Зачем стенам говорить? Оформление пространства группы в ДОУ.
учебно-методический материал

Струкова Марина Алексеевна

Правильно оформленная среда для ребенка является важным фактором его развития.Как же сделать так,чтобы РППС наполнялась,обогащалась самими детьми?Как сделать развивающую среду "живой" и говорящей?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Окружающее ребенка пространство, его наполняемость, актуальность, доступность, насыщение в соответствии с потребностями и интересами каждого воспитанника способствует максимальному развитию личности маленького человека.

Насыщенная развивающая предметно пространственная  среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка и является одной из составляющих образовательного процесса. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Одним из важнейших условий при обогащении РППС является сотрудничество и сотворчество всех участников образовательного процесса- детей, родителей и педагога.

В нашем учреждении проектно-тематическое планирование, поэтому  одним из направлений  для обогащения и наполнения РППС является учет актуальной темы проекта. Одним из значимых компонентов такого наполнения являются ,так называемые « говорящие стены»( не путать с технологией)- пространство для размещения детских рисунков, коллективных аппликативных работ, масштабных изображений, плакатов, картин, которые могут располагаться как на стенах группы, так и прищепках, лентах, веревках, как в пространстве группы , так и раздевалках и реакреациях. Оформление РППС говорящими стенами-это совместная  деятельность взрослого и ребенка, в которой присутствует система обновления в зависимости от актуальных потребностей. Например, в понедельник сам педагог подготавливает РППС, наполняет ее актуальными  теме проекта материалами: картинками, плакатами, определенными атрибутами, подготавливает к работе центры активности. Если педагог готовит иллюстративный материал, то необходимо учитывать:

-изображения должны быть понятны детям, соответствовать их возрасту.

-оформление стен не должно быть «офисным», а приближаться к домашнему.

-нельзя перегружать пространство работами

-учитывать освещение.

 В каждом  ЦА группы размещаются алгоритмы, схемы, фотографии разнообразных конструкций и поделок в рамках темы проекта-варианты разнообразных видов деятельности, которыми  дети могут воспользоваться самостоятельно.

Важно их размещать в поле зрения детей, т.к не каждый ребенок будет скрупулезно искать что то в папке. Это подготовка к общей теме проекта, далее в ходе обсуждения на ДС  и выявления инициатив, предоставляется материал по запросу. Педагог предоставляет детям выбор ЦА, которые наполнены материалами для разных видов деятельности детей.

Помимо этого, есть и статичные объекты, которые придуманы и размещены в каждом ЦА самими детьми- это правила! Очень важно, чтобы эти правила были созданы самими детьми -нарисованы, размещены и утверждены, только тогда  их соблюдение возможно без назиданий и указаний педагога.

Например, в ЦА « Книга»-нельзя рвать книгу ,кидать, рисовать в ней и т.д.

РППС должна быть безопасна, полифункциональная, трансформируема, доступна и вариативна, но самое главное- должна заполняться самими детьми для формирования активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей и явлений. Поэтому в течении недели или отрезка времени « проживания» детьми темы проекта РППС наполняется работами самих воспитанников в каждом ЦА группы, самостоятельно размещаются. Когда ребенок рисует водное пространство- море, речку, не важно ,он подбирает краски, взаимодействует с другими детьми, если это коллективная работа, и получается не только замечательный результат, но и захватывающий процесс, с помощью которого у ребенка формируются знания о многогранности  цветовой гаммы морского пространства, такой деятельностный подход гораздо эффективнее дает знания детям, чем долгие объяснения педагога .Очень важным является визуализация работ детей не только взрослыми, но и самими детьми, поэтому важно вывешивать фотографии их деятельности в группе.

Пример

В старшей группе № 13  в рамках темы проекта « Путешествие по морям и океанам» говорящими стенами стали картинки с изображением морских пейзажей, море ,нарисованное детьми на большом листе бумаги, буклеты, самостоятельно сделанные детьми, аппликативные работы с изображением рыб, бумажные кораблики в технике оригами. Воспитанники самостоятельно изготовили « морское дно» из природного материала. Родители тоже с удовольствием включались  в работу над проектом, они приносили книги, энциклопедии, карту большого формата, разнообразные атрибуты: ласты, очки, миниатюры кораблей и т. д Наши стены и правда становятся говорящими, отражающими деятельностный подход, желание продолжать игровую деятельность с тем материалом, который изготовлен самостоятельно и это самое важное и ценное, а задача взрослых просто дать детям такую возможность.

 Правильно оформленная  и « живая , говорящая» среда становится для ребенка третьим педагогом( после родителей и воспитателей),  группе становится уютно и тепло, а самое главное, каждый ребенок видит отражение своей личности и индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление пространства детского чтения к сказке В.Г. Сутеева "Яблоко"

Оформление пространства детского чтения к сказке В.Г. Сутеева "Яблоко"...

Оформление пространства детского чтения к сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» рекомендована для круга детского чтения и рассчитана для детей среднего возраста. Это одна из самых волшебных новогодних сказок, которую все помнят...

Оформление пространства детского чтения в Старшей группе №1 ОП Звездочка, школы 2122

Презентация на тему "Оформление пространства детского чтения"....

Обложки для оформления документации и пространства группы детского сада

Позволяют оформить пространство группы и документацию в едином стиле, что делает их интересными и уникальными!Представлены как готовые шаблоны, так и пустые, для дополнительного самостоятельного оформ...

Оформление пространства в группе детского сада «9 Мая – День Великой Победы!»

Цель: воспитание патриотических чувств у детей, любви к своей Родине, уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной Войны.Задачи: Формировать представления об истории Великой Отечеств...

Дидактическое пособие "Дружба народов"в оформлении музейного пространства группы

Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям разных народов, путём создания мини –музея в группе....

Семинар «Говорящие стены» в образовательном пространстве дошкольной организации»

Познакомить педагогов с теоретическими аспектами использования технологий проектирования игрового пространства ДОУ.Возможности реализации технологии «говорящие стены» в практике работы пед...