Тренинг внимания и самоконтроля для психологов ДОУ на ГМО педагогов-психологов
материал

Сургутанова Екатерина Николаевна

Тренинг для психологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_na_gmo_psihologov_oktyabr_2019.docx54.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг внимания и самоконтроля для психологов ДОУ

на ГМО педагогов-психологов

15.10.2019 г.

Подготовила:

педагог-психолог МБДОУ № 24

Е.Н. Сургутанова

Цель тренинга — развитие уровня внимания и самоконтроля участников группы.

Предисловие

Психология внимания

 В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь при этом с его планами и намерениями, психологи говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание — это как бы антивнимание, внимание невнимательного и постоянно отвлекающегося человека. Обычно непроизвольным вниманием овладевают сильные или неожиданные раздражители: громкий звук, яркие краски, резкие запахи. Однако каждый из нас в большей или меньшей степени способен противостоять вторжению этих крикливых гостей в свой внутренний мир и удерживать внимание на чем-то одном, если этого требует поставленная задача. Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина, — это произвольное внимание.

Невнимательный человек лишен не внимания, а контроля над вниманием. Приведенные в этой главе психотехнические упражнения направлены в основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием. Однако, приступая к их использованию, тренер должен помнить, что иногда невнимательность — это не результат слабого развития соответствующей психической способности, а признак переутомления, высокой тревожности или низкой мотивации. В этом случае игры не будут лучшим способом исправления недостатка.

Упражнение 1. “Пальцы”

Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем. Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

Упражнение 2. Фокусировка"

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки — по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки — по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца — по команде “Кончик пальца!”. Команды подаются с интервалом 10—120 секунд.

Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем. Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции (см. главу 4).

Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение. Легкость переключения у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.

Упражнение 3. Сон наяву

Чем бы мы ни занимались, мы постоянно отвлекаемся. Читая книгу, мы задумываемся о чем-то своем и пропускаем абзац; беседуя с человеком, мы теряем нить его мысли; выходя из комнаты, забываем выключить свет. Обычно наши отвлечения не приводят ни к каким серьезным неприятностям: абзац можно перечитать, приятеля переспросить, а лампочку выключить через час.

Мы привыкли относиться к своей рассеянности и невнимательности снисходительно. Но для человека, пришедшего в спорт, эта привычка превращается в серьезное препятствие: стоит лишь на миг расслабиться, выпустить из рук нить контроля — и вот!.. Пистолет выстреливает сам по себе и в самое неподходящее для этого время. Волейболист провожает глазами упущенный мяч. А получивший укол фехтовальщик не сразу и понимает, что же все-таки произошло. Прежде чем приступить к отработке навыков борьбы с отвлечениями внимания, необходимо развить способность к их наблюдению. Сначала нужно замечать отвлечения, а потом избавляться от них. Упражнения этого раздела, специально посвященные “психологии невнимательности”, позволят спортсмену проникнуть во внутреннюю механику отклонений внимания.

Упражнение 4. “Хромая обезьяна”

Участники располагаются удобно в достаточно тихой комнате. Ведущий, овладевая их вниманием, говорит приблизительно следующее: “Сейчас я попрошу вас выполнить одно психотехническое упражнение. Задание, которое я вам дам, необходимо будет выполнять от моей команды “Начали!” до команды “Стоп!”. Если вы по какой-либо причине нарушите мою инструкцию, подайте сигнал — хлопните в ладоши. (Ведущий хлопает в ладоши.) Итак, если вы отвлеклись, обязательно хлопните и продолжайте работать. Все понятно? Закройте глаза... Внимание, даю задание: не думать о хромой обезьяне. Начали! (Проходит 30—120 секунд под “жидкие аплодисменты”.) Стоп!”

Это упражнение наибольший интерес вызывает при первом исполнении. Многим кажется удивительным то, что невозможно по заказу не думать о том, о чем не вспоминал несколько лет. До сих пор нам не встретился ни один человек, который бы ни разу не отвлекся с первой попытки. По преданию, Ходжа Насреддин пообещал вылечить кривого, хромого и горбатого богача, если тому удастся выполнить это упражнение. Излечение, естественно, не удалось из-за того, что пациент оказался неспособным контролировать свои мысли. Часто люди считают, что обладают полной или достаточной властью над своими мыслями, и эта идея мешает им серьезно заниматься практикой психотехнических упражнений. Этот небольшой опыт помогает рассеять иллюзию.

Упражнение обычно проходит весело и вызывает смех и эмоциональную разрядку. Поэтому его можно использовать для снятия напряжения. Первый хлопок обычно вызывает серию ответных отвлечений, и это простейшее взаимодействие иногда дает чувство общности и помогает легче перенести удар по самолюбию, который может нанести первый промах. Если ведущий желает перевести упражнение в русло индивидуальной работы и фиксацию отвлечений сделать делом совести каждого, то он может предложить участникам вместо хлопка беззвучно поднимать руку.

Опыт показывает, что могут быть найдены разные эффективные способы выполнения этого задания. Наиболее часто участники приходят к тому, что не думать о чем-то невозможно, а лучше сосредоточиться на чем-то другом. Кто-то представляет, что он ведет автомобиль по улице с интенсивным движением; другой прокручивает в уме популярную песню; третий следит за своим дыханием; четвертый напряженно считает, вычитая из тысячи по семи. Но существуют и другие способы. Для кого-то легче всего окажется ни о чем не думать или, предельно сосредоточившись на пресловутой обезьяне, перестать понимать, что это такое. Каждый участник отыщет свой собственный прием, во время обсуждения произойдет обмен техниками, а ведущий должен постараться понять каждого и проявить уважение ко всем находкам и открытиям, не стремясь выявить лучшего или привести все к общему знаменателю.

Если упражнение проводится систематически, то следует время от времени заменять хромую обезьяну другим объектом недумания: комнатой, в которой проходит сеанс; предстоящими соревнованиями; чемпионом в вашем виде или самим участником игры. Тренер может использовать это упражнение для привлечения внимания к какому-то элементу техники, для которого обычные повторения “обрати внимание на...” стали бесполезны. В качестве усложненного варианта этого упражнения можно предложить не думать обо всем (приблизительно то же, что ни о чем не думать). Тот, кто им овладеет, может использовать его как быстродействующее снотворное: одной минуты достаточно, чтобы послышалось мирное сопение.

Спортсмен знает, как важна на соревнованиях бдительность, и все же превратности спорта то и дело застают его врасплох. Беда не только в том, что кто-то или что-то отвлекает внимание спортсмена: мощный источник помех находится... внутри него самого. Это постоянные наплывы мыслей, образов, воспоминаний. Это знакомые каждому непрошеные гости, являющиеся в самый неподходящий момент.

“Ну и грязища же на стадионе! Благо мяч на чужой половине. А до конца тайма... Сколько времени-то? Ах да, вчера в раздевалке часы забыл. Надо спросить у дяди Васи... Вечно-то я все теряю. Вот и на той неделе где-то перчатки оставил... Надо бы новые купить. В четверг как раз можно в “Спорттовары” зайти. По пути к Галине... Так что же ей подарить-то?.. Любит фантастику... Да! Сергею книжку вернуть надо — уж третий месяц ее держу. Хотя он же сейчас в командировке. В Ташкент махнул... А как хорошо летом на сборах было! По мне бы пусть хоть круглый год лето... И как это может людям осень нравиться? “Унылая пора, очей очаро...” Ой! Что это?!” — Фигура нападающего выросла словно из-под земли — нога занесена для удара. И никак не вытянуть этот проклятый мяч. Пропущен гол. Отравлено настроение. Шансов на победу команды осталось немного.

Отдаваясь течению беспорядочно возникающих мыслей и желаний, теряясь в хаосе образов и идей, человек отвлекается от поставленных задач и как бы спит наяву. В самом деле, бесконтрольная игра ума и воображения, затягивающая нас помимо нашей воли, имеет много общего со сновидениями. И чем глубже погружаемся мы в этот “сон”, тем более рассеянными становимся, тем больше промахов допускаем в том деле, которым заняты в данный момент.

Для того чтобы “проснуться”, необходимо взять под контроль случайные колебания умственной деятельности. Ничего невозможного в этом нет. Даже во сне человек в большей или меньшей степени способен к самоконтролю. Ухитряются же некоторые просыпаться без будильника в точно намеченное время! Тем, кто хочет развить в себе навыки самоконтроля, полезно знать, что “случайные” блуждания нашего ума не так уж случайны. Беспорядочные, казалось бы, мысли и образы, мелькающие на сцене рассеянного сознания, следуют друг за другом в строгом соответствии со своей особой логикой. Психологи называют ее логикой ассоциативных связей.

Проделаем такой эксперимент. Приготовьте заранее несколько слов. Например, “стол”, “ложка”, “газета”, “билет”. Затем предложите кому-нибудь из своих знакомых ответить первым пришедшим в голову словом на то слово, которое произнесете вы. Только пусть отвечает быстро, не раздумывая. Проведя такой опыт с одним, двумя, четырьмя людьми, вы обнаружите интересную закономерность: почти все они на слово “стол” ответят словом “стул”, на слово “ложка” — словом “вилка”, за “газетой” последует “журнал”, а за “билетом” — “кинотеатр” или “автобус”. Причины совпадения в том, что эти пары слов сцеплены между собой ассоциативными связями: почти всегда мы видим стул подле стола, вилку — рядом с ложкой, журналы вместе с газетами вынимаем каждое утро из почтового ящика, а билет готовим при входе в кинотеатр. Другой принцип образования ассоциативных связей — это ассоциации по сходству: пролетевший перед глазами баскетбольный мяч может отозваться в сознании эхом прыгающих апельсинов, а невнятный звук или запах извлечет из памяти кусочек далекого детства. Реже встречаются контрастные ассоциации: черное—белое, горькое—сладкое.

Однажды поймав себя на праздной игре воображения, попытайтесь вспомнить, о чем вы думали в последние несколько минут, и вы вытащите целую гирлянду ассоциативно связанных образов и размышлений. Закону ассоциаций подчиняются не только стихийные умственные процессы. Как протекает застольная беседа? О чем говорят не видевшие друг друга много лет однокашники? Что уводит собеседников от первоначально обсуждаемой темы и каким образом одна случайная реплика дает новое направление разговору? Присмотревшись, мы видим все тот же поток ассоциаций, только вывернутый вовне.

Упражнение 5. “Сверхвнимание”

Участники разбиваются на две группы: “мешающих” и “внимательных”. “Внимательные” расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Им дается инструкция: “Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего. (Ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом.) Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (то есть после моей команды “Стоп!”) и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были полностью поглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? “Мешающие” получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!” Упражнение длится 5—15 минут. За это время ведущий вместе с “мешающими” организуют серию провокационных действий. Они скандируют: “Петя — гений внимания!”, разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у “внимательных” милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия “мешающих” не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться “внимательных” и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда “Стоп!”, начинается обсуждение.

Парадоксальность этого упражнения состоит в том, что действие инструкции продолжается после команды “Стоп!”. Вероятно, “внимательный” иногда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться. Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся. Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают “внимательного” прибегать ко все более веским аргументам и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации. Игра предоставляет замечательную возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других.

В этом упражнении многое зависит от искусства ведущего занятия. Он должен бдительно следить за тем, чтобы очарование игры не было разрушено ни слишком активными действиями “мешающих”, ни осознанием игрового обмана “внимательных”. Ведущий искусно пользуется своей властью во время упражнения, останавливая тех, кто своим неуместным скепсисом (“Смотрите! Да ведь он вздрагивает от хлопка!”) причиняет вред развитию игры. Он должен мгновенно реагировать на подобные уклонения, поскольку критическое отношение может распространиться со скоростью цепной реакции и разрушить игровую атмосферу. Более того, во многих случаях ведущему желательно своими репликами и поведением поощрять проявления актерских способностей участников.

Упражнение не следует использовать в группах, внутри которых еще не созрели отношения взаимного доверия и дух творческой увлеченности. Удача упражнения “Сверхвнимание” намного продвигает группу вперед, в то время как неуспех может поставить под сомнение занятия в целом.

 

Приложение 1

Психологические игры и упражнения на развитие внимания и самоконтроля

Упражнение на развитие внимания “Пальцы”

Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем. Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

Упражнение на развитие внимания “Муха”

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп!” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала.

“Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение “Муха” может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся “мухой” приводит обычно к напряжению и усталости. Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру. Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа “на измор” оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.

Важной характеристикой внимания является его объем — широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

Упражнение на развитие внимания “Фокусировка”

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки — по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки — по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца — по команде “Кончик пальца!”. Команды подаются с интервалом 10—120 секунд.

Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем. Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.

Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение. Легкость переключения у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.

Упражнение на развитие внимания “Селектор”

Выбирается один из участников игры — “приемник”. Остальная группа — “передатчики” — занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. “Приемник” держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый “передатчик”, Если ему слишком сложно услышать тот или иной “передатчик”, он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как “приемник” достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится “передатчиком”. В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнения 1—4 позволяют участникам на практике ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания. В ходе занятий ведущему важно не только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им удалось решить поставленную задачу. Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания. При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля “Лентяй и труженик”

Участникам следует удобно расположиться в креслах. Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение. По команде “Начали!” участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения “Пальцы” и “Фокусировка”), сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда “Стоп!”. После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.

Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения — расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми. Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля

Упражнение “Дыхание”

Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде “Начали!” мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5—15 минут по команде “Стоп!” прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения. А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать. Подобно тому как желание исполнить движение на соревнованиях “как можно лучше” приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата. Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все. Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле “углубись в процесс и забудь о результате”. Упражнение “Дыхание” ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов. По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.

Приложение 2

Игры на развитие внимания, памяти, самоконтроля, восприятия, мышления и речи, снятия страха

СОДЕРЖАНИЕ

I   Игры на развитие внимания

1.     Будь внимателен

2.     Зеваки

3.     Буквы алфавита

4.     Пишущая машинка

5.     Слушай хлопки

II  Игры на развитие памяти

1.     Запомни движения

2.     Запомни своё место

3.     Художник

4.     Вот так позы!

III  Развитие произвольных движений и самоконтроля

1.     Запретный номер

2.     Волшебное слово

IV  Развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер, коррекция личностных нарушений, развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

1.     Иголка и нитка

2.     Скучно, скучно так сидеть

3.     Сова

V  Игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и

развитию самоконтроля

1.     Слушай команду

2.     Возьми и передай

VI  Развитие эмоциональной сферы

1.     Я не знаю

VII  Снятие страхов

1.     Нарисуй свой страх

2.     Весёлый цирк

VIII  Развитие мышления и речи

1.     Где мы побывали, что мы повидали?

2.     Лишняя игрушка

3.     Определи игрушку

4.     Картинки-загадки

5.     Ну-ка, отгадай!

6.     Пословицы

7.     Определение

8.     Перечисли предметы

I

« БУДЬ  ВНИМАТЕЛЕН »  

    Цель  -  стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые  сигналы.

                                                      ХОД ЗАНЯТИЯ 

     Условия игры – Дети стоят группой, свободно – на расстоянии  0,5 м друг от друга. В ходе маневрирования, руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку даёт

команды.  Дети реализуют движения в соответствии с командой.

          Команда                                                  Движение

  «З А Й Ч И К И»                                 Дети прыгают как зайчики

 «Л О Ш А Д И»             Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь  бьёт копытом

  «Р А К И»                                                    Дети пятятся, как раки

  «П Т И Ц Ы»                  Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птиц)

  «Ц А П Л Я»                                                Дети стоя на одной ноге.

 «Л Я Г У Ш К А»                                         Дети приседают и скачут вприсядку.

«С О Б АЧ К А»              Дети прижимают руки к груди и лают (собака служит)  

 «К У Р О Ч К И»    Дети ходят, «ищут зёрна» на  полу и кудахчут «ко – ко – ко»

 «К О Р О В К И»   Дети встают на руки и ноги пародируют, пародируют мычание коров   

I

« ЗЕВАКИ »

    Цель  -  развитие волевого (произвольного) внимания

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры – Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180º  и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала, подаваемого руководителем.

 Если ребёнок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате.

Игра может быть закончена, когда в игре остаются 2 – 3 ребёнка. Они торжественно объявляются победителями и все их поздравляют.

                                                                                I

« БУКВЫ  АЛФАВИТА »

    Цель  -  развитие  внимания

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры –  Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий   называет букву, тот ребёнок, которому присвоена названная буква, делает  один хлопок.                               

  I

« ПИШУЩАЯ  МАШИНКА »

    Цель  -  развитие волевого внимания, закрепление навыков чтения

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры –  Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита.

 Ведущий произносит слово или пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, входящие в названное слово, хлопают в ладоши (по 1-му разу) в той последовательности,  в какой их буквы стоят в данном слове.  Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Рекомендуемые слова для игры:   ЁЖ,  ДОМ,  ТЫ,  ПАПА, МАМА,  ЦИРК, ШЁЛК, ЧАЩА,  КАША,  РАМА,  РУКА,  ЛОЖКА,  ВОДА,  БЫК,  ГЕРБ, ГЕРОЙ,  ЗАРЯ, СОК,  ЭРА,  Я,  СТУЛ.   

I

« СЛУШАЙ  ХЛОПКИ »

    Цель  -  развитие активного внимания

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры –  Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу.  Когда ведущий хлопнет в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10 – 20 секунд)

Количество хлопков                                          Поза детей

  1                                        Поза «цапли»  (на одной ноге стоять, поджав другую)     

  2    Поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и коленки  в стороны, руки – между

                                                                ногами на полу).

  3                                                       Дети возобновляют ходьбу.

Замечание: До начала игры рекомендуется выучить каждую позу и отрепетировать: хлопок – поза.    

   II

« ЗАПОМНИ  ДВИЖЕНИЯ »

   Цель  -  развитие моторно-слуховой памяти

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3 -4 действий.

Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение № 1  -  присесть  - встать  -  поднять руки  -  опустить руки.

Движение № 2  -  поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»)  - повернуть ладони вниз  -  опустить руки вдоль туловища  -  поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение № 3 -  отставить правую ногу вправо -  приставить правую ногу  -  отставить  левую ногу влево  -  приставить левую ногу

Движение № 4  -  присесть  -  встать  -  повернуть голову вправо – повернуть голову прямо.  Повторить упражнение с поворотом головы в левую сторону.

                                                                              II

                                                        « ЗАПОМНИ СВОЁ МЕСТО »

 

   Цель  -  развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  В зале каждый ребёнок запоминает «своё место». Например, у одного ребёнка это место – угол, у другого – стул, у третьего – около двери, у четвёртого  -  центр зала  и  т.д.

Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут  команды.  По команде ведущего – «Место!»,  они разбегаются по своим местам.

                                                                          II

                                                           « ХУДОЖНИК »

   Цель  -  развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Из группы детей выбираются 2 ребёнка.  Остальные  - зрители.

Один из выбранных – «художник» (по желанию»),  другой – «заказывает ему портрет».  «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика».  Затем «художник» отворачивается и по памяти описывает внешность «заказчика».

Примечание:  Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?»,  «Какие у неё глаза?»,  «Во что она одета?» и  т.д.

II

 « ВОТ  ТАК  ПОЗЫ »

   Цель  -  развитие наблюдательности и памяти

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Из группы детей выбираются 5 человек.  Один - водящий,  другие –  участники, все остальные – зрители.  Четверо из пяти показывают водящему «свои позы».  Он обходит их, запоминает позы.  Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а  водящий повторяет их позы в той  последовательности, в которой он их увидел.  «Зрители» оценивают, правильно повторяются позы или нет.  Если неправильно, то один из зрителей (по желанию) выходит и повторяет позу.

« ЗАПРЕТНЫЙ   НОМЕР »

   Цель  -  развитие самоконтроля, самодисциплины, а так же закрепление навыков  устного счёта

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Выбирается определённая цифра,  например 4.  Дети встают в круг И по часовой стрелке считают по очереди:  1,  2,  3  …    Когдадоходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.

 В качестве «запретных» выбираются цифры:  4,  7,  11,  14,  15, 18,  21,  23,  25.

 III

 « ВОЛШЕБНОЕ  СЛОВО »

    Цель  -  развитие   производительности,  самоконтроля  и  внимания

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: 

I.    Дети и ведущий становятся в круг.  Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторить, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста».  Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.

Замечание:  «пожалуйста» ведущий произносит в случайном порядке, через    2  -  4      движения.

II.  Процедура игры такая же, как в I варианте, но тот, кто ошибается, должен выйти  на середину и исполнить какой–нибудь  «номер»  (спеть песенку, прочитать стишок).

 IV

« ИГОЛКА  И  НИТКА »

   Цель  -  развитие произвольности

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Выбирается водящий из детей. Под весёлую музыку водящий играет роль иголки,  а все остальные дети  -  роль нитки.

«Иголка» бегает между стульями, а  «нитка» (группа детей «змейкой»)   -  за ней.

 Замечание:  Если в группе есть  «зажатый»  ребёнок, то ведущий предлагает роль «иголки» ему.  В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей,у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

 IV

 « СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ »

   Цель  -  развитие  раскованности, тренировка самоорганизации

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей.  Около противоположной стороны комнаты также стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей.

Дети садятся около первой стороны комнаты.  Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть;

 Не пора ли пробежаться

 И местами поменяться?

Как только ведущий заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья.  Проигрывает тот,  кто остался без стула.

 IV

 « СОВА »

   Цель  -  развитие произвольности

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  «День».  Дети сами выбирают водящего  -  «Сову»,  которая садится в гнездо (на стул)  и «спит».  В течение дня дети двигаются. Затем ведущий объявляет: «Ночь».  Дети замирают, а «Сова» открывает глаза и начинает охотиться. Кто из играющих пошевелится или рассмеётся, того «Сова» ловит и он, в свою очередь становится «Совой».

                                                                          

V

 « СЛУШАЙ КОМАНДУ »

   Цель  -  развитие способности к сосредоточению

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Дети  маршируют.  Затем ведущий шёпотом произносит команды:  «Сесть на стулья!»,    «Поднять правую руку»,  «Присесть», «Взяться за руки»   и  т.д.  Дети выполняют команды и тренируются способности «слышать».

 V

 « ВОЗЬМИ  И  ПЕРЕДАЙ »

   Цель  -  развитие воображения

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые  предметы, называя их.  Например:  Саша передаёт Свете  «тяжёлый чемодан»,  она  еле – еле  поднимает  его,  демонстрируя,   какой   он  тяжёлый.

 VI

« Я  НЕ  ЗНАЮ »

   Цель  -  развитие выразительных движений ребёнка, его коммуникативных  способностей

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Ведущий  выбирает мальчика  -  «незнайку».  О чём его ни спросят, он ничего не знает.  Дети задают «незнайке» разные вопросы, а он молчит,  разводит  руками (или поднимает брови, опускает уголки губ, поднимает плечи),  т.е. изображает мимикой, что он «ничего не знает».

 VII

« НАРИСУЙ  СВОЙ  СТРАХ »

   Цель  -  снятие страхов

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Дети рассаживаются за столами.  Ведущий предлагает им нарисовать  рисунок под названием  «Мой страх».  После того,  как дети нарисуют рисунки,  необходимо  обсудить чего боится ребёнок.

 VII

« ВЕСЁЛЫЙ  ЦИРК »

   Цель  -  снятие  страха  перед  темнотой

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Каждый  ребёнок получает какой-либо цирковой атрибут (клоунский колпак, веер, нос клоуна,  флажок и т.д.).  Все предметы они оставили в комнате и запомнили куда они их положили.  Дети выходят из комнаты,  свет выключается,  «как бы по ошибке». Ведущий сообщает,  что дети должны взять свои цирковые предметы на счёт 1,  2,  3  и тогда  начнётся игра в «Весёлый цирк».  (Дети вбегают в тёмную комнату, берут свои предметы и имитируют цирковые роли в соответствии со своими предметами).

 VIII

« ГДЕ  МЫ  ПОБЫВАЛИ,  ЧТО  МЫ  ПОВИДАЛИ »

   Цель  -  развитие мышления,  речи

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Группа детей делится пополам:  «дедушка и внучата» (те, кто будут   отговаривать)  и  группа детей,  которые будут загадывать загадки.

 «Дедушка и внучата»  отворачиваются, а ведущий вместе с другой группой детей тихо договариваются,  какую «загадку» они будут  загадывать.  Договорившись, они подают знак «дедушке и внучатам».  Происходит такой диалог:

 - Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Здравствуйте,  внучата!

 - Здравствуйте, ребята!  - отвечает дедушка. Где вы побывали?

Что вы повидали?

 - Побывали мы в лесу, там увидали лису.  Что мы делали не скажем, Но зато мы вам покажем!

Свою загадку ребята показывают в движениях. Например,  они «собирают в лесу грибы и ягоды».  Дети наклоняются, аукаются  и  т.д.  После показа  1 – 2 загадок,  выбираются новые «дедушка с внучатами».

 VIII

 « ЛИШНЯЯ  ИГРУШКА »

    Цель  -  развитие смысловых операций, анализа, и классификации

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  В комнате различные игрушки.  Дети делятся на две команды.  I команда выходит на 2  -  3  минуты из комнаты.  II команда подбирает 3 игрушки,  при этом 2 игрушки должны быть  «из одного класса»,  а третья – из другого. 

 Например,  с куклой и зайчиком кладут мячик.  Надо убрать лишнюю игрушку.  Игроки  I команды должны в этом случае убрать мячик,  т.к. кукла и зайчик  -  живые,  а мячик  -  нет.

 Число игрушек можно увеличить до  4 – 5.  Игрушки можно заменить картинками из детского лото.  Тогда игра будет называться «лишняя  картинка». 

VIII

« ОПРЕДЕЛИ  ИГРУШКУ »

    Цель  -  развитие  восприятия, наблюдательности  и   мышления

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Разные игрушки стоят на столе или стульях.  Выбирается один водящий,  который выходит из комнаты.  В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать загадку.  Этот ребёнок должен жестами и мимикой показать,  какую игрушку он задумал.  Например:  Задумана игрушка «зайка».  Ребёнок прыгает, грызёт морковку и т.д.  Водящий должен отгадать название игрушки,  выбрать её,  взять в руки и громко назвать.Остальные дети хором говорят:  «Правильно!»  или «Не правильно!».

VIII

 « КАРТИНКИ  -  ЗАГАДКИ »

   Цель  -  развитие мышления  и  речи

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Из группы детей выбирается один водящий,  остальные - садятся на  стулья,  они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку,  в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать детское лото).  Водящий подходит к учителю и берёт одну из картинок.  Не показывая её остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней.  Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот,  кто первый отгадал картинку.

 VIII

 « НУ-КА,  ОТГАДАЙ »

   Цель  -  развитие мышления  и  речи

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Группа детей делится на две подгруппы.  I подгруппа тайно от второй  загадывает  какой-нибудь предмет.  II подгруппа  должна отгадать этот предмет, задавая вопросы.  На эти вопросы I подгруппа говорит только «да»  или  «нет».  Обе подгруппы встают друг против друга. В подгруппах дети встают друг за другом.  Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из  II подгруппы (например: «Оно живое?»), отвечает первый ребёнок из I  подгруппы («Да»)  и т.д. После угадывания предмета  подгруппы  меняются ролями.

 Замечание.  1.  Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (мёртвое) ?»,   «Оно находится в доме»,  «Это животное», «Это человек»  и  т.д.   2. Если в течение 8 – 10 минут предмет не угадан, надо предметназвать, чтобы дети не заскучали.  3 Рекомендуется загадывать известные всем предметы.

 VIII

 « ПОСЛОВИЦЫ »

   Цель  -  развитие мышления  и  речи.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Ведущий предлагает простые пословицы.  Дети должны предложить своё объяснение смысла пословицы. Спрашивать надо по очереди.  Например – пословицу  «Тише едешь -  - дальше будешь» дети  объясняют так:  «Надо ехать тихо, тогда без происшествий доедешь быстрее».  Или  «Это значит – нельзя безумно торопиться».

Пословицы:  1.  Дело мастера боится.

2. На все руки мастер.

3.  Без  труда и в саду нет плода.

4.  Каков уход – таков и плод.

5.  Больше дела – меньше слов.

6.  Всякий человек у дела познаётся.

7.   Без дисциплины жить – добру не быть.

8.   Без работы пряников не купишь.

9.   Глаза боятся,  а  руки делают.

10.  Труд  -  лучшее лекарство.

11.  Ученье  и труд вместе живут.

12.  Почитай  учителя  как родителя.

 

VIII

« ОПРЕДЕЛЕНИЯ »

   Цель  -  развитие мыслительных ассоциативных связей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Ведущий показывает одну карточку,  на которой нарисован предмет.   Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двумя задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди.  Ответ должен быть обязательно обоснован.  Например,  даются два слова – «сокол»  и  «дерево». «Переходными мостиками»  могут быть следующие слова:  «лететь» ( сокол взлетел на дерево),  «вырезать» ( из дерева вырезали фигурку сокола),  «спрятаться»  ( сокол спрятался в ветвях дерева ) и  т.д.

 VIII

« ПЕРЕЧИСЛИ  ПРЕДМЕТЫ »

   Цель  -  развитие  восприятия,  наблюдательности  и  смысловой  памяти

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Из группы детей выбирается один водящий.  Он выходит из комнаты. В это время на столе раскладываются предметы и замышляетсяситуация:  «Я иду гулять»,  «В магазин идёт мама»,«Я иду в школу»   и  т.д.  На столе должно лежать 7 предметов к данной теме.  Приглашается водящий,  ему говорят тему и он смотрит на стол в течение  5 – 10  секунд.  Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе и начинает перечислять предметы (вещи)  на столе. Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит,  какиепредметы он забыл. 

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

Визитка "Я педагог-психолог" к конкурсу "Педагог-психолог-2018"

Текст выступления на 2 этапе муниципального конкурса «Педагог-психолог 2018»...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Приказ и план наставничества производственной практики студентки 4 курса института "Психологии и педагогики" педагогом-психологом МАДОУ..

Приказ и план наставничества производственной практики студентки 4 курса института "Психологии и педагогики" педагогом-психологом МАДОУ.....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....