Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)

Рощина Екатерина Леонидовна

Описание инновационного опыта

«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование - городской округ

город Рязань Рязанской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД № 55»

ИНН 6231043524  ОГРН     1026201271799

390000, город Рязань,                                                                                                       тел/факс (4912)25-39-73

ул. Павлова, д. 42 а                                                                                                               e-mail:  mdou.ds55@yandex.ru

сайт http://s1.obr-rzn.ru/dou55

Описание инновационного опыта

«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

                                                                              Воспитатель:

                                                                                                      Рощина Е.Л.

                                                 Рязань, 2021 год.

Актуальность и перспективность опыта.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и помышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Ученые установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т. е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, и развитие речи.

Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики?

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Что же способствует развитию мелкой моторики малыша?

Один из эффективных способов развития мелкой моторики  - ТЕСТОПЛАСТИКА.

Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому педагогу, дешев и легок в приготовлении и использовании. Так же изделия из теста имеют ряд преимуществ среди других материалов. Они не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов. При необходимости педагог может сам приготовить нужное ему пособие.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. В наше время интерес к солёному тесту, как материалу для изготовления различных поделок возник сравнительно недавно. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, обереги. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста – тестоплатика.

Формирование ведущей идеи опыта.

На формирование опыта оказал влияние следующий фактор:

- Активное участие в кружковой деятельности.

Мой кружок дети начали посещать с младшей возрастной группы. На занятиях дети знакомятся с таким художественным материалом как солёное тесто и разными способами его обработки. Занятия направлены на развитие умения и навыков работы с пластичным материалом. Лепка из соленого теста не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Занятия будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

- Поиск средств для создания условий разностороннего развития детей в многочисленной группе.

Мне хотелось создать комфортные условия для разностороннего развития детей своей группы так, чтобы у них было любимое увлечение, реализующее потребности в общении, творчестве и развитии. Тестопластика отвечает всем этим факторам.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

Начиная работать с детьми по данной теме была изучена учебная и методическая литература. Был составлен перспективный план занятий, который способствовал эффективному и систематическому усвоению знаний и умений детей, развитию мелкой моторики, восприятию форм, цвета, пропорции.

Начиная практическую работу с детьми, в основе технологии по тестопластике лежал принцип «от простого к сложному». Работа по лепке носила систематический характер.

На первых этапах ребенок учиться контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учиться ловко управлять с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находиться в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

На первых занятиях дети знакомились со свойствами соленого теста (пластичностью, податливостью, нежностью), его составом (соль, вода, мука), инструментами, которые необходимы для работы с тестом (стеки для вырезания, валики для раскатывания теста, различные формочки для вырезания, шаблоны). Также дети обучались простейшим технологическим приемам лепки: раскатывание валиком до нужной толщины, вырезания формочками.

На начальном этапе дети учились лепить плоские фигуры: «фрукты», «сердечки», «медальоны», «листья» и т.д. Учились использовать различные оттиски для получения рельефной поверхности, для этого применялись пуговицы с различной поверхностью, расческа и т.д. Также знакомились с приемами оформления вылепленных фигурок дополнительными деталями: вылепленными шариками, жгутиками, крупой, мелкими косточками от фруктов, различным природным материалом.

Позже дети учились работать с шаблоном, вырезая фигуру по контуру, правильно использовать стеку. Учились сглаживать края вылепленной фигурки пальцем, смоченными водой.

Освоив лепку простых фигурок перешли к следующему этапу - лепке полуобъемных форм. На этом этапе дети осваивали такие приемы лепки, как: раскатывание, сплющивание, отщипывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание. Основное содержание заданий носило предметный характер. Предметы для лепки были самые разнообразные: фигурки животных, посуда, декоративные пластинки и т.д. Такие занятия сочетались с занятиями по рисованию, они часто предшествовали занятиям лепкой по тестоплатстике.

На втором году обученя дети уже осваивали более сложную технику - лепку простых объемных фигур. Учились лепить конструктивным методом (лепка из отдельных частей). На этом этапе совершенствовалась техника лепки, применялись знакомые способы и приемы лепки, закреплялись. Дети учились соединять части вылепленных фигур между собой при помощи воды (мелкие детали), при помощи спичек или зубочисток (если крупные детали). Постепенно дети знакомились с понятием композиции. Из соленого теста лепились не просто отдельные фигуры и предметы, они включали в себя изображения предметов в определенном взаимодействии. Так появились сюжетные композиции.

Структура занятий:

  1. Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
  2.  Пальчиковая гимнастика.
  3. Рассматривание образцов, обсуждения.
  4. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»).
  5. Выбор материала.
  6. Самостоятельная работа детей
  7. Анализ готовой работы.
  8. Физ. минутка или игры с поделками.

Тестопластику можно использовать в самых различных условиях:

- художественное творчество (лепка) ;

- интегрированная образовательная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- экспериментальная деятельность.

Занятия лепкой из теста помогают решить ряд задач:

  • развитие произносительной стороны речи,
  • увеличение и активизации словаря,
  • развитие грамматических категорий, развития связной речи,
  • фонетико-фонологических процессов,
  • приобщение детей к народному искусству,
  • реализация духовных, эстетических и творческих способностей,
  • развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления,
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности.

Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых педагогом во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит - сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Готовые дидактические материалы применяются на занятиях по знакомству с окружающим миром, математике, художественной литературе, исследовательской деятельности, самостоятельных играх.

Новизна.

В нашем детском учреждении не было систематизирована работа по тестопластике. В моем инновационном опыте данная задача реализуется на протяжении двух лет и дает свои положительные результаты.

Анализ результативности.

На основе анализа диагностических исследований 2019-2020 уч. года можно отметить, что поставленные задачи решены. Однако, в  в группе имеются 5,3 % детей (Арсений Х.), показавших по итогам контрольных срезов низкий уровень усвоения программного материала.

Предполагаемая причина низкого качества усвоения программного материала (Арсений Х.) - низкая концентрация внимания, возрастные особенности, неуверенность в себе, частое отсутствие по болезни и семейным обстоятельствам.

Рекомендации: рекомендовать продолжить обучение по художественно-эстетическому направлению.

Анализ диагностических исследований за 2020-2021 уч. год будет производиться в конце учебного года.

Трудоемкость опыта.

Известно, что во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности. Малыши страдают неустойчивым вниманием, легко отвлекаемы, поэтому на занятиях всегда активизировалось внимание детей при помощи дополнительных стимуляторов. Это были игровые моменты, так как игра является основным видом деятельности дошкольников, использовались сюрпризные моменты (приходил в гости любимый персонаж сказки или мультфильма, использовалось музыкальное сопровождение).

Игровые методы и приемы обучения способствовали привлечению внимания детей к поставленным задачам, облегчали решение задач.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Я бы рекомендовала свой инновационный опыт использовать педагогам младших групп, так как данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста. А так же начинающим педагогам, так как она, несомненно увлечет их в мир творчества и общения со своими воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные подходы к развитию речи детей младшего дошкольного возраста"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста остается актуальной....

План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей.младшего дошкольного возр...

Использование дидактических игр по технологии ТРИЗ как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамм...

Инновационный опыт работы "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста...

"Влияние сенсорных игр с использованием Су-Джок терапии на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушением речи. Возникает необходимость в комплексном  преодолении речевых нарушений, наряду с традиционными методами и приёмами испо...

Инновационный проект «Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Инновационный проект«Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...