«Взаимосвязь детского сада и семьи в развитии логического мышления детей дошкольного возраста».
консультация

Ананьева Галина Валентиновна

У детского сада и семьи единая цель – всесторонне и грамотно сформировать мотивационную готовность ребёнка к школе. Поэтому совершенствование работы по развитию логического мышления предполагает поиск путей во взаимосвязи детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь детского сада и семьи в развитии логического мышления

детей дошкольного возраста».

 «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли». (Л. С. Выготский).

Дошкольное детство - это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребёнок познаёт мир с помощью органов чувств, и познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информация - с эмоциями. Любознательность, пытливость, желание узнавать - это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребёнке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни.              Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний о признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.                                                                                                                                                    У детского сада и семьи единая цель – всесторонне и грамотно сформировать мотивационную готовность ребёнка к школе. Поэтому совершенствование работы по развитию логического мышления предполагает поиск путей во взаимосвязи детского сада и семьи.                                                                                                В работе с родителями по развитию логического мышления у дошкольников можно использовать разнообразные формы, а именно:

- Беседы, дискуссии, консультации.                                                                                           - Оформление стендов, папок – передвижек.                                                                                   - Проведение открытых мероприятий.                                                                                           - Домашние задания (для родителей).                                                                                    

Для развития у детей логического мышления посредством формирования элементарных математических представлений выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей.                                                  - Информирование родителей о задачах и содержании логико-математических и развивающих игр, используемых в детском саду.                                                                           - Участие родителей в работе по развитию познавательной активности, логического мышления дошкольников (праздники, конкурсы).                                                 - Создание обогащенной развивающей домашней среды.                                                                    - Консультация о подборе развивающих математических игр для детей дошкольного возраста.                                                                                                                   - Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.            - Собрания (дистанционно), с показом фрагментов занятий по ФЭМП с целью обращения внимания родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка.                                                                           - Совместные мероприятия «За круглым столом».                                                                            - Совместные математические игры – занятия с детьми и родителями (индивидуально, во второй половине дня).                                                                                       - Совместный выбор и приобретение развивающих математических игр для группы.                                                                                                                                          - Подбор и демонстрация специальной литературы по ФЭМП, направленной на развитие логического мышления.                                                                                     Учитывая то, что математика как область знаний очень сложна, очень важно привлекать родителей к непосредственному участию в формировании элементарных математических представлений у детей.                                                   Чаще всего из форм сотрудничества с семьей используются - беседы. Проводятся они обычно, когда родители забирают детей из детского сада. Эта форма сотрудничества требует от воспитателей большого такта, умения, компетентности.                                                                                                               Чтобы вызвать у родителей доверие, беседу можно начать с констатации успехов их ребенка. При этом обязательно нужно использовать наглядность его деятельности. Уточнение, с кем из членов семьи ребенок чаще проводит время, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений, поможет дать конкретные рекомендации для наиболее эффективного знакомства детей с понятиями - количество, форма, счёт, пространство, время. Готовясь к беседе, необходимо заранее подобрать специальную методическую литературу, учебники. Для более углубленного изучения некоторых тем, можно оставить их на некоторое время в семье ребенка.

В совместной работе детского сада и семьи по развитию логического мышления у детей большое значение имеет посещение родителями занятий по математике, на которых родителям предоставляется возможность увидеть достижения своего ребенка и овладеть отдельными методическими приемами формирования у дошкольников элементарных математических представлений. После занятия, родителям необходимо рекомендовать, что следует перенести в практику семейного воспитания, дать советы по методам развития логики в индивидуальной работе с ребенком дома.                                                            Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, специальные семинары, лекции, темы для которых подбираются заранее, для того, чтобы глубже раскрыть актуальные проблемы развития логики у детей.                                                                                                           Например: «Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулки?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Как научить ребенка слушать, слышать и понимать взрослого?»                                                                                                             Необходимо отметить, что логико-математическое развитие ребенка осуществляется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными, временными отношениями. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений взрослого, а также организации практических действий самих детей. В результате этого у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества отличаются по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее, полнее у дошкольников эти знания, тем они логичнее будут мыслить.                                      При грамотно организованном совместно с родителями процессе развития математических представлений, у дошкольников развиваются все психические процессы, особенно, мыслительные функции (все операции мышления, элементы логики и абстрактного мышления).                                                          Таким образом, приобщение детей к занимательному математическому материалу в условиях семьи, повышает педагогическую культуру родителей, обогащает совместный семейный досуг, развивает познавательный интерес и логическое мышление детей, формирует нравственно-волевые качества, что является одним из эффективных средств мотивационной готовности детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество родителей с детским садом для полноценного процесса развития ребенка старшего дошкольного возраста.

В наше время остро встал вопрос, «Каким же должно быть дошкольное образование»? В условиях современной жизни, высокий темп образования, соблазняет отдать ребенка в школу в 6 лет и даже ран...

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

     Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для успешного развития ребенка н...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Работа детского сада и семьи по правовому воспитанию детей дошкольного возраста"

Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Для того, чтобы работа с семьей по этому направлению была эффективней педагоги должны иметь достаточный уровень знаний и умений. В материале пр...

Совместная ответственность детского сада и семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Аннотация: в этой статье авторы пишут о совместной работе детского сада и семьи, которая строится на следующих основных принципах, которые определяют содержание, организацию и методы этой работы: един...