Статья. Тема: «Помоги мне сделать это самому.»
статья

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Тема: «Помоги мне сделать это самому.»

Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад №20 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

Ранний возраст – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных игровых занятий, при которых реализуются три основных сферы развития:

–  эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;

– сенсомоторная: связь органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);

– интеллектуальная: знание слов и понятий, чтение, счет.

Данными вопросами занимаются такие великие педагоги, как:

– А. Макаренко, создавший систему воспитания на основе обычаев и приёмов народной педагогики.

– А. Усова, заложившая основы психолого-педагогической концепции детской игры, содержания, форм и методов обучения в детском саду, раскрывшая роль творческой игры в воспитании ребенка дошкольника

–М. Монтессори со своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания. 

Ребенок запоминает то, что ему интересно. Основные навыки ребенок усваивает в детстве. Поэтому моя задача создать максимально открытое пространство для ребенка. Для этого создается специальная развивающая среда и дидактические материалы. Ребенок всё делает сам, учится самостоятельности, а я, взрослый, только помощник.

        Сегодня я хочу поделиться своим опытом, как авторские дидактические игры развивают три основных сферы развития детей раннего возраста. Одна из игр называется «Сравни и подбери». Эту игру можно использовать весь учебный год, усложняя её.

Цель: развитие зрительного восприятия, логического и пространственного мышления; знакомство и закрепление понятий цвета и формы, развитие фантазии.

На каждом использовании данной игры могут ставиться разные задачи.

  • Социально-коммуникативное развитие: уметь играть рядом со сверстником, не мешая ему; получать положительные эмоции, принимать игровые правила. Развитие эмоционального отклика на игру, умения в игре действовать взаимосвязано и последовательно. Закреплять знания правил безопасного дорожного движения. Развивать умение самостоятельно убирать детали игры в коробку и ставить на полку.
  • Познавательное развитие: развитие у детей умений определять и подбирать геометрические фигуры по размеру и цвету; ориентироваться в пространстве; различать один и много; определять предметы похожие на геометрические фигуры; узнавать их в окружающей среде.
  • Речевое развитие: развивать умение сопровождать речью игровых действия. Обогащать словарь детей словами – круг, треугольник, квадрат; название цвета – желтый, красный, синий, зеленый; название предметов – пирамидка, часы, ель, подушка, руль и т.д.; наречиями – право, лево, верх, низ, посередине. Составлять простые предложения –круг- красный, треугольник- синий, квадрат- зеленый.
  • Художественно-эстетическое развитие: развивать умение различать цвета –красный, желтый, зеленый, синий; раскрашивать геометрические фигуры, не выходя за контур, размазывать пластилин пальцем внутри фигуры. Развивать фантазию, творчество: дорисуй в фигуре или к фигуре.
  • Физическое развитие: развитие моторики рук.

В зависимости от развития ребенка задачи могут усложняться.

        Как же играть в эту игру?

Игровые правила:

  • Рассмотреть и назвать геометрические фигуры (по порядку или как захочет ребенок).
  • Выложить геометрические фигуры одного цвета
  • Выложить геометрические фигуры: треугольник – красный, – желтый, – зеленый, – синий; квадрат – красный, – желтый, – зеленый, – синий; круг – красный, – желтый, – зеленый, – синий.
  • Использовать рамки геометрических фигур в качестве трафаретов (раскрась, обведи, замажь).
  • Дорисуй или нарисуй в фигуре.
  • Подбери картинки предметов, похожих на геометрические фигуры.
  • Разложи на верхний ряд карточки геометрические фигуры, а на нижний ряд предметы, соответствующие заданным геометрическим фигурам.
  • Выложи геометрические фигуры (или предметы) только посередине карточки, только справа, только слева.
  • Что сложила неправильно? Что лишнее?
  • Убрать одну-две фигуры или фигуру и предмет и спросить: Что изменилось? –Чего не стало?
  • Кто быстрее соберет свою карточку быстрее.
  • Использовать карточку, как основу для аппликации с природным материалом – крупа, вата и т.п..

В заключении хочу сказать, что дети моей группы с удовольствием играют в эту игру, как со мной, так и самостоятельно, сопровождая свои действия речью. Играя рядом, дети умеют наблюдать за действиями друг друга уступать, делиться, помогать, проявляют интерес к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помоги мне сделать это самому - Мария Монтессори

Презентация на тему - "Методика Марии Монтессори - Помоги мне сделать это самому"....

"Помоги мне сделать самому."

Данный материал включает в себя следующее:Освоение навыков приёма пищи,раздевание и одевание,гигиена тела,опрятности.Оно формируется под воздействием воспитания,при определённом уровне развития у ребё...

Книга М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому

М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков...

"Помоги мне сделать самому..."

Развитие навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...

Семинар-практикум для родителей тема: «Помоги мне это узнать самому!»

Семинар на данную тему будет актуален для воспитателей, которые применяют в своей работе «Технологию проектной деятельности дошкольников Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы». Цель: показать значимо...