Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

  Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста
 

«Русские народные инструменты» .

Конспекты направлены на изучение русских народных инструментов. Цель:Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

-Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;

-Развивать творческую фантазию;

-формировать певческий голос и выразительность движений.

-воспитывать любовь и интерес к музыке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://www.lipetsk.ru/upload/iblock/276/276688102ee48ce24cb7a7a6cc8bcf7d.jpg

Конспект музыкального занятия

Группа: Подготовительная

Тема: «Балалайка»

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

-Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;

-Развивать творческую фантазию;

-формировать певческий голос и выразительность движений.

-воспитывать любовь и интерес к музыке.

Программное содержание.

-Пропагандировать русскую народную культуру, приобщать детей к ее традициям.

-Развивать творческие способности детей, творческое мышление.

-Закреплять навыки использования знакомых плясовых движений в свободной пляске.

-Продолжать работу по обогащения словаря детей новыми словами, терминами, понятиями: оркестр народных инструментов, корпус, гриф, колки.

-Закреплять умение петь дружно, передавая при исполнении песни ее шутливый характер

-Закреплять умения украшать городецким узором изделия(балалайку)

Ход занятия:

(Вход под музыку)

Музыкально приветствие  «Эхо»

Ребята,  послушайте внимательно стихотворение и скажите, о чём в нем говорится?

Нет в деревне хохотушки
Озорнее балалайки –
Целый день бренчит частушки
Или громко травит байки.
Балагурка, веселуха,
Так вытренькивает звонко,
Что и древняя старуха
Скачет с ловкостью бельчонка!
Ну, а если громко вторят
Ей гармошка и жалейка,
Всю деревню раззадорит
Их шальная шайка-лейка.

Верно, это балалайка, а кто знает, как она выглядит? Расскажите про неё?

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру угадай музыкальный инструмент по звуку.

Игра «Узнай музыкальный инструмент»

(по музыкальному фрагменту дети должны по звуку определить музыкальный инструмент и назвать его)

Молодцы, все музыкальные инструменты назвали, а вот последний музыкальный инструмент послушайте. Верно, это балалайка.

Инструмент обладает богатыми исполнительскими, акустическими и художественными достоинствами. Издает негромкий звук, но мягкий и звонкий. Тембр(голосочек инструмента) нежный.

Я вам предлагаю внимательно посмотреть на картинку и в живую посмотреть на музыкальный инструмент , посмотрите из чего же он состоит.

Корпус. Он состоит из передней части и задней части, которая склеенная из деревянных сегментов. Гриф. На нем расположились лады. Головка. Это верхняя часть инструмента, где находятся колки и механика для настраивания балалайки.

А как вы думаете под исполнением балалайки какие песни пели?

А мы с вами сегодня тоже по исполняем русскую народную песню

Знакомство с песней «Как у наших у ворот»

Послушайте внимательно и скажите, о чём поётся в песне?

А что бы нам разучить песню нужно приготовить наш звонкий голосок повторяйте за мной.

Артикуляционная гимнастика

Фонопедические упреждения

Разучивание песни «Как у наших у ворот»

Балалайка , балалайка заиграли, зазвала песни петь да играть, выходите  ребята.

Игра «Передай Балалайку»

(Когда звучит музыка , ребята по кругу передают балалайку, когда музыка остановилась , у кого осталась балалайка выходит в серединку круга, и показывает русские народные движения)

Балалайка, балалаечка, нежный голосочек, посмотри-ка на наших ребят как они танцуют парами, красивый танец Полечка.

Танец «Полька»

А на завершении нашего занятия я вам предлагаю собрать из спутанных карточек музыкальный инструмент и посмотрим что это за инструмент.

«Сибири инструмент»

Рефлексия

Ребята ,  скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой у него голосок? Из сего он состоит? С какой песней познакомились? В какую игру мы с вами играли?

(выход под музыку)

Конспект музыкального занятия

Группа: Подготовительная

Тема: «Гусли»

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

  • удовольствие и радость от самого процесса соприкосновения с музыкой.
  • Развивать представления детей об изобразительности музыки, создающей образ (гусли изображают героев русской сказки); о выразительных средствах музыки (динамика, регистр), звуковысотности (высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски.
  • Передавать характер музыки в движении, в пении.
  • Расширять запас слов, обозначающих названия в русском фольклоре (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли), персонажей русской народной сказки, музыкальных терминов (тихо-громко, высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).

Ход занятия:

(вход под музыку)

Музыкальное приветствие «Эхо»

Я гусли беру золотые,

И песнь о свободе пою,

Чтоб слышали старцы седые,

И юноши песню мою.

Хочу я развеять струною,

Тяжелые сны о былом,

Чтоб песня, пропетая мною,

Дышала весенним теплом.

Посмотрите, сегодня мы с вами знакомимся с новым музыкальным инструментом кто же услышал, как называется музыкальный инструмент? Верно, гусли.

Я предлагаю внимательно послушать как он исполняет закройте глазки и послушайте ?

Слушание исполнение Гуслей

Скажите, какое звучание этого инструмента?  А какой характер исполнения был?  Представьте, что вы художники и вы услышали как исполняют гусли,  что бы вы нарисовали, какие цвета красок вы бы использовали?

 Ребята посмотрите сегодня я вам на музыкальное занятие принесла музыкальный инструмент который называется гусли.

Посмотрите из чего это музыкальный инструмент состоит.

Знакомство с инструментом Гусли

А как вы думаете, когда звучали гусли что под их исполняя могли делать?

А я вам предлагаю потанцевать .

Танец «Парный танец»

Парный танец так хорош , ну а гусельки играют и игру нас созывают.

Игра «Передай гусли»
(Правила игры , когда звучит музыка мы осторожно гусли передаем, а когда музыка остановилась и у кого остались гусли, вот выходит с гуслями в середину круга и рассказывает нам стих или исполняет песню.)

Вот какие гусли веселые, развеселили нас, а знают ли ребята песни. А какую мы с вами песню разучивали на прошлом занятии ? Верно русскую народную, а что бы нам исполнить нужно дружно приготовить наш голосок.

Артикуляционная гимнастика

Фонопедические упреждения

Исполнение песни «Как у наших у ворот»

А сейчас я вам предлагаю внимательно послушать песенку и сказать о чём в песенке поётся?

Слушание «Пчёлочка» р.н.п

А чём песня? Какой характер песни?

Вы были очень внимательными слушателями , но наше занятие подходит концу, скажите что мы сегодня с вами делали на занятии?

Рефлексия

Ребята ,  скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой у него голосок? Из сегодня он состоит? С какой песней познакомились? В какую игру мы с вами играли?

Вам Домашнее задание узнать дома вместе с родителями кто же исполняли на гуслях.

(выход под музыку)

Конспект музыкального занятия

Группа: Подготовительная группа

Тема: «Рубило»

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

  • Развивать представления детей об изобразительности музыки, создающей образ (рубило); о выразительных средствах музыки (динамика, регистр), звуковысотности (высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).
  • Передавать характер музыки в движении, в пении.
  • Расширять запас слов, обозначающих названия в русском фольклоре (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли), персонажей русской народной сказки, музыкальных терминов (тихо-громко, высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).

Ход занятия:

(Вход под музыку)

(Главная мелодия из «Утро» Григ)

Музыкальное приветствие

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

Ребята посмотрите внимательно на экран и скажите ,что это такое, как вы думаете?

А вот это ребята старинный русский инструмент который называется рубиль,  этот инструмент ударный. В старину  на руси был заменой утюга , так же ещё применялся в стирке.

Посмотрите сегодня я вам принесла этот музыкальный инструмент.

Этот музыкальный инструмент состоит из дерева, сделаны зубчики, когда проводишь по ним палочной деревянной то получается вот такой звук послушайте.

Я вам предлагаю посмотреть видео в исполнении музыкального инструмента рубило, а после просмотра скажите какой звук по характеру?

Просмотр видео Исполнении Рубило

Какой звук? Какой характер?

Как вы поняли что рубило не просто деревянная носочка , а музыкальный инструмент.

А сейчас я вам предлагаю послушать внимательно звуки музыкальных инструментов и узнать названия инструментов.

Игра «Узнай по звуку»

(предлагаются фрагменты музыкальных звуков)

Какие внимательные все музыкальные инструменты узнали .Так как вы все музыкальные инструменты узнали по звуку, я каждому раздам по музыкальному инструменту, колокольчики, ложки, бубны.

Игра на ДМИ «Кадриль»

(Знакомство с ритмическим рисунком,

Знакомство с последовательностью исполнения инструментов)

А вспомните на прошлом занятии какую мы с вами песню пели?

Артикуляционная гимнастика

Фонопедические упреждения

Исполнении песни «Пчёлочка»

Для завершении нашего занятия я  вам предлагаю поиграть в игру которая называется «Весельчак».

Танцевальная игра «Весельчак»

(Правила игры: выбирается ведущий который будит находиться в середине круга, когда звучит музыка дети которые ведут хоровод они идут в правую сторону, а кто в середине круга идёт в левую сторону, когда музыка останавливается, ведущий показывает музыкальные движения, когда музыка меняется ведущий выбирает себе другого ведущего и меняется)

Рефлексия

Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой у него голосок? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?

Конспект музыкального занятия

Группа: подготовительная группа

Тема: «Гармошка»

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

Музыкальные: учить детей различать звучание гармони, баяна, аккордеона, отмечать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, воображение и фантазию, способность к импровизации;

двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, продолжить формирование ритмических и певческих навыков,

Воспитательные: развивать навыки коммуникации, самоорганизации и контроля, воспитать грамотного и заинтересованного слушателя; вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку различного характера; обеспечить преемственность на уровне детский сад -  школа искусств.

Оборудование:

музыкальный центр, аудиокассета; детские шумовые инструменты; музыкальные инструменты: фортепиано, гармошка.

Ход занятия:

(вход под музыку)

Музыкальное приветствие

Колокольчик нам поёт

Всех на музыку зовет

Слышишь тонкий голосок

нам пара начать урок

Динь- дон,

Динь- дон.

Здравствуйте

Здравствуйте

Послушайте внимательно загадку и скажите сегодня мы с вами с каким музыкальным инструментом познакомимся.

Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки

Под нее поют частушки!

Вот посмотрите на гармошку, послушайте, а я вам о ней расскажу , а вы запоминайте.

B результате игры  музыкальных фраз приходится только при сжиме или только при разжиме мехов, а иногда на каждый новый звук приходится менять направление движения меха. А состоит гармошка из: корпуса, клавиатурный механизмов, гриф, меха.

А сейчас я в вам предлагаю послушать как звучит музыкальный инструмент.

Слушание и просмотр видео в исполнении на гармони.

Скажите, какой звук? А какой характер? А какими красками выглядит этот звук гармошки?

А я вам сейчас тоже предлагаю  воплотиться в музыкантов и по исполнять на музыкальных инструментах.

Игра на ДМИ

Закрепление ритмического рисунка ложек,

Закрепление ритмического рисунка бубна

Закрепление ритмического рисунка колокольчика.

В руки ты ее возьмешь, 

То растянешь, то сожмешь! 

Звонкая, нарядная, 

Русская, двухрядная. 

Начинаешь играть, всех на танец зазовет.

Танец «Русский народный»

(Закрепление движений)

Ребята , а скажите , а что самое главное в музыке? Это песня, а на завершении нашего занятия я вам предлагаю дружно исполнить песню.

Артикуляционная гимнастика

Фонопедические упреждения

Исполнении песни «Пчёлочка»

Рефлексия

Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой у него голосок? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?

Конспект музыкального занятия

Группа: Старшая группа 

Тема: «Дудочка»

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

-познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;

-учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию;

-обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

Планируемые результаты: проявляет интерес к русским  народным музыкальным инструментам, имеет представление об ударных, струнных, духовых инструментах, активно пользуется связной устной речью.

Ход занятия:

(вход под музыку)

Музыкальное приветствие

Колокольчик нам поёт

Всех на музыку зовет

Слышишь тонкий голосок

нам пара начать урок

Динь- дон,

Динь- дон.

Здравствуйте

Здравствуйте

Сегодня я наше занятия хотела бы начать с музыкальных загадок , и узнаем кто у нас внимательно слушает музыку, и узнает музыкальные инструменты по звуку.

Музыкальные загадки «Узнай по звуку инструмент»

(Правила: Нужно сидеть внимательно слушать звуки инструмента, после того когда звуки закончились поднять руку и ответить как называется музыкальный инструмент)

Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка-будет музыка слышна.
Подумайте минуточку... что же это?

Верно, это дудочка. А скажите, как выглядит трубочка, кто может нам рассказать?

А вот дудочка сегодня у нас с вами на занятии, посмотрите это русский народный духовой инструмент. А как вы думаете, ребята как появляется звук из этого музыкального инструмента?

Я вам предлагаю послушать и посмотреть как настоящие музыканты  исполняют на дудочке.

Просмотр видео в исполнении игры на дудочки

Скажите какой был звук дудочки? Какой звук по характеру? Н кого это звук похож?  А какие краски этого инструмента?

Сегодня я вам предлагаю самим превратиться настоящих музыкантов и по исполнять на инструментах.

Игра на ДМИ

(знакомство с ритмическим рисунком)

Вот как звонко исполняли, на музыкальных инструментах, а сможете так же дружно по исполнять  песню.

Артикуляционная гимнастика

Фонопедические упреждения

Исполнении песни «Осенняя песня»

А на завершении нашего с вами занятия я вам предлагаю поиграть в игру которая будет называться дудочка.

Игра дудочка

музыкальная игра с нотами 

Ду-ду, ду-ду, дудочка,
Ду-ду, ду-ду-ду!
Заиграла дудочка
В зеленом саду.

Услыхала уточка,
Плавая в пруду,
Как играет дудочка:
Ду-ду, ду-ду-ду!

С малыми утятами
Начала плясать.
Крыльями и лапками
Воду колыхать.

Ду-ду, ду-ду, дудочка,
Ду-ду, ду-ду-ду!
Вот какая дудочка
В зеленом саду.

1-й куплет. Дети по кругу идут вправо, «уточки спят» (в кругу).

2-й куплет. Дети, опустив руки, расширяют круг, образуя «пруд». Уточки просыпаются, начинают «плавать».

3-й куплет. Дети имитируют игру на дудочке. Уточки сначала мягко приседают – «приплясывают», потом расправляют крылья и бьют ими по воде.

4-й куплет. Уточки одна за другой выходят из пруда, огибают круг детей и образуют свой внешний круг. В это же время дети, выждав, когда уточки выйдут из пруда, сходятся тихонько к центру и присаживаются.
При повторении игры дети меняются ролями.

Рефлексия

Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?

(выход под музыку)

Конспект музыкального занятия

Группа: Старшая группа 

Тема: «Свистульки»

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

 - познакомить детей с народным музыкальным инструментом: глиняная свистулька;
- расширять музыкальные впечатления детей;

-развивать слуховое восприятие детей;
- способствовать овладению детьми необходимым запасом слов для характеристики музыкальных произведений в процессе слушания;
- развивать умения двигаться в соответствии с характером музыки;
- расширять восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении;
- прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение, слушать друг друга, пение в коллективе;
- формировать познавательные интересы детей в процессе музыкальной деятельности;
- воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения;

Ход занятия:

(Вход под музыку)

Музыкальное приветствие

Колокольчик нам поёт

Всех на музыку зовет

Слышишь тонкий голосок

нам пара начать урок

Динь- дон,

Динь- дон.

Здравствуйте

Здравствуйте

Послушайте загадку и скажите, что за музыкальный инструмент я для вас приготовила.

В старину меня ценили :
Если засуха, то мной

Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят...
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят.

Слушание Свистульки

Верно, это свистулька, послушайте её звук, на что этот звук похож? Верно на пение птиц.

А какой звук этого инструмента? А какой характер? А если бы вы были художниками, какие бы вы использовали краски?

Ребята, я вам предлагаю проверить какой у нас голосок? Проверим, какой голосок у каждого из нас.

Игра на ДМИ

(дети берут инструменты и по показу видео показывают ритмические рисунки)

(игра на русских народных инструментах: ложки, бубен, свистулька)

Когда свистулька заиграет звонким узком, так и хочется ребята вместе с ней исполнять.

Артикуляционная гимнастика

Фонопедические упреждения

Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»

Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)

Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук, только громе и ниже)

Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)

Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.

Исполнение песни «Урожайная»

Но мы с вами пока не умеем играть на музыкальных инструментах. А хочется вам попробовать? Нам на помощь придет игрушка-свистулька. Посмотрите какая она красивая! Сделана она из глины (Показ). Дуть-свистеть в нее сможет даже ребенок. Вот так. (Показ). Хотите попробовать? Каждый выберет себе свистульку и подует в неё, после занятия можно будет взять свистульку себе. Но! Нельзя передавать свою свистульку другому ребёнку, только своей пользоваться!

Упражнение «Поиграй на свистульке»

У детей в ладошах птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.

Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.

(Дети извлекают звуки из свистулек).

Динамическая пауза «Жмурки со свистулькой»

Муз.рук берет в руки дудочку и отходит в один из углов комнаты. Остальные дети встают и закрывают глаза. Ребенок с дудочкой начинает издавать звуки. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание дудочки, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как дудочка перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего, играющего на дудочке.

Муз.Рук. Молодцы, дети, у вас хороший слух.

Рефлексия

Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?

(выход под музыку)

Конспект музыкального занятия

Группа: Старшая группа 

Тема: «Трещотки»

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

   образовательные:

* познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.

*формировать представления детей о народной музыке и народных инструментах;

развивающие:

* развивать эмоциональную отзывчивость;

* развивать чувство ритма;

* формировать певческий голос и выразительность движений.

воспитательные:

* воспитывать любовь и интерес к русской народной музыке.

* вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку.

Ход занятия:

(Вход под музыку)

(Главная мелодия из «Утро» Григ)

Музыкальное приветствие

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

Ребята, я для вас приготовила сегодня очень не обычный музыкальный инструмент, ну что бы с ним познакомиться я предлагаю для начала вспомнить уже знакомые музыкальные инструменты.

Игра «Узнай музыкальный инструмент»

А вот теперь , что бы познакомиться с ним нужно отгадать загадку, послушайте внимательно.

Музыкальный инструмент узнаём в один момент.
С ним в оркестре веселей,
Деревянный на вид, из дощечек состоит
Длинных и коротких, и трещит (трещотка).

Это ребята называется трещотка, послушайте, как он звучит, какой звук?

Посмотрите, на него как он выглядит, вот посмотрите внимательно есть два вида трещоток.

Знакомство с трещотками

(просмотреть )

Показ видео в исполнении трещоток

Какой характер исполнения этого музыкального инструмента?

Как вы думаете из какого цвета состоит звук музыкального инструмента?

Сегодня я вам предлагаю на нём по исполнять.

Игра на ДМИ

(знакомство с ритмическим рисунком)

Вот как дружно по играли, а как вы думаете трещотки это ударный инструмент или он произносить мелодию?  Вот сейчас я вам предлагаю показать какой у нас с вами дружный голосок.

Артикуляционная гимнастика

Фонопедические упреждения

Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»

Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)

Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук, только громе и ниже)

Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)

Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.

Исполнении песни «Урожай»

А на завершении нашего занятия я вам предлагаю поиграть и повеселится  , а игра будет называться передавай.

Игра «Передавай»

Правила игры: когда звучит музыка нужно передавать трещотки с ритмическим рисунком когда музыка остановилась , у кого остались трещотки он исполняет на них , а дети в ладошки повторяют ритмический рисунок.

Рефлексия

Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?

(выход под музыку)

Конспект музыкального занятия

Группа: Старшая группа 

Тема: «Ложки»

Цель: Познакомить с русским народным музыкальным инструментом «ложки».

Задачи:

Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек, разучивание приёма игры на ложках.

 Развивающая: Развивать чувство ритма; развивать координацию речи с движением, добиваться выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.

 Воспитательная: воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Ход занятия:

(Вход под музыку)

(Главная мелодия из «Утро» Григ)

Музыкальное приветствие

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов. А каким, вы узнаете, отгадав загадку.

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

(Ложка)

Верно!

Я сегодня пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Красивые, резные!

 Это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Слушание Звучания лежак

Послушайте, как они звучат. (Звук ложки)

Какой звук? Какой цвет звука?

Ребята, а как вы думаете, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом?

Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.

Просмотр презентации «История возникновения ложки»

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложкарный промысел был распространён по всей России.

А теперь я вам предлога посмотреть видео.

Просмотр видео

Ребята, а какое настроение вызвала у вас эта муз.? (веселое) Под нее что хочется делать? (танцевать)

А сейчас и я вам предлагаю создать свой оркестр из ложек.

Игра на Ложках

(Знакомство с ритмическим рисунком)

Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдёт любой.

Если виртуоз играет,

Ложки будто - бы летают.

Их в руках по три, по пять.

Даже трудно сосчитать!

А сейчас я вам предлагаю показать какой у нас с вами звонкий голосок.

Артикуляционная гимнастика

Фонопедические упреждения

Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»

Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)

Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук, только громе и ниже)

Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)

Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.

Исполнении песни «Урожай»

А на завершении нашего знакомство с ложками я вам предлагаю поиграть в игру.

Игра с ложками

Весёлые матрёшки.

Мы весёлые матрёшки                   Повертеть кистями  рук с ложками перед собой.

Ладушки ,ладушки.                         Похлопать ложками перед собой.

На ногах у на сапожки                     Показать на ножки.

Ладушки ,ладушки                            Похлопать ложками перед собой.

Завязали мы платочки,                     Повертеть кистями рук с ложками перед собой.

Ладушки ,ладушки                           Похлопать ложками перед собой.

Раскраснелись наши щёчки             Легко постучать ложками по щёчкам.

Ладушки,  ладушки.                                Похлопать ложками перед собой.

В сарафанах наших пёстрых,            Повертеть кистями с ложками перед собой.

Ладушки, ладушки                              Похлопать ложками перед собой.

Мы похожи словно сёстры                Повертеть кистями рук с ложками.

Ладушки-ладушки                              Похлопать ложками перед собой.      

Рефлексия

Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?

(выход под музыку)

Конспект музыкального занятия

Группа: Старшая группа 

Тема: Бубен

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

Обучающие:

- расширять словарный запас детей, теоретические сведения и представления о музыкальных инструментах, в частности о бубне.

Развивающие:

- дыхание и артикуляционный аппарат,

- совершенствовать вокальные навыки,

 - продолжать развивать чувство ритма и координации,

 - слуховое и зрительное внимание,

 - творческие способности и познавательную активность,

- коммуникативные качества.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к изучению народных инструментов и народному творчеству,

 - воспитывать культуру восприятия, развивать музыкальный кругозор,

 - воспитывать любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью,

 - воспитывать культуру общения.

Ход занятия:

(вход под музыку)

Музыкальное приветствие «доброе утро»

Доброе утро улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее

Мы погладим лобик , носик и щёчки

Будем мы красивыми как в саду цветочки

Разотрём ладоши сильнее , сильнее

А теперь похлопаем  смелее, смелее

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережем

Улыбнёмся снова будем все здоровы

Вот карточки с инструментами, один любой желающий будет их показывать вам по очереди. Какой инструмент покажет – в такой вы и играете, а я буду вам ритм предлагать. Слушайте и смотрите внимательно.(Воспитатель помогает раздать инструменты в разнобой – по 4 штуки: коробочка, маракас, треугольник, колокольчики, бубенчики, рубель).  

Игра ДМИ

Есть бубенчики на нем,

По нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем,

Дайте в руки звонкий …(Дети: бубен) –

                                        Просмотр видео

Послушайте как исполняет ? Какой звук какой голосок у инструмента какого цвета?

Ребята а сейчас я вам предлагаю с бубном поиграть, создать свой настоящий оркестр.

Игра на Бубне

(знакомство ритмическим рисунком)

Вот как здорово играли, и не сколько не устали,

Будет бубен нас учить и песни дружно учить .

 Артикуляционная гимнастика

Фонопедические упреждения

Исполнение песни «Калинка»

(исполнение совместное с исполнением бубна)

Бубен дружно любит исполнять , но и также танцевать.

Выходите ка скорей покажем как дружно бубен умеет танцевать

Танец с Бубном

(Движения повторяются за педагогом)

Игра с бубном

Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма

Педагог играет определенный ритмический рисунок, дети повторяют.

Усложнение: один ребенок играет, все повторяют, или ребенок играет ритм по карточке, все повторяют.

Вариант: ребенок играет ритмический рисунок на музыкальном инструменте для одного ребенка, тот отвечает. Потом второй ребенок играет для следующего и так далее.

Рефлексия

Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?

(выход под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Магазин музыкальных инструментов». Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Т.Тютюнниковой

Цель. Знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных му­зыкальных импровизаций детей....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Русские народные музыкальные инструменты"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Русские народные музыкальные инструменты"...

"Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Вальс цветов" П.Чайковский

quot;Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Вальс цветов" П.Чайковский...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты”

музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. «Русские народные инструменты...

Презентация. Музыкально-дидактическая игра для старшего дошкольного возраста"Русские народные инструменты"

Презентация. Музыкально-дидактическая игра для старшего дошкольного возраста"Русские народные инструменты"...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА»....