Психолого-педагогический проект "Такие разные эмоции"
проект (подготовительная группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtor_proekta.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта:

Мамбетова Эльмира Айбулатовна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад №1  «Звездочка»        

Исполнители:

  • Педагог-психолог;
  • Воспитатели  подготовительной группы;
  • Родители;
  • Дети.

Сроки реализации  проекта:

Линии развития: познавательное и психическое развитие.

Возраст: 5-6 лет. 

Состав группы: старшая группа

По форме: практико-ориентированный.

По предметной области: психологический.

По количеству: групповой.

Актуальность проекта

Очень важно эту проблему обсуждать и решать, так как у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально-приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, агрессивность, гиперактивность, застенчивость, замкнутость.

 Развитие эмоционально - волевой сферы - один из важнейших аспектов воспитания ребенка. Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь с самого раннего детства. И человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека. Л.С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». По мнению А.В.Запорожца эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.

 В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоциональноличностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С, Выготский и А.В.Запорожец только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. В дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие не только содержательной, но и динамической стороны чувств и эмоций. Если мы посмотрим на чувства ребенка 5лет, то увидим, что они яркие, но еще неустойчивые, ситуативные. Эти чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. В дальнейшем развитии личности ребенка, у него появляется способность в определенной степени контролировать, регулировать свои эмоциональные проявления. По факту наблюдения за детьми 5лет, можно сделать выводы, что уже после 3-х лет у ребенка эмоции чувства становятся глубже, переживания - насыщенными и длительными. Януш Корчак всвоей книги писал «Как любить ребенка»: «Мы видим детей в бурных проявлениях радости и горя, когда они отличаются от нас, и не замечанием спокойных настроений, тихих раздумий, глубоких впечатлений, болезненных удивлений, мучительных подозрений и унизительных сомнений, в которых они схожи с нами. «Настоящим» бывает не только ребенок, скачущий на одной ножке, но и ребенок, разрешающий тайны удивительной сказки жизни. Надо только исключить действительно «искусственных» детей, которые бессмысленно повторяют фразы, подхваченные у взрослых либо заученные. Ребенок не умеет думать, как взрослый, но он может по-детски задуматься над серьезными проблемами взрослых». Вот это «настоящее» и хотелось бы не пропустить, ведь чувства ребенка зачастую становятся мотивом его поведения. Мы можем наблюдать проявление таких интеллектуальных чувств ребенка, как любознательность и любопытство, удивление и чувство нового. Развитию таких чувств, способствует внимательное и бережное отношение родителей и воспитателей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно экспериментировать и т. д. Как же сделать так, чтобы не «отбить» у ребенка желания творческой деятельности, которая 6 сопровождается эмоциями и чувствами, т.е. происходит на определенном эмоциональном фоне? Как помочь ребенку понять свои чувства и научиться справляться со своими эмоциями? Как развивать способность детей целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному? В связи с тем, что восприятие окружающего мира особенно развито у ребенка в раннем его возрасте, необходимо не упустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем детстве.

Для успешной реализации проекта должны быть обеспечены психолого-педагогические условия: поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Новизна проекта заключается в том, что дошкольный возраст ребенка – это период, когда эмоциональная сфера играет важную роль в жизни малыша, когда чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни. В это время развитие получают кратковременные переживания отношений (эмоции), возникающие в данный момент, и устойчивые, длительные переживания, выражающие обобщенное отношение ребенка к окружающему его миру и к самому себе (чувства). У ребенка появляется потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Очень успешно в формировании этих представлений и умений детское творчество. Кроме, того, творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях. Л.С. Выготский писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже самом раннем детстве».

Цель проекта: - знакомство детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:

- познакомить детей с миром эмоций;

- научить ребенка понимать свои эмоции и чувства;

- научить ребенка понимать эмоции и чувства окружающих людей;

- развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушки);

-расширить знания родителей об эмоциональном развитии детей;

- выявить особенности эмоционального развития  детей;

- Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- понимают свои эмоции и эмоции других людей;

 - способны сдерживать себя и выражают свои эмоции в социально приемлемой форме;

- могут управлять своими эмоциями и чувствами.

Родители:

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности,

 - установление позитивного и доверительного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений при организации образовательного процесса.

По продолжительности проведения – долгосрочный (9 месяцев)

1 этап. Организационно-подготовительный этап включал в себя:

- изучение, подбор и анализ методической литературы, подбор диагностического инструментария;

- наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования;

- проведение диагностики на эмоционально-волевую сферу (методикиК.Э.Изард «Выявление уровня знаний об эмоциях и способах их выражения», Г.В. Фадина «Методика изучения понимания детьми своего эмоционального состояния»);

-  разработка плана занятий с детьми.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;

Сентябрь

Педагог-психолог

2.

Подбор диагностического материала для детей.

Сентябрь

Педагог-психолог

3.

Диагностика эмоционально- волевой сферы

Октябрь

Педагог-психолог

4.

Подбор  наглядного материала

Октябрь

Педагог-психолог

5.

Корректировка тематического планирования коррекционно-развивающих занятий

Октябрь

Педагог-психолог

Практический этап

– проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.

- анкетирование родителей («Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка» );

- разработка картотек на развитие эмоционально-волевой сферы и снятие эмоционального напряжения;

- консультации для родителей и педагогов.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Разработка картотекна развитие эмоционально-волевой сферы и снятиеэмоционального напряжения;

Октябрь

Педагог-психолог

2.

Консультация для родителей «Эмоциональное  развитие ребенка»

Октябрь

Педагог-психолог

3.

Консультация для педагогов«Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника»

Октябрь

Педагог-психолог

3.

Проведение коррекционно-развивающих занятий на развитие эмоционально-волевой сферы Крюкова С.В. «Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь»

Ноябрь-март

Педагог-психолог

4.

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на эмоциональное развитие детей»

Декабрь

Педагог-психолог

5.

Анкета для родителей«Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка»

Февраль

Педагог-психолог

3 этап. Заключительный этап

- проведение сравнительной диагностики;

- открытое занятие для педагогов «Этот волшебный мир эмоций»,

- совместное  творчество родителей и детей (Создание «Альбома настроений ребенка»;

«Семейный фотоколлаж»)

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

открытое занятие «Этот волшебный мир эмоций»

Февраль

Педагог-психолог

2.

Диагностика эмоционально- волевой сферы

Апрель

Педагог-психолог

3.

совместное  творчество родителей и детей (Создание «Альбома настроений ребенка»;

Апрель-май

Педагог-психолог, родители

4.

Обобщение опыта на уровне ДОУ

Май

Педагог-психолог

В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.

Для решения поставленных задач и цели по развитию эмоциональной сферы дошкольников использовала   программу «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей.

Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.

Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.

В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.

В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитии и воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.

В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга.Методика  К.Э.Изард «Выявление уровня знаний об эмоциях и способах их выражения». Анализ результатов данной методики показал, что уровень знаний об эмоциональных состояниях и способах их выражения, распределился следующим образом: на начало года

Высокий -35%

Средний-40%

Низкий-26%

Таким образом, результаты показали, что дети недостаточно знают и не могут выразить эмоциональные состояния.

Г.В. Фадина «Методика изучения понимания детьми своего эмоционального состояния», показала уровень понимания собственных эмоций:

Высокий-40%

Средний30%

Низкий-30%

Не все дети смогли нарисовать свои ситуации, когда испытывали определенные эмоции.

На конец года диагностика показала: 65%-знают об эмоциональных состояниях и способах их выражения,30% детей -испытали небольшие трудности и лишь 5% не справились с заданием. Г.В. Фадина «Методика изучения понимания детьми своего эмоционального состояния», показала уровень понимания собственных эмоций:70%  детей смогли нарисовать свои ситуации, когда они испытывали определенные эмоции и это не вызвало у них затруднений.25%-детей испытали небольшие сложности и лишь 5% не смогли изобразить собственные эмоции.Это скорее связано с тем, что некоторые ребята не посещали ДОУ.

В процессе работы в данном направлении работа прошла успешно: дети научились понимать собственное эмоциональное состояние; научились  выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; у детей расширились представления о эмоциях; дети овладели способами преодоления негативных эмоций; повысился собственный профессиональный уровень в вопросах эмоционального развития детей дошкольного возраста. Результаты развития эмоционально-волевой сферы детей имеют положительную динамику.Не останавливаясь на достигнутом, я планирую проводить дальнейшую работу по преодолению эмоциональных трудностей, по обогащению эмоциональной сферы детей для развития у них способности к более глубокому пониманию себя и других людей.

Методическая литература:

1.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.

2.   Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.

3.   Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.

4.   Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.

5.   Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10. – с. 61-64.

6.   Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.

7.    Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2012. – 464 с.

8.   Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.

9.   Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии, № 5, 1986.

10.   Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.

11.   Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А. Репиной,

12.  Программа «Развитие» // Дошкольное воспитание, № 2, 1994.

13.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.

14.  Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977. - № 2.

15.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996.

16.  Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / Принцип развития в психологии. – М., 1978.

17.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

18.  Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.

19.Интернет-ресурс: NSportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающий психолого-педагогический сеанс «Страна эмоций» для детей 5-6 лет.

Цели:   - развитие умения правильно понимать чувства и настроения; - развитие умения выражать свои чувства и эмоции при помощи слов, музыки, цвета, мимики и жестов; - развитие мелкой ...

Психолого-педагогические средства адаптации детей разного возраста в группе детского сада

СОДЕРЖАНИЕ   ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 5 1.1. Понятие, значение и причины адаптации...

Наблюдение и сравнительный анализ психолого-педагогического процесса в разных возрастных группах ДОО

Наблюдение и сравнительный анализ психолого-педагогического процесса в разных возрастных группах ДОО карты анализа занятий...

Проект Психолого-педагогической деятельности по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с помощью лего конструирования. «Здравствуй! Я твоя эмоция!»

Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, ...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР, на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет по авторской программе "В мире эмоций".

Нами разработана коррекционно-развивающая программа "В мире эмоций", направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, на снижение уровня тревожности и развитие личностных качеств по...

Психолого - педагогический проект в младшей группе "Азбука эмоций"

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направ...

"Психолого-педагогические аспекты влияния эмоций на развитие детей"

Эмоции и их проявления всегда привлекали доскональное внимание исследователей, им отводилась одна из главных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Проблема эмоционального...