Статья "Музыка и изобразительное искусство"
статья

Кензеева Валентина Владимировна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_izobrazitelnoe_iskusstvo.docx21.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и изобразительное искусство

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
В. А. Сухомлинский


     Ребенку надо дать возможность наиболее разносторонне выражать свои мысли и чувства: «Выражая себя, человек растет». Эти слова в полной мере относятся к такому способу самовыражения ребенка, как рисование под музыку.
     У детей недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:
- музыкального воспитания,
-изобразительной деятельности,
-театрализованной деятельности,
-ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
        На
музыкальных занятиях решаются в основном традиционные задачи, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада. У детей развивают способность к появлению дифференцированных эмоций на разные музыкальные произведения, эмоционально реагировать на знакомые произведения. Но этого недостаточно для полноценного эстетического воспитания детей.

        На занятиях изобразительной деятельностью знакомят детей с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).

Но как объединить эти два вида деятельности для развития детей? Это можно сделать, создав единый блок.

Блок  «Живопись  в  музыке»

Цель:

Дать представление о способах отражения музыки в искусстве

Тема: «Природные  мотивы»

Цель:

  • углублять  представления детей  об  изобразительных возможностях  в  музыке
  • различать  звукоподражание  некоторых явлений  природы  (шум  дождя, ветра   и  т.д.)
  • углублять    представление об изобразительных  возможностях  музыки: различать  выражение    настроений, созвучных  той  или  иной  картине  природы, времени  года, дня
  • развивать образную речь, эстетические  чувства  

Способность музыки изображать движения людей, животных, птиц, явления природы. Отражение в музыке окружающей нас действительности: явлений природы, движений и голосов птиц, зверей. Создание средствами музыкального искусства живописных картин природы.

Тема: « Мир  настроения»

Цель:

  • дать детям  представление о  том,  что музыка разных  времен  выражает   чувства, настроения, переживания  человека
  • развивать эмоциональную отзывчивость
  • вызывать  сопереживание  музыки, проявления  эмоциональной  отзывчивости
  • уметь подбирать цветовую гамму, в соответствии с характером музыки.

          Первые навыки дети получают на музыкальных занятиях. Сначала я даю детям простые задания: что ты представляешь, слушая эту музыку, какой характер у этой музыки? Когда дети усваивают произведение, я предлагаю им рассказать, как можно изобразить его на бумаге, какими красками, и предлагаю детям нарисовать свои впечатления. Детям нравится, и они сами делают небольшие зарисовки и приносят их потом в зал.                                          

Поскольку  ведущим  видом  деятельности  дошкольников  является  игра, я в работе широко  применяю   дидактические,  ролевые, музыкальные  игры  с  пением,  творческие  задания.

Искусство и игра - две опоры в развитии творческих способностей ребенка, в настроенности на положительную эмоциональную сферу, недаром по Платону, игра - источник удовольствия и творчества. Очень интересно проходят творческие игры «Я - музыкант», «Я - художник», но для этого необходим привлекательный игровой материал:

  • придумай  словесную  метафору  (по  принципу  «Эта музыка как...», «Музыка похожа на...», «С помощью музыки    я    как    будто    попадаю    в...»;    
  • подбери название к собственной картине;
  • отгадай (придумай) загадку - «ключик»  к названию музыкального произведения;
  • придумай, на что похожи (кучевые облака, лесные пни, поваленные бурей корни деревьев...);
  • подбери    музыку    для    озвучивания    стихотворения (можно   предложить   два   контрастных   музыкальных фрагмента);
  • определи, «какого цвета музыка»;
  • «нарисуй» ритм музыки различных жанров;
  • пропой    слова,    выбранные    с    помощью    словаря;
  • сочини песню на собственные поэтические строчки;
  •  «оживи» свой рисунок с помощью мимико-жестового языка;
  • создай      пластический,      хореографический      образ сказочного         персонажа         или         музыкального произведения.  

Хороший результат дают зарисовки музыки по временам года. Дети очень точно передают характер музыки цветовым решением. А помочь им может альбом П.И.Чайковского «Времена года».

    Надо признать, что возможности такой совместной деятельности безграничны и несут большой потенциал в эстетическом развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...

Проект по изобразительному искусству на тему: «Музей изобразительного искусства – музей им. А.Н. Радищева в г. Саратов»

Цель проекта: познакомиться с музеем им. А.Н. Радищева и изобразительным искусством, представленным в нем.  Задачи проекта:1.     Собрать и изучить информацию об  изобраз...

Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка. Виды и жанры изобразительного искусства.

 Изобразительное искусство играет огромную роль в развитие ребёнка,в формировании его как многогранной личности. Особое значение имеет один из видов изобразительного искусства-живопись,раз...

Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».

quot;Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства".   Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в к...

"Методика ознакомления воспитанников с изобразительным искусством" ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ

Изобразительное искусство - это художественное отражение действител­ьности в образах, которые мы зрительно воспринимаем.У изобразительного искусства есть четыре основные функции. Знако­мясь с ...