Проект "Моя малая родина"
проект (старшая группа)

Татьяна Ивановна Буракова

Проект "Моя малая родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kraevedenie.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

                           Проект «Моя малая родина»

Оглавление

  1. Актуальность темы
  2. Цели и задачи проекта
  3. Предполагаемы результат
  4. Этапы реализации проекта
  5. Достигнутые результаты
  6. Литература
  7. Приложения

Актуальность

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.            

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

- формирование мира и межличностных отношений.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями села. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя малая Родина».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Вид проекта: информационно -практико-ориентированный

Сроки реализации проекта: долгосрочный. (сентябрь- май)

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, педагоги детского сада.

Проблема: дети не задумываются о том, что село, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего села, достопримечательности.

Цель: Расширение представлений дошкольников о родном селе. Воспитание  чувства гордости и любви к своей малой Родине.

Задачи проекта:

Формировать любовь к родному селу, детскому саду, семье и интерес к прошлому и настоящему села;

Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, селу, детскому саду, стране;

Развивать бережное отношение к селу (достопримечательностям, культуре, природе);

Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края;

Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов, бесед, прогулок.

Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Предполагаемы результат:

Сплочение участников проектной деятельности;

Формирование у воспитанников интереса к истории своего села, достопримечательностям, природе, к своей семье;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду.

Формирование личностных качеств: доброта, отзывчивость, любознательность, гордость за свой край, свою малую Родину.

Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный: - изучение методической литературы; - составление перспективного плана; - подбор игр и оборудования; - обогащения развивающей среды группы.

2 этап. Основной: - беседы с детьми;

- Сюжетно -ролевые игры;

- дидактические игры;

- показ презентации о достопримечательностях;

- экскурсии;

- продуктивная деятельность;

- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";

- чтение художественной литературы;

- разучивание стихов.

3 - заключительный этап:

- оформление альбома об истории и достопримечательностях села;

- викторина «Знатоки нашего села»;

- презентация проекта «Моя малая родина».

                                  Тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

«Как возникло наше село»

Расширять представление о родном селе, истории его возникновения.

1.Экскурсия в библиотеку

Беседа: «История нашего села»

2. «Путешествие по родному селу»

3.  Рассматривание старых

фотографий нашего села.

4.Составление карты нашего села.

Октябрь

«Родное село»

Продолжать уточнять представления детей о селе в котором мы живем. Закреплять знания детей о ближайшем окружении детского сада. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родному селу и детскому саду.

1.Целевая прогулка:

« Моя улица»

2.Беседа: «Где я живу. Мой адрес»

3.Рисование: «Там где я живу красиво»

4. Создание с детьми альбома «Мое родное село»

Ноябрь

«Родная семья»

Закрепление представлений детей о семье, родственных

отношениях, об обязанностях членов семьи.Воспитывать любовь и уважение к своим родным, к членам своей семьи.

1. Беседа: « Как я помогаю родителям» (об обязоннастях которые дети выполняют дома)

2. Рисование: «Моя семья»

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

4. Выставка семейных фотографий.

Декабрь

«Предметы русского быта»

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта(печь, посуда, коромысло и т.д.).  

1. Экскурсия в Казанскую СОШ в музей «Сельская изба»

2. Беседа на тему: «Русская печь»

3. Рисование по сказке

«Гуси лебеди»

Январь

«Народные промыслы»

Познакомить детей с видами дикоротивно- прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.

1. Беседы с детьми о дикоротивно- прикладном искусстве.

2. Рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов.

3. Заучивание стихотворений о народных промыслах.

4. Изобразительная деятельность «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи)

Февраль

«Традиции и обычаи русского народа»

Познакомить детей с историей русского народа: традициями, обычаями;

Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.

1. Презентация: « Обычаи и традиции русского народа»,(основные праздники)

2. Экскурсия в Казанский дом культуры (рассматривание русских национальных костюмов).

3. Проведение русских народных игр, хороводов.

4. Разучивание пословиц, поговорок, закличек.

Март

«Государственные символы России»

Познакомить детей  с государственными символами России;

расширять представления детей о государственной символике и их историческом происхождении.

Познакомить с гербом НСО и нашего района.

1. Разучивание стихотворения В. Степанова «Флаг России», «Герб России»

2. Рассматривание экспонатов с государственной символикой.

3. Дидактическая игра «Сложи свой герб»

4. Выполнить рисунок «Герб нашего района»

Апрель

 «Родная природа»

Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о природе своего родного края.

1. Экскурсия в лес.(Закреплять знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях в природе)

2. Беседа: «Дикие животные родного края»

3. Игровая ситуация «Кто в домике живет»

4. Беседа: «Перелетные птицы»

Май

«Достопримечате

льности нашего села»

Формировать знания о достопримечательностях нашего села, прививать бережное отношение к ним.

 Экскурсия к памятнику воинам,погибшим в годы великой отечественной войны, расположенный в нашем селе.

2. Участие в митинге

9 мая- День победы

Призентация проекта: « Моя малая Родина»

Достигнутые результаты

В ходе реализации проекта дети познакомились с историей возникновения нашего села.

У детей расширились и пополнились знания о достопримечательностях села, традициях и праздниках, которые отмечаются на селе.

Дети стали больше интересоваться событиями, стали более отзывчивы, любознательны.

Повысился уровень активности родителей в организации детской деятельности.

Литература:

1. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

2. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

3. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

4. И.В.Жирякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

5. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

6. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

                                                                                              Приложение 1

Анкета для родителей

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?

а) да

б) нет

в) сомневаюсь

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие родного края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

а) знаю хорошо

б) не знаю

в) что-то знаю

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного края?

а) беседы и наблюдения во время семейных прогулок, поездок, путешествий;

б) совместная информационно-творческая деятельность (изготовление поделок к памятным датам, чтение художественной литературы данной тематики и т.д.);

в) обращение к семейным традициям (просмотр семейных фотографий, знакомство с родословной семьи, профессиональной занятостью её членов, традиционные семейные кулинарные блюда и т.д.)

4. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?

а) чем раньше, тем лучше

б) в начальной школе

в) не вижу необходимости в краеведческом воспитании

5. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю – это задача :

а) ДОУ

б) семьи

в) совместная работа ДОУ и семьи

Спасибо!

                                                                                                      Приложение 2

Вопросы для диагностики знаний и представлений детей по теме

«Моя малая родина»

Как называется посёлок, в котором ты живёшь?

Назови домашний адрес.

Найди герб нашего района.

Что изображено на гербе нашего района?

Что означает изображение на гербе?

Зачем нужен герб району?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об участии наших земляков

в Великой Отечественной войне

1. Когда празднуется День Победы?

2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?

3. Какие военные профессии вы знаете?

4. Какую боевую технику вы знаете?

5. Участвовали ли жители нашего села в Великой Отечественной войне?

6. Есть ли в нашем селе памятники погибшим воинам? Какие? Где?

7. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о природе родного города

1.  Назови животных леса, обитающих в нашем краю.

2. Назови деревья, которые можно встретить в нашем селе.

3. Назови птиц, живущих в нашей местности.

4. Назови растения, произрастающие на территории нашего края?

5. Как люди заботятся о животных?

6. Как люди заботятся о птицах?

7. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

                                                                                                Приложение 3

Тема: Целевая прогулка «Это наша улица».

Цель: Раскрыть понятие «Домашний адрес» через целевую прогулку.

Познакомить детей с названиями близлежащих улиц и переулков с тем, что у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер.

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю.

Ход: Ребята скажите, где вы живете (Дома) Где находятся ваши дома? Как называется ваша улица или переулок?(Дети называют свой домашний адрес).

Молодцы! Все знают дом и улицу.

Я сегодня хочу вас познакомить с переулком, где стоит наш детский сад. Название этого переулка, Больница, а номер 3 а. Этот адрес крепиться на стене здания.

Наш детский сад окружен высоким забором, для безопасности.

Сегодня мы с вами пойдем за пределы детского сада и познакомимся с достопримечательностями окружающими его. ( Дети строятся парами и идут по пешеходной дорожке). Обратите внимание какие дома есть на улице?! (Высокие ,низкие). Есть ли деревья? (Да). Как расположены дома по отношению к дороге? (С двух сторон). Какие еще здания вы видите? (аптека,школа,магазин,детский сад) – рассматриваем эти объекты.

Наш детский сад окружает другие улицы. (улица Школьная и улица Центральная).

По возвращению в детский сад, провожу опрос об увиденном.

МИНИ БЕСЕДЫ

Беседа: «Где я живу?»

Как называется наш поселок в котором мы живем?

Чем интересен наш поселок? (Большие улицы, много красивых зданий, магазины, Дом культуры, школа, памятник). Какой у нас поселок? (Родной, большой, красивый).

Беседа: «Дом в котором я живу?»

Назови улицу и номер дома, где ты живешь? С кем ты живешь? Как зовут твоих родителей? Кто еще с тобой проживает? Какие животные у тебя есть?

                                                                                           Приложение 4      

Картотека сюжетно-ролевой игры «Семья»

Задачи:

Формировать умение строить игру по предварительно составленному, коллективно по плану – сюжету.

Учить справедливо, распределять роли в играх.

Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения, умение считаться интересами сверстников.

Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Формировать представление о коллективном ведении хозяйства, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Развивать диалогическую речь в ходе игры.

Продолжать учить детей находить выход из проблемных ситуаций.

Продолжать развивать сформировавшиеся виды детской игры, усложняя и совершенствуя способность к отождествлению.

 «МАМЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ»

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты. Расширять представление детей о трудовой деятельности их родителей.  Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Игровая ситуация  «Мама папа, я – дружная семья»

Проблемная ситуация: Взрослый (мама, ребенок (папа, дедушка, бабушка, сын, дочь).Взрослый предлагает поиграть в семью, я буду мама – готовить обед, а вы будете мне помогать. В дальнейшем главную роль, отдает ребенку.

Словарь: папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка, дом, живет, семья.

*Рассматривание иллюстраций «Семья».

Цель: назвать изображенных людей и их действия и соотносить действия с действиями дома родителей и т. д.

Словарь: папа, мама, бабушка, дедушка, печет, стирает, дом, пироги.

*Чтение стихотворения: «Веселые чижи» Д. Хармс

* Рассказывание из личного опыта «моя любимая игрушка»

Атрибуты: игровой центр «Семья», фартук, фотографии.

Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.

Создание эмоционального комфорта в игре. Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности

Игровая ситуация «Собираемся в детский сад»

Проблемная ситуация: мама (ребенок) собирает ребенка в детский сад, ребенок (взрослый или кукла).

Беседа «Как мы проводим выходной день»;

Составление рассказа из личного опыта.

Чтение стихотворения: Детский сад» О. Высотская

Словарь: кроватки, дом, стол, стулья, платья, бантики, туфельки.

Атрибуты: игровой центр «Семья», плита, кухонный уголок, стол, посуда.

Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.

Создание эмоционального комфорта в игре.

Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности

Игровая ситуация  «Поможем маме постирать белье».

Проблемная ситуация: пришла кукла Маша в грязном платье, что делать? как быть? Взрослый предлагает постирать белье, по мере развития сюжета предлагает высушить, погладить, одеть кукле другую одежду.

Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья»: Е. Благинина «Алёнушка»

Д. Игра «Купание сыночка»

Цель: формировать умение детей купать кукол, последовательно выполнять цепочку игровых действий, сопровождать действия речью, мимикой, жестами. Формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребенку, выражать ласку, понимать ее состояние (веселая, грустная, холодно ей или тепло и т. д.)

Изготовление предметов-заместителей.

Атрибуты: игровой центр «Семья», кукла, кукольная одежда, ванночка, полотенце.

Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.

Создание эмоционального комфорта в игре.

Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности

Игровая ситуация: «Поможем маме сварить обед»

Проблемная ситуация: Предлагает накормить мальчиков (или кукол) вкусным обедом, но взрослый совсем не помнит с чего начинать. Спрашивает детей, видели они, как готовят их мамы обед. И предлагает тоже приготовить.

Рисование «Компот в банке».

Чтение «Мама сварила обед»

Беседа (рассказ из личного опыта): «Когда я была маленькой…»

Атрибуты: игровой центр «Семья», кукла, посуда, скатерть, овощи и фрукты.

Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.

Создание эмоционального комфорта в игре.

Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ В СЕМЬЕ».

Цель: Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, использовать игрушки - заместители по назначению. Закреплять умение выполнять ряд последовательных действий. Воспитывать умение следить за порядком, после игры ставить все игрушки на место, делиться ими друг с другом.

 «В ОТПУСК С МОЕЙ СЕМЬЕЙ».

Цель: Формировать и воспитывать у детей положительное отношение к членам семьи, приучать к хорошим поступкам, обогатить знания детей о родственных связях. Учить детей объединять несложные сюжеты вместе, способствовать формированию игровых действий. Развивать умение играть дружно и делиться игрушками. Формировать доброжелательные взаимоотношения, умение считаться с интересами других людей.

«СЕМЬЯ»

Цель: Обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации. Побуждать самостоятельному распределению ролей. Продолжать учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал. Формировать доброжелательные взаимоотношения. Закреплять умение выполнять ряд последовательных действий, поддерживать интерес к совместной игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...