Доклад "Развитие познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности."
материал

Елена Михайловна Вдовенко
Развитие познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности  дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности.

       Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом её определяющий. Это период, когда и семья, и общество создают для ребёнка все необходимые и возможные условия для их развития. Необходимым условием развития является активность ребёнка, в том числе и познавательная.

       Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывается  в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.

      «Творчество является уделом всех… Оно является нормальным и постоянным спутником детского развития.»           Лев Семёнович Выготский

       Являясь музыкальным руководителем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  Николаевский детский сад «Солнышко» остановлюсь более  подробно на развитии познавательной активности ребёнка через  музыкальною  деятельность.

      Музыкальное развитие ребёнка подчинено общей задаче интеллектуального развития. Формирование познавательной сферы будет более полным, если в него будут включены восприятие музыки и другие виды музыкальной деятельности. НОД – непосредственно образовательная деятельность в области художественно-эстетического развития включает в себя ряд важных разделов, взаимно дополняющих друг друга.

Это  - музыкальное приветствие,

                   - музыкально-ритмические движения,

                   - развитие чувства ритма,

                   - пальчиковая гимнастика,

                   - слушание музыки,

                   - распевание, пение.

                   - пляска, игра,

                   - музыкальное прощание.

     Все приёмы на музыкальных занятиях – игровые. В занятиях стараюсь обязательно использовать игрушки, создавая тем самым сюрпризный момент и мотивируя детей на занятие. Это, как правило, мишки, зайчики, петушки…Основная идея и смысл моей работы заключается в том, чтобы различные формы музыкальной деятельности детей не сводились лишь как обучающие музыкальным навыкам и знаниям, а формировали художественно-эмоциональное познание действительности, мышление.

      Среди основных видов музыкальной деятельности особо выделяется раздел «Пение». Песня позволяет ребёнку не только выразить свои чувства, передать своё внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий отклик. Песня учит и воспитывает, сопровождает нас  всю жизнь. Начинаются наши музыкальные занятия с песенного  приветствия  друг друга. Это всегда даёт положительный эмоциональный настрой на занятие, доброжелательное отношение друг к другу.  В приветствии использую звучание либо по мажорному звукоряду, либо попевки  «Здравствуйте, ладошки», «Мы начнём», «Петь приятно и удобно».

       Пение играет важнейшую роль в становлении личности ребёнка, формирует вкусы, предпочтения, познавательные интересы. По сути, песня – это синтез слова и музыки, это яркая и образная форма углублённого представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путём. Поэтому я  пополняю свой репертуар такими песнями, содержание которых отражает круг интересов ребёнка, формирует его  познавательные интересы.

            С помощью пения развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на умственное развитие ребёнка.

        В своей работе  я очень активно применяю замечательную, на мой взгляд, авторскую методику Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны Железновых (отец с дочерью)   по логоритмике «Раннее развитие ребенка».     Логоритмика – деятельность ребёнка, при которой система занятий направлена на развитие чувства ритма музыкального и речевого, изобразительного и двигательного.

       Ритмическая организация является основой жизни, так как всё, окружающее нас, живет по законам ритма.Железновы  самостоятельно записали маленькие, но понятные малышам песенки, песенки с движениями, дорабатывали  русские потешки. Программа рассчитана для разных возрастов.

       Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга ребёнка. Именно поэтому развитием чувства ритма так важно заниматься с детьми с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритме, упражнениях и играх. Характерной особенностью  методики Железновых является именно  игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой в весёлую обучающую игру.

       Игра — оптимальное психолого–педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

       Игровая форма работы  завершает музыкальное занятие. Именно в игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы, овладевают движениями общей и мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности, развиваются познавательные процессы.В своей работе я использую преимущественно музыкальные игры, привнося элемент театрализации с масками-ободками и другими атрибутами. Это такие игры как «Солнышко и дождик»,  «Кот и мыши»,  «Музыкальный ералаш»,  «Башмачки», «Мы весёлые мартышки», «Роботы и звёздочки» и т.д.

       С целью повышения познавательной активности у дошкольников Галина  Ивановна  Щукина, профессор педагогики, предлагает на каждом занятии учить дошкольников анализировать и сравнивать, обобщать и доказывать. Важно создавать условия для проявления самостоятельности, творчества, предоставлять им возможность проявлять инициативу, находить свои способы решения познавательной задачи. Примером может служить раздел музыкальных занятий «Слушание музыки», важнейшего средства развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, где дети самостоятельно учатся размышлять о музыке, описывать словами свой отклик на прослушанное музыкальное произведение. Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при подготовке к занятиям я использую музыкальные произведения, доступные и понятные детям, яркие и увлекательные. Например, «Детский альбом» П.И. Чайковского, который изобилует яркими и красочными образами:  «Игра в лошадки», «Баба яга», «Марш деревянных солдатиков» и т.д.

      Синтезируя все полученные  знания и умения,  ребёнок применяет их в танцевальной практике – пляске, хороводах, в индивидуальных и групповых танцевальных композициях.  Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребёнок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, развивается активность.

       Одной из разновидностей художественно-эстетической деятельности, активно и непосредственно развивающей познавательную активность детей,   является  театральная деятельность.

       Театр — одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, развитием познавательных интересов и коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, речи,  нравственного и эстетического воспитания.

        Наталья Алексеевна Ветлугина указывала в своих исследованиях на то, что в педагогической деятельности результатом является не уровень постановки спектакля, а уровень в развитии способностей детей, сам процесс участия.

       В нашем детском саду «Солнышко»  2019 год проходит, как и повсеместно, под Годом театра. Сколько прошло увлекательных постановок и драматизаций, и всегда дети с огромным эмоциональным откликом принимали участие, все  представления проходили с необычайным успехом.

Самое главное, дети были увлечены самим процессом, эмоциональны, многие смогли по-новому раскрыть свои таланты.

         Таким образом, театрализованная форма игры для дошкольников становится средством развития творческих, познавательных способностей.

          В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности, а также знания об окружающем. Создание ситуации успеха и формирование положительных мотиваций в обучении – условие, которое способствует более глубокому познанию действительности, нового взгляда на мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

«Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами художественно-эстетической деятельности»

Участие дошкольников в разных видах художественно-эстетической деятельности формирует способность чувствовать, понимать, оценивать....

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочн...

Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности .

             Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности  происходит с первых шагов маленького челове...

Программа «Волшебный песок» как средство художественно-эстетического и познавательного развития детей раннего возраста

Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильн...