Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
консультация

Щукина Ирина Анатольевна

       Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для успешного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка фор­мируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 137» г.Саратов

Из опыта работы музыкального руководителя

Щукиной Ирины Анатольевны

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

 

           

«Воспитание есть процесс социальный
 в самом широком смысле. Воспитывает
 всё: люди, вещи, явления, но прежде
 всего и больше всего–  люди.  Из них
 на первом месте–      родители и педагоги.»

    А. С. Макаренко

       Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для успешного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими сферами своей жизни, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

       К сожалению, ещё далеко не все родители в полной мере сознают свою родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с ними  нередко приходится слышать: “Для нас главное – накормить и одеть ребёнка,  а уж воспитанием и образованием занимайтесь вы, мы вам его привели, так будьте добры…”.

        Дошкольник наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

        Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать  представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

      Одним из важных направлений всесторонне развитой личности является музыкальное воспитание ребенка-дошкольника. Музыка в нашей стране вошла в каждый дом, ее  слушают взрослые и дети – классическую, народную, духовную, серьёзную и развлекательную. Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, а  детям без помощи взрослых - невозможно. Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в  семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Но таких семей крайне мало. В детском саду мы учим  детей вслушиваться в музыку, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. А дома взрослые навязывают ему "современную эстраду", ведь ребёнок в семье поневоле слышит то, что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов, это неправильная позиция родителей.

        Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей. Как привлечь их к совместной работе с детским садом, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?

       Прежде, чем приводить в систему работу с родителями были изучены рекомендации ведущих педагогов в области музыкального воспитания О.П.Радыновой, Н.Ветлугиной, сформулирована цель, определены задачи, выбраны направления, формы и методы дальнейшей деятельности.

        Цель: выстроить доверие и партнерство с семьей на основе стратегии сотрудничества педагога-музыканта и родителей в музыкальном воспитании дошкольников для повышения эффективности позитивного влияния детского сада на семью.

        Задачи:

- Вовлечение родителей в музыкально-образовательный процесс

- Формирование у родителей компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку

- Совершенствование развивающей среды в ДОУ и семье с целью формирования творческой обстановки.

       Работа по привлечению родителей в процесс музыкального воспитания в нашем ДОУ проводится в нескольких направлениях: организационное-педагогическое, информационное, консультативное, практико-ориентированное.

Организационное  направление:

- В начале учебного года я выступаю  на родительских собраниях, знакомлю   с задачами каждой группы по реализации программы музыкального воспитания.

- Провожу презентацию кружка «Волшебный звук», как дополнительной образовательной услуги.
- Так же в начале учебного года проводится  анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

а) уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,

б) определить запросы на музыкальное воспитание,

в) провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

      Вот результаты анкетирования родителей 2018-2019 учебного года. В сентябре 2018 года в анкетировании приняло 80 родителей разных возрастных групп.

    К сожалению, по результатам анкетирования,  музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего:  

- всего 6% опрошенных обучались в музыкальных школах и студиях,  и 5% из них уже не играют на инструментах.  

-100% родителей не считают музыку пустой забавой, но в 85% случаев она не занимает в их жизни значительное место, звучит  в доме каждый день, «фоном».  

Музыкой в детском саду должны заниматься все дети – считают 100% родителей.   Но только 45%   поют, танцуют и слушают музыку со своими детьми дома. Вопрос - какую? 

- популярную и эстрадно-развлекательную музыку слушают- 70% родителей,

- классику (в том числе и в современной обработке) - 10% 

- народную музыку слушают всего 2% анкетируемых, (Н.Кадышева, Н.Бабкина)

- остальные 18%  предпочитают  - джаз, рок, рэп.

        Во всех семьях имеются детские музыкальные игрушки и инструменты, с которыми ребенок действует, самостоятельно организовывая свой досуг. Все родители указали, что у ребенка есть любимая песня, но назвать ее не смогли (только один указал «Чебурашка», и «Антошка», видимо вспомнил свое счастливое детство).            

       Вот еще очень «интересные» данные, касающиеся непосредственно педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей в детском саду.  45% родителей считают, что музыкальный руководитель детского сада – это массовик-затейник, или организатор праздничных мероприятий (так ответили в основном родители младших групп), 12%- считают, что аккомпаниатор (концертмейстер), и только 57% считают, что музыкальный руководитель – это педагог-музыкант, отвечающий за музыкальное воспитание ребенка. Некоторые родители указали, что музыкальный руководитель, это «3 в одном»  и затейник, концертмейстер, педагог.

Информационное направление

      Для  информирования семьи в области музыкального воспитания и просвещения использую следующие наглядные формы:  

- музыкальный   информационный стенд «Музыка и дети».  Тематика материалов стенда разнообразна: «Из истории рождения праздника», «Встречи с музыкантами», «Композиторы – детям», «Музыка в жизни ребенка» и другие.

- буклеты («Музыканты в коротких штанишках», «Инструменты своими руками»), которые предлагаю родителям на консультациях или собраниях.

- тематические папки-передвижки в каждой группе, тематика их так же разнообразна

- тематические ширмы, с различными рекомендациями по проведению праздников дома, материалы для закрепления репертуара дома «Повторите с детьми дома».

       Для оформления стендов, папок и ширм  использую  интернет-ресурсы. Яркие, красочные плакаты привлекают внимание родителей, повышают интерес к помещенной на них информации. Вот некоторые из них: «Музыкальный сад», «Про школу», «Все для детского сада», «МАААМ.ru», «Дошкольник» и другие.

Вот так нетрадиционно  мы пригласили родителей на «Праздник осени»:

На праздничный утренник вас приглашаем,

С правилами поведения ознакомиться  предлагаем:

Мы в музыкальном зале рады видеть всех!
Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.

И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»

Ещё хотим, друзья вам предложить -
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

       

Консультативное  направление

- проведение тематических консультаций. Каждый год в нашем учреждении проводится «День  открытый дверей», в рамках данного мероприятия работают консультативные пункты, где все специалисты детского сада проводят консультации по тем или иным вопросам. В 2018-2019 году я консультировала родителей на тему «Охрана детского голоса», рассказала о том, какую музыку подбирать для слушания дома, в этом году планирую объяснить родителям «Правила поведения на праздничном утреннике».

- так же  провожу  индивидуальные  консультации и рекомендации для родителей проблемных детей и по дальнейшему обучению одаренных детей  музыке.

    Для меня большая гордость то, что наши выпускники  продолжают музыкальное образование. Так в 2017 году – 4 выпускника поступили и продолжают обучение в музыкальной школе по классу фортепиано, в 2018 году – двое, в 2019 – 2 девочки обучаются игре на фортепиано, а мальчик – поступил и учится по классу баяна, 8 детей – занимаются в танцевальных коллективах города.

     Практико-ориентированное  направление

-  Второй год в детском саду работает «Школа молодых родителей», занятия «учеников» проходят один раз в квартал.  Я, как музыкант-педагог,  так же принимаю активное участие в работе  данного сообщества.  Провожу мастер-классы по изготовлению инструментов из природного и бросового материала, костюмов, шапочек для игр, атрибутов для подвижных игр, танцев.

- Участие родителей  в организации и проведении культурно-досуговой деятельности дошкольников. Например, на празднике, посвященному  «Дню пожилого человека» бабушки соревнуются с внуками в умении «Перематывать клубочки», или «Собирать овощи с грядки». Традиционно празднование «Дня 8 марта»  в подготовительной группе проводим в форме «КВН», где дети и родители соревнуются в умении петь частушки, пеленать куколок, в игре  на музыкальных инструментах, в чтении  стихов и т.д. С какой гордостью дети наблюдают за выступлением мам, бабушек!  На новогоднем празднике Дед Мороз обращается к родителям с поздравлением, и приглашает всех, и детей, и гостей,  в хоровод  «В лесу родилась елочка».  В прошлом году провели совместный детско-родительский новогодний праздник в 1 младшей группе, где родители были не зрителями, наблюдающими за детьми, а непосредственно участниками праздничного действия.  Естественно, прежде чем решиться на проведение такого мероприятия, нами была проведена большая предварительная работа.  Это и консультирование на тему: «Новый год в детском саду», в родительские уголки поместили репертуар, используемый на утреннике (тексты песен, игр, танцев), провели  практическое занятие по ознакомлению с репертуаром, напомнили о внешнем виде родителей (вторая обувь, прическа, праздничный наряд). Праздник «прошел на ура», малыши вместе с родителями танцевали, пели, водили хороводы, играли на музыкальных инструментах, играли в снежки с дедушкой Морозом, смотрели сказку «Колобок спешит на Новый год», получили от Деда Мороза  новогодний подарок, а самое главное – массу позитива, радости и счастья.

       Безусловно, родители   – мои активные помощники. Я ощущаю их помощь и поддержку во всем, особенно при подготовке к проведению  праздников и развлечений. В этом году родители подготовительной группы организовали пошив костюмов к постановке музыкально-театрализованного представления «Пых». Не обходится без их помощи и участие детского сада в городских конкурсах и фестивалях. Для  участия в фестивале «Аленький цветочек» родители сшили костюмы для танцевального номера «Ангел летит». Так же  оказывают помощь в оформлении музыкального зала к праздникам.

         Родители наших воспитанников имеют  представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и постепенно становятся непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса. Вышеперечисленные направления, формы и методы работы очень плодотворны. Они  приносят положительные результаты. У детей повышается  интерес к музыкальным занятиям, улучшаются  результаты диагностики музыкальных способностей, а  родители становятся  более компетентны в вопросах музыкального воспитания.

     Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа  дошкольного учреждения  по взаимодействию  с семьей — залог успешности ребенка, поэтому работу в данном направлении следует продолжать, используя разнообразные методы и формы.

Литература

  1. Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. «Дошкольные учреждения и семья» ЛИНКА-ПРЕСС, 2001
  2. Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М «Просвещение», 1983
  3. О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» М. «Академия» 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в нравственном воспитании детей.

Материал представляет собой объединение наиболее эффективных методов и приёмов для работы с родителями в детском саду....

«Взаимодействие детского сада с семьей в физическом воспитании детей»

Вырастить ребенка здоровым - это желание каждого родителя и одна из ведущих задач стоящих перед детским садом. Семья и детский сад, те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоро...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Работа детского сада и семьи по правовому воспитанию детей дошкольного возраста"

Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Для того, чтобы работа с семьей по этому направлению была эффективней педагоги должны иметь достаточный уровень знаний и умений. В материале пр...

Совместная ответственность детского сада и семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Аннотация: в этой статье авторы пишут о совместной работе детского сада и семьи, которая строится на следующих основных принципах, которые определяют содержание, организацию и методы этой работы: един...