистей рук каждый день по 5 минут, лучше 2 раза в день утром и вечером, можно использовать специальные массажеры.

Для развития мелкой моторики полезны:

- игры с пуговицами, шишками, камешками, а также с сыпучими материалами – фасолью, горохом, крупой, семенами;

-игры с пластилином, с нитками, с прищепками, с бумагой, с мозаикой;

- игры с песком: пересыпания, лепка «куличиков»;

-игры с водой: переливание из одной емкости в другую, игры с пипеткой;

- рисование карандашами, кисточкой, палочками, пальчиками;

-работа с ножницами.

• Приучайте ребенка обслуживать себя самостоятельно (застегивать и расстегивать пуговицы, замки на одежде, завязывать шнурки), к любой доступной домашней работе.

Для развития артикуляционной моторики, укрепления мышц губ, языка, нижней челюсти можно давать ребенку жевать твердую пищу (морковку, яблоки, сушки), жевательную резинку или серу. Научите ребенка надувать и втягивать щеки, полоскать рот, можно выполнять упражнения «Улыбка», «Слоник», «Накажем непослушный язычок» и другие.

Для развития речевого дыхания можно играть в такие игры: дутье на ватку, в трубочку, «погреем ручки», выдувание мыльных пузырей (ребенку нужно показать, как нужно дуть).

• Уделите особое внимание своей интонации. Ваша интонация должна быть ласковая, эмоциональная, выразительная (используйте пестушки, потешки, стишки, пойте с ребенком песенки). Во время общения родителя с ребенком, ребенок обязательно должен видеть, как двигаются губы взрослого и видеть тот предмет, который называет взрослый.

• Старайтесь вызвать у вашего ребенка желание подражать любым вашим действиям: мимике, жесту, действиям с предметами, движениям. Сначала ребенок должен научиться мимическому, предметному, жестовому подражанию, а уже потом - подражанию речи окружающих взрослых. Как можно чаще устраивайте дома эмоциональные игры с речевым сопровождением и движениями рук. Например, «Коза рогатая», «Ладушки», но не перегружайте ребенка. Можно использовать пальчиковый или настольный театр.

• Общаясь с ребенком, показывайте части тела на ребенке, на себе, на игрушках и выразительно произносите короткие слова или фразы. (Это глазки. Это ушки. Это ротик. Это носик. Это ручки. Это ножки.)

• Не заставляйте ребенка говорить, повторять за вами слова или фразы. Неговорящий ребенок может отреагировать на это отрицательно, он может отказаться от общения. Ребенок должен захотеть говорить сам. Любую речевую активность ребенка нужно поощрять. Играйте вместе с ребенком в игры, которые ему нравятся, таким образом, можно вызвать у ребенка желание и потребность заговорить со взрослым.

• Играя с ребенком, обыгрывайте игрушки. Предложите ребенку покачать, покормить, причесать, одеть на прогулку мишку или куклу. Создавая постройку, обязательно обыгрывайте ее, разворачивайте сюжет.

• Играя с ребенком, используйте звукоподражания разным животным и птицам (кошка-мяу-мяу, собака- гав-гав, курица-ко-ко-ко и другие.) Желательно произносить эти звукоподражания тихо-громко, эмоционально, по нескольку раз, и ребенок, постепенно вовлекаясь в игру, начинает повторять звукоподражания.

• Используйте в своей речи сначала детские слова (би-би, топ-топ, ням-ням). Эти слова значительно легче и поэтому ребенок быстрее овладеет ими.

• Постепенно вводите в речь ребенка короткие слова: мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, дай, иди, на и другие. Чаще употребляйте слова: дай, возьми, принеси. Свою просьбу подкрепляйте жестом или помогите ребенку выполнить требуемое действие.

• Приучайте ребенка к книгам. Рассматривайте книги с крупными, реалистическими картинками, соотносите их с предметами. Читайте и рассматривайте «говорящие книги», а потом выньте батарейки и пусть ребенок сам подражает героям. Рассматривайте фотографии ребенка или близких родственников, называйте имена, действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

Консультация для родителей "Роль семьи в активизации речи ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в активизации речи ребенка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность...

Консультация для родителей "РОЛЬ СЕМЬИ В АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ РЕБЕНКА"

            Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на прим...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...