Рабочая программа "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год
рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа в средней группе  "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

 Направленность программы.

 

    Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

   Рабочая программа составлена на основе:

программы «Цветные ладошки» (авт. И.А. Лыковой, 2008)

При разработке программы за основу взяты  положения Письма Минобразования  РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», ФЗ "О дополнительном образовании" от 16 июля 2001г., Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1.

 

Актуальность. На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.

Цели.

Образовательная:  Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Развивающая: Овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием. 

 Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению и  познанию художественного  искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.

Задачи:
Образовательные:

 1. Формирование представлений о нетрадиционной технике рисования.

 2.Овладение основами, умениями  работы различными нетрадиционными видами рисования, формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию. 

Развивающая: 

  Формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения.

Воспитательные:

1. Соблюдение правил  техники безопасности. 

2. Воспитывать  эстетический вкус, активизировать  речь детей.

Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность

от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, в группе 12 -14 человек.

   Занятия по программе посещают дети по запросам родителей.  Основной формой работы с детьми являются тематические учебные занятия. 

  Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.

Методы, используемые на занятиях:

-наглядный;

-практический

-игровой.

 

Форма занятий фронтальная – тематическая совместная деятельность.

Основные принципы  программы:

 1. Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

 2. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

 3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.

 4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

 5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

 6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

 

1.Организация тематических выставок детских работ для родителей.

2.Составление папки лучших работ.

3. Участие в районных и ССИТ конкурсах в течение года.

Ожидаемые результаты:

На уровне ребенка:

  • желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
  • умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
  • развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения;
  • умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; умение  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
  • развитие чувства прекрасного.

 

На уровне педагога

  • создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
  • повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
  • поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

 

На уровне родителей

  • повышение компетентности в вопросах  развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
  • развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.

На уровне педагогических технологий:

  • обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

 

Организационно - методическое обеспечение программы.

       Программа «Цветные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) рассчитана  на 3 года,  для детей с 3 до 7 лет. Для успешного освоения численность детей в группе должна составлять – 12-14 человек.   Предлагаемые занятия являются одним из средств развития творческих способностей. Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.

Год обучения

Количество занятий

 

Количество детей в группе

В месяц

В год

Первый

4

36

14

Второй

4

36

14

Третий

4

36

14

 

Отличительной особенностью программы является использование нетрадиционной техники  для дошкольного образования, способствующей развитию детской одаренности через следующие этапы работы с детьми:

  • Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из картофеля.
  • Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.
  • Третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (кляксография, набрызг, тиснение, монотипия).

Программа рассчитана на 3 года и направлена на работу с детьми от 3 до 7 лет.

Перспективный  план  занятий для детей  4-5 лет

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Осенние пейзажи (рисование по сырому)

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Сентябрь

Волшебные листочки

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать световосприятие

Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Сентябрь

В нашем саду листопад

Учить детей рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски, закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску на ворс, промывать кисть.развивать умение различать и называть цвета.

Октябрь

Пушистые животные (тычок жесткой кистью)

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Октябрь

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель)

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Октябрь

Кошка и котята

Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.

Октябрь

В подводном мире (рисование ладошкой, восков, мелками и акварелью)

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

Ноябрь

Зимние узоры (граттаж)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Ноябрь

Зимний лес (тычкование)

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

Хвойный лес

учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий, создавать композицию,

развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

Ноябрь

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Ноябрь

Портрет мамы

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

Декабрь

Снежинки

познакомить с техникой рисования восковыми мелками, закреплять умение аккуратно закрашивать лист акварелью, воспитывать эстетическое восприятие.

Декабрь

Сказочный пингвин

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Декабрь

Волшебные краски

Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по-мокрому,

знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

Декабрь

Зимняя сказка

Закреплять умение рисовать предметы округлой формы, прямые и волнистые линии,

 -развивать воображение, память,

Декабрь

Зайчик

продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура, -развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста, -воспитывать любовь к родной природе.

Январь

Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель)

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

Январь

Птицы волшебного сада

Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Январь

Натюрморт

Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Январь

Разные-разные голубые,  красные, синие, зеленые воздушные шары)

закреплять умение рисовать предметы округлой формы, прямые и волнистые линии,

-развивать воображение, память,

-создать праздничное настроение

Февраль

Бабочки (монотипия)

Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.

Февраль

Волшебные цветы

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, световосприятие.

Февраль

Теория «знакомства с технологией батиком»

Технология батика. Учить детей правильно наносить, акриловую краску на свою работы, учить правильно, сочетать цветовую гамму.

Февраль

Подарок для папы

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет.

Март

Космический сон.

Создание космических пейзажей, образа звездного неба, используя смешения красок и набрызг.

Март

Портрет мамы

Продолжить с жанром изобразительного искусства – портретом  передача особенностей внешнего вида, настроения характера,  конкретного человека мамы, используя  для реализации замысла восковые мелки.

Март

Какого цвета весна

Активизировать технические навыки работы с гуашью и акварелью, используя нетрадиционные приемы в рисовании

Март

Путешествие в подводное царств

закрепить с детьми умение рисовать тычком по

контуру, развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями.

Март

Золотая рыбка

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – воздухом через трубочку (растения на морском дне). Закреплять умение размазывать пластилин по поверхности деталей, начиная с контура. Для украшения рыбьей чешуи предложить использовать ракушки.  Развивать творческие способности.

Апрель

Роза для мамы

Цель: Заинтересовать детей выполнением оригинальной аппликации в подарок маме. Побуждать проявлять больше самостоятельности при подборе цветов салфеток, добавлять свои детали к уже имеющейся розе (сердечко, имя мамы и т. д.). Развивать мелкую моторику рук.

Апрель

Сказочная птица

Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.

Апрель

Мы рисуем море

Упражнять детей технике рисования ладошкой, пальцем, тычком. Обогатить творческий опыт путем совмещения нескольких средств изображения моря и его обитателей.  Развивать воображение, желание создать композиции, дополнить ее деталями.

 Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Воспитывать целеустремленность, самостоятельность.

Апрель

Северное сияние

Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике.

Май

Звездное небо

Обучение детей нетрадиционной технике рисования.

Май

Волшебный цветок

Самостоятельный выбор рисунка.копировальной бумаги.

 Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем

Май

Бабочка красавица

Развивать художественный вкус, фантазию и воображение.  Развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

Май

Разноцветные матрёшки

Знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

Май

Одуванчик вдруг расцвёл

Расширять знания о временах года, развивать эстетическое восприятие.

 

 

Заключение

 

Итак, обучение дошкольников рисованию на занятиях нетрадиционными способами в настоящее время имеет важное значения. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

Методическое обеспечение программы.

 

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

 

  • столы;
  • стулья
  • мольберты
  • мультимедиа;
  • музыкальный центр.

 Нетрадиционные техники:

    Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная, рисование на камнях, на металлических крышках.

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктейльные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти;

- камни;

- крышки металлические.

 

Приложение  № 1.

 

Нетрадиционные техники рисования.

 

Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

Рисование  пальчиками.

     Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование  ладошкой.

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Скатывание  бумаги.

   Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 

Оттиск  поролоном.

     Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

Оттиск  пенопластом.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

  Оттиск  смятой  бумагой.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 

Восковые  мелки  +  акварель.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 

   Свеча  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

 

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

     Монотипия  предметная.

   Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

     Черно-белый  граттаж.(грунтованный лист)

   Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

 

        Кляксография  с  трубочкой.

  Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

       Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

     Отпечатки  листьев.

  Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

Тиснение.

    Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

 

Цветной  граттаж.

  Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. 

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

 

Монотипия  пейзажная.

 

  Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение

пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 

 

 

Приложение  № 2.

 

Система оценивания уровня усвоения программы.

   Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.

 

Анализ продуктов деятельности

 

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

 

     Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

     В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:

 Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.

 

2. Передача формы:

• форма передана точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• части предмета расположёны неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно.

 5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

• по всему листу;

• на полосе листа;

• не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

• соблюдается пропорциональность в изображении  разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана  неверно.

6. Передача движения:

         • движение передано достаточно четко;

   • движение передано неопределенно, неумело;

   • изображение статичное.

   Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия.

      7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая

характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступления от реальной окраски;

• цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей):

а) характер линии:

• слитная;

• линия прерывистая;

• дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

•средний;

• сильный, энергичный (иногда бумагу);

• слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):

• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

     г) регуляция силы нажима:

• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

    2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

 

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

     в)       эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

З. Уровень самостоятельности:

• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в)       стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

   Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.

    Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

 

                                                                                                      Таблица № 1

Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю

 

 

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее количество баллов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Таблица № 2

 

Анализ детских работ

 

 

Имя ребенка

Самостоятельность в выборе изобразительных материалов

Создание новых комбинаций из основных элементов

Увлеченность и интерес к деятельности

Творческое применение различной техники изображения и материалов

Соответствие детской работы основным художественным требованиям

Оригинальность выполнения замысла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 3

Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»

(нетрадиционные техники рисования)

 

Имя ребенка

Оттиск

Монотипия

Пальчиковая живопись

Кляксография

Набрызг

Метод тычка

Печатки из листика

Поролон

Мятая бумага

Предметная

Пейзажная

с ниткой

с трубочкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

Список литературы:

 1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с. 

3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с. 

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с. 

7. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. 

8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с. 

9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. 

10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с. 

12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с. 

14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с. 

15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с. 

16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с. 

17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2020-2021

Рабочая программа для второй младшей группы...

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год в подготовительной группе

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ....

Рабочая учебная программа 2020-2021 год

Рабочая программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенност...

Рабочая программа воспитателя 2020-2021 год

Рабочая программа воспитателя 2020-2021 год...

Рабочая программа на 2020-2021 год

Рабочая программа средняя группа ....

Рабочая программа воспитателя 2020-2021 учебный год

Представлена рабочая программа для подготовительной группы детского сада, разработанная в соответствии основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад "Теремок"...