Дидактическое пособие "Дружба народов"в оформлении музейного пространства группы
статья (старшая группа)

Николаева Ирина Анатольевна

Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям разных народов, путём создания мини –музея в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.72 КБ
Файл statya.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Дружба народов»

в оформлении музейного пространства группы

Воспитатель Николаева И.А.

МБОУ «Школа № 57» г. о. Самара

 Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом. Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

 В нашем городе очень много музеев, на различную тематику. Но дети, да и большинство взрослых посещали один, два музея. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии.  
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей».
 Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

Понимая всю важность развивающей среды для развития личности ребенка, для его социализации, в нашей группе организован мини-музей «Дружбы народов». Он был создан в результате реализации проекта «Мой город Самара»». В создании его принимали участие и педагоги, и дети с родителями.

Цель: Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям разных народов, путём создания мини –музея в группе.

Задачи : 

-формировать представления о культуре и быте народов, проживающих на территории Самарского края;

- способствовать развитию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- воспитывать патриотические чувства, любви к родному краю и желание познавать культуру разных народов.

Формы работы в мини- музеях могут быть самые разные: (фото подтверждение в презентации)
-  Экскурсии в музей с целью знакомства с историей, бытом  и культурой народов.

В данном случае была организована экскурсия в Этно-Парк Дружбы народов совместно с детьми и родителями, где представилась возможность посетить подворья разных народов и познакомиться с их бытом и традициями.

-организация выставок с проведением экскурсий для сверстников

- творческие выставки детей : «А на нашем на дворе…», фотоколлаж «Семейные традиции», «У бабушки в деревне»
-  викторина «Чей орнамент», «Кто живёт в Поволжье», Клуб знатоков «Что, Где, Когда»
- тематические  занятия «Игры наших бабушек», «Милости просим гости дорогие»
- театрализованная деятельность по сказкам разных народов

- изготовление лэпбука совместно с детьми;

- игровая деятельность (музыкально-народные игры, сюжетно-ролевые игры, хороводные);

- культурно-досуговая деятельность
 

Я же сегодня хочу остановиться на использовании дидактического пособия «Дружба народов», которое является дополнением музейного пространства группы.

Оно представляет собой 5  мини подворьев разных национальностей.

- Русское подворье

-Татарское подворье

- Мордовское подворье

- Чувашское подворье

- Башкирское подворье

Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, многофункционально в использовании  на занятии, в свободной деятельности, в подгрупповой и индивидуальной формы работы с детьми.

Как же оно используется?

Практическая часть:  (2 стола для размещения пособия)

Демонстрация пособия с вариантами его использования по направлениям:

  • Жилище
  • Чей орнамент?
  • Что на столе?
  • Собери картинку и объясни.
  • Подбери наряд.
  • Из какого произведения фрагмент?
  • Фольклор

 Использование дидактического пособия «Дружба народов» позволяет оптимизировать и повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса. В частности:  у воспитанников обогащается внутренний мир знаниями, связанными с традициями  и обычаями разных народов; вызывает у детей живой интерес, являясь прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • проявляют интерес к историческому прошлому Самарского края;
  • имеют представление о ценности и своеобразии народной культуры;
  • отмечается активный интерес к культуре собственного народа, интересуются традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты;
  • умеют играть в народные подвижные игры, используя

 в активной речи считалки, загадки;

  • бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества

 Благодаря этнокультурному компоненту у детей воспитывается доброжелательность и дружелюбие, чувство любви и привязанности к родному краю. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов и детей.

    Последующая работа предполагает дальнейшее пополнение развивающей среды музейного пространства с привлечением родителей воспитанников.



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Дружба народов»

в оформлении музейного пространства группы

Воспитатель Николаева И.А.

МБОУ «Школа № 57» г. о. Самара

 Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом. Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

 В нашем городе очень много музеев, на различную тематику. Но дети, да и большинство взрослых посещали один, два музея. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии.  
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей».
 Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

Понимая всю важность развивающей среды для развития личности ребенка, для его социализации, в нашей группе организован мини-музей «Дружбы народов». Он был создан в результате реализации проекта «Мой город Самара»». В создании его принимали участие и педагоги, и дети с родителями.

Цель: Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям разных народов, путём создания мини –музея в группе.

Задачи : 

-формировать представления о культуре и быте народов, проживающих на территории Самарского края;

- способствовать развитию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- воспитывать патриотические чувства, любви к родному краю и желание познавать культуру разных народов.

Формы работы в мини- музеях могут быть самые разные: (фото подтверждение в презентации)
-  Экскурсии в музей с целью знакомства с историей, бытом  и культурой народов.

В данном случае была организована экскурсия в Этно-Парк Дружбы народов совместно с детьми и родителями, где представилась возможность посетить подворья разных народов и познакомиться с их бытом и традициями.

-организация выставок с проведением экскурсий для сверстников

- творческие выставки детей : «А на нашем на дворе…», фотоколлаж «Семейные традиции», «У бабушки в деревне»
-  викторина «Чей орнамент», «Кто живёт в Поволжье», Клуб знатоков «Что, Где, Когда»
- тематические  занятия «Игры наших бабушек», «Милости просим гости дорогие»
- театрализованная деятельность по сказкам разных народов

- изготовление лэпбука совместно с детьми;

- игровая деятельность (музыкально-народные игры, сюжетно-ролевые игры, хороводные);

- культурно-досуговая деятельность
 

Я же сегодня хочу остановиться на использовании дидактического пособия «Дружба народов», которое является дополнением музейного пространства группы.

Оно представляет собой 5  мини подворьев разных национальностей.

- Русское подворье

-Татарское подворье

- Мордовское подворье

- Чувашское подворье

- Башкирское подворье

Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, многофункционально в использовании  на занятии, в свободной деятельности, в подгрупповой и индивидуальной формы работы с детьми.

Как же оно используется?

Практическая часть:  (2 стола для размещения пособия)

Демонстрация пособия с вариантами его использования по направлениям:

  • Жилище
  • Чей орнамент?
  • Что на столе?
  • Собери картинку и объясни.
  • Подбери наряд.
  • Из какого произведения фрагмент?
  • Фольклор

 Использование дидактического пособия «Дружба народов» позволяет оптимизировать и повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса. В частности:  у воспитанников обогащается внутренний мир знаниями, связанными с традициями  и обычаями разных народов; вызывает у детей живой интерес, являясь прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • проявляют интерес к историческому прошлому Самарского края;
  • имеют представление о ценности и своеобразии народной культуры;
  • отмечается активный интерес к культуре собственного народа, интересуются традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты;
  • умеют играть в народные подвижные игры, используя

 в активной речи считалки, загадки;

  • бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества

 Благодаря этнокультурному компоненту у детей воспитывается доброжелательность и дружелюбие, чувство любви и привязанности к родному краю. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов и детей.

    Последующая работа предполагает дальнейшее пополнение развивающей среды музейного пространства с привлечением родителей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме: « СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ»

Представленный материал раскрывает организацию системы работы по внедрению проектного метода «Мини-музей  детского сада» в образовательный    процесс ДОУ. Основной целью...

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Использование музейного пространства в образовательной деятельности ДОУ

Использование музейного пространства в образовательной деятельности ДОУ - сообщение для воспитателей...

Зачем стенам говорить? Оформление пространства группы в ДОУ.

Правильно оформленная среда для ребенка является важным фактором его развития.Как же сделать так,чтобы РППС наполнялась,обогащалась самими детьми?Как сделать развивающую среду "живой" и гово...

Создание музейного пространства в ДОО

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизацию творческих способностей личности....

Обложки для оформления документации и пространства группы детского сада

Позволяют оформить пространство группы и документацию в едином стиле, что делает их интересными и уникальными!Представлены как готовые шаблоны, так и пустые, для дополнительного самостоятельного оформ...

«Традиции ознакомления с национальным костюмом народов северо-западного региона в дошкольном образовании на примере выставки «вокруг сарафана» в музейном пространстве детского сада»

В данной работе рассказывается о создании выставки "Вокруг сарафана" в музейном пространстве детского сада, в которой можно увидеть аутентичные повседневные и праздничные костюмы Архангельск...