"эффективные практики наставничества"
консультация

Мельникова Светлана Николаевна

Описание моделей, приёмов  организации эффективной практики наставничества в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_praktiki_nastavnichestva.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные практики наставничества

 (модели, приемы, методы, результаты)

                                                           Выполнила: воспитатель  МБДОУ

                                                          «Бобровский детский сад № 5 «Сказка»                                                  Мельникова Светлана Николаевна

Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек        успешно не окончил педагогический ВУЗ, как бы он не был талантлив, если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом. Я сам учился у более опытных педагогов

                                                                                                             А. С. Макаренко

     На современном этапе развития образовательной системы наставничество – это передача профессионального опыта, преемственность поколений, а также форма профессиональной адаптации,  способствующая закреплению кадров в педагогическом коллективе. Взаимодействие наставника и молодого специалиста осуществляется на рабочем месте, что иллюстрирует реально возникающие ситуации и весь трудовой процесс, что позволяет реализовать на практике полученные теоретические знания.

   Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении - оказание помощи начинающим  воспитателям в их профессиональном становлении.

   Задачи дошкольного наставничества:

   привить молодым специалистам  интерес к педагогической деятельности и закрепить их в образовательном учреждении;

   ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста и воспитателя,  развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

    способствовать успешной адаптации молодых специалистов и воспитателей к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.  

    Наставничества в ДОУ может быть организовано, как в форме  индивидуального  обучения и передачи личного опыта в результате наблюдений непосредственно на рабочем месте, либо же в групповой форме в виде посещения лекций, семинаров и тренингов, приглашенных или собственных специалистов, участия в интернет - форумах и сообществах. В результате использования  этих форм организации наставничества, авторские приемы и профессиональный опыт педагога-мастера будут наложены на общие знания и умения молодого специалиста в контексте современной ситуации в образовательном сообществе. 

     Наиболее эффективной система наставничества в ДОУ будет, если в отношениях наставника и молодого специалиста  присутствуют взаимное уважение, доверие и желание работать вместе. Только в этом случае возможно продуктивное и по-настоящему качественное наставничество, достигающее стоящих перед ним целей и задач.

С учётом профессиональных потребностей начинающего воспитателя выделяют следующие роли педагогов – наставников:

    «Проводник». Наставник обеспечивает подопечному ознакомление с системой данного ДОУ «внутри»; реализует пошаговое управление его педагогической деятельностью.

   «Защитник интересов». Оказывает помощь в решении всех конфликтных ситуаций, образующихся в процессе педагогической деятельности молодого специалиста, создавая атмосферу взаимопомощи и партнёрства.

   «Кумир». Наставник абсолютно всеми собственными индивидуальными и профессиональными достижениями, социальным положением, стилем работы и общения способен заинтересовать профессиональное самосовершенствование молодого специалиста

   «Консультант». В данной роли наставник поддерживает подопечного, приходя на помощь только тогда, когда начинающий воспитатель обратиться за советом.

   «Контролёр». Молодой специалист самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность её организации, эффективность форм, методов, приёмов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций.

   Наставничество традиционно предполагает трехэтапную организацию.

На первом, адаптационном этапе, Наставник проводит диагностику подопечного, определяя актуальный объем знаний и умений, чтобы выработать программу наставничества, разъясняет специалисту его права и обязанности. Планирование работы осуществляется согласно личным особенностям, творческому потенциалу, базовому образованию молодого специалиста.

   На втором, основном этапе, педагог-наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, предоставляет молодому специалисту материалы для самосовершенствования. Индивидуальный план наставничества разрабатывается  на определенный период с конкретным содержанием, сроками исполнения и формой работы.  Дополнительно педагог-наставник может помочь подопечному в создании личной страницы на официальном сайте, где тот сможет публиковать материалы для родителей и коллег.

   На контрольно – оценочном этапе наставник анализирует проделанную работу, выявляет ошибки и недочеты, ставит задачи по их устранению, проверяет готовность подопечного к самостоятельному выполнению должностных обязанностей. Старший коллега высказывает конструктивную критику, делает дельные замечания, указывает на ошибки и неточности в работе, контролирует работу подопечного. 

      В современных условиях система наставничества в ДОУ является эффективной формой становления и развития профессиональной компетентности молодых педагогов. Развитие различных способов наставничества как педагогического явления сегодня объективно необходимо в отечественном образовании, востребовано молодыми и состоявшимися педагогами. Современный воспитатель заинтересован в освоении новых форматов педагогического наставничества, перспективных и потенциально ресурсных  для профессионального развития, персонифицированного повышения квалификации в совместной образовательной деятельности, формирования своего имиджа на муниципальном уровне. В результате педагог приобретает уверенность в правильном выборе профессии. В результате молодые и начинающие педагогические работники проходят аттестацию на подтверждение занимаемой педагогической должности в детском саду. В коллективе, где грамотно построена система наставничества как метод обучения педагогических кадров, есть поощрение взаимопомощи, творческих начинаний, начинающий педагог быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями

Использование  разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...

эффективные практики наставничества

презентация "Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, результаты)...

"Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)."

quot;Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)."...

Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»

Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...

Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»

Наставническая практика «Формирование основ профессионального самоопределения через ознакомление дошкольников с миром профессий»...

Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»

Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии  «педагог-ученик» «Наставничество в  профессиональной ориентации ребенка»...