Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР, на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет по авторской программе "В мире эмоций".
рабочая программа (старшая группа)

Смиренская Анастасия Николаевна

Нами разработана коррекционно-развивающая программа "В мире эмоций", направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, на снижение уровня тревожности и развитие личностных качеств посредствам игровой терапии и отечественной мультипликации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

Ф.И.О. ребенка:

Группа: старшая возрастная группа (5-6 лет)

Диагноз: 

Направление: развитие эмоционально-волевой сферы.

№ занятий

Тема и цель занятия

Формы, методы занятий

1

Радость – 1

Цель: Познакомить детей с эмоцией радость и ее графическим изображением; развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Приветствие;

Знакомство с пиктограммой «радость»;

Игра «Солнечный зайчик»;

Этюд «Встреча с другом»;

Упражнение «Радуюсь, когда…»;

Рисование «Радость»;

Игра «Дракон»;

Игра «Доброе животное»;

Прощание

2

Радость – 2. Просто так.

Цель: Продолжать знакомить с чувством радости; развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого субъекта (человек, животное)

Приветствие (имя+ движение);

Беседа о радости;

Игра «Рычи-лев,стучи-поезд»;

Этюд «Хорошее настроение»;

Этюд «Умка»;

Игра «Азбука настроения»;

Просмотр и беседа по м/ф «Просто так»;

Этюд «Подарок-подними настроение»

Игра «Доброе животное»;

3

Радость – 3. Одуванчик.

Цель: Расширить представление детей об эмоциях; формировать положительные чувства через улыбку; расширять представление детей о поступках, которые приносят радость

Приветствие пением имя ребенка;

Упражнение «Зеркало»;

Игра-пантомима «Я-«медвежонок». Я радуюсь, когда..»;

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»;

Просмотр и беседа по м/ф «Одуванчик»;

Этюд «Рассмеши меня»;

Прощание.

4

«Мое веселое настроение».

Цель: Тренировать радостные эмоции; развивать умение понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширять представление детей о поступках, которые приносят радость; развивать внимание к своим эмоциональным ощущениям.

Приветствие посредством свечи.

Упражнение «Моя улыбка похожа на..»;

Упражнение «Вспоминалки»;

Упражнение «Разноцветные шары»;

Просмотр и беседа по м/ф «Песенка радости»;

Этюд «Моя песенка радости»;

Игра «Пожелания»;

Прощание.

5

Страх-1. «Ежик в тумане».

Цель: Познакомить детей с чувством страха и его графическим  изображением; изучение выражения эмоциональных состояний в мимике, снять напряжение мышц лица.

Приветствие посредством свечи;

Знакомство с пиктограммой «Страх»;

Игра «Солнечный зайчик» и  упражнение «Зеркало»;

Этюд «Про девочку Галю»;

Этюд «Как котенок потерялся»;

Просмотр и беседаи по м/ф «Ежик в тумане»;

Этюд «Отважный ежик»;

Игра «Доброе животное»;

Прощание.

6

Страх-2. «Крошка Енот».

Цель: Продолжить знакомство с чувством страха; учить детей  выражать чувство страха в рисунке; знакомство со способами избавления от страха; развивать эмпатию, умение  сопереживать  другим.

Приветствие «Я рада тебя видеть»;

Этюд «Спаси птенца»;

Игра «Смеяться запрещается»;

Этюд «Ваза»;

Рисование «Нарисуй того, кого боишься»;

Упражнение «Победим страх»;

Просмотр и беседа по м/ф «Крошка Енот»;

Этюд «Испуг-радость»;

Прощание.

7

Страх-3. «Победим страх».

Цель: Расширение представлений продолжать   учить детей  узнавать чувство по его проявлениям.

Приветствие. Игра «Паровоз»;

Настольный театр.  игра «Историю о Одюдюке»;

Игра «Посмеемся над страхами»;

Просмотр и беседа м/ф «Кентервильское привидение»;

Прощание.

8

Страх-4. «Маленький гном и Баба-Яга».

Цель: Способствовать ослаблению тревожного состояния и страхов.

Приветствие;
Этюд «Маленький гном и Баба-Яга» (проигрывание сказки);

Просмотр и беседа м/ф «У страха глаза велики»;

Этюд «Смелый кот»;

Прощание.        

9

Удивление-1. «Живая шляпа».

Цель: Познакомить детей с эмоций «удивление» и ее графическим изображением; снять психомышечное напряжение, развивать воображение.

Приветствие с разной интонацией голоса;

Знакомство с пиктограммой «Удивление»;

Упражнение «Зеркало»;

Этюд «Живая шляпа»;

Этюд «фокусник в цирке»;

Рисунок «Нарисуй портрет»;

Прощание.

10

Удивление -2 «Человек рассеянный».

Цель: Расширить представление детей об эмоции «удивление»; снятие психологического напряжения, развивать воображение.

Приветствие «Я рада тебя видеть!»;

Упражнение «Прогулка по сказочному лесу» -удивление;

Упражнение «Маски»;

Упражнение «Я удивляюсь, когда…»;

Просмотр и беседа по м/ф «Человек рассеянный» и беседа;

Этюд «Как я могу удивляться разным вещам»

Прощание.

11

Самодовольство. «Хвастунья».

Цель: Познакомить детей с эмоцией «самодовольство» и  ее графическим изображением; снятие психологического напряжения.

Приветствие. «Игра с именами»;

Знакомство с пиктограммой «самодовольство»;

Упражнение «Я удивляюсь, когда…»;

Этюд «Мышка-хвастунья» (проигрывание сказки);

Чтение сказки «О хвастливом бантике»;

Просмотр и беседа по м/ф «Павлиний хвост»;

Этюд «Хвастливый медведь»;

Прощание.

12

«Мы узнали много нового».

Цель: Закрепление умения детей выражать свои эмоции (чувства) с помощью слов, позы, мимики и жестов; развивать умение детей сравнивать эмоции по картинке.

Приветствие. «Паровозик с  именем»;

Игра «Азбука настроений» (составление рассказа, используя знакомые эмоциональные оттенки);

Чтение потешки с разными чувствами: радость, страх, удивление и хвастовство;

Упражнение «Сравниваем эмоции»;

Прощание.

13

Злость. «Леопольдушка».

Цель: Познакомить детей с эмоцией «гнев» и  ее графическим изображением; способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами; ослабление агрессивного поведения; учить детей  анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.

Приветствие. «Доброе утро»;

Знакомство с пиктограммой «злость»;

Этюд «Сердитый дедушка»;

Игра «Сражение с шарфами»;

Упражнение «Шкала злости»;

Игра «Доброе животное»;

Просмотр м/ф «кота Леоподьда» (серия «Таблетка для злости»);

Этюд «Озверевший кот»;

Прощание.

14

«Когда опасен гнев?».

Цель: Расширять представление детей об эмоции  «злость, гнев»; продолжение  формирования навыков устранения злости; снижение психофизического напряжения.

Приветствие с помощью свечи;

Упражнение «Решим проблемную ситуацию»;

Беседа «Почему человек злиться?»;

Просмотр фрагмента «Сказки о рыбаке и рыбке» и разыгрывание эпизода;

Рисуем злость и советы по управлению злостью;

Игра «Дракон кусает с вой хвост»;

Прощание.

15

«Можно ли справиться со злостью?».

Цель: Формировать  осознание  последствий агрессивных способов защиты; обучить способам снятия напряжения; развивать  стремление к дружелюбию по отношению к другим.

Приветствие;

Упражнение «Решим проблемную ситуацию»;

Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!»;

Упражнение «Я злюсь, когда…»;

Беседа «Как побороть зло и стать добрее»;

Просмотр и беседа по м/ф «Первый раз»;

Советы по управлению злостью;

Прощание.

16

Грусть. «Золушка».

Цель: Познакомить детей с эмоцией «грусть» и  ее графическим изображением; формировать умение выражать  эмоции.

Приветствие;

Знакомство с пиктограммой «грусть»;

Упражнение «Покажи эмоцию»;

Просмотр м/ф «Золушка»;

Этюд « Грустная Золушка»;

Сказка «Маша и сандалики»;

Прощание.

17

«Как тоску одолеть?».

Цель: Расширять представление детей об эмоции «тоска-грусть»; закреплять знания о полученных эмоциях в рисунке.

Приветствие;

Просмотр м/ф «Как тоску одолеть»;

Игра «Я грущу, когда…»;

Этюд «Глаза в глаза»;

Прощание.

18

Вина.«Раз – горох. Два - горох».

Цель: Познакомить детей с новой эмоцией «вина-стыд» и  ее графическим изображением; формировать умение изображать эмоции  с помощью мимики, позы, жестов; закреплять знания о полученных эмоциях; учить составлять эмоциональные цепочки по содержанию произведения.

Приветствие  «Я рада тебя видеть»;

Знакомство с пиктограммой «вина, стыд»;

Этюд «Косточка» (рассказ Л. Н. Толстого);

Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда…»;

Просмотр м/ф «Раз – горох, два - горох»;

Игра –инсценировка «Путешествие гусеницы»;

Прощание.

19

«Когда нам стыдно?».

Цель: Расширять представление  детей об эмоции «вина-стыд»; учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции; познакомить со способами релаксации для снятия напряжения.

Приветствие  «Шум волны»;

Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»;

Этюд «Грибники»;

Упражнение «Мне стыдно, когда…»;

Рисунок «Мой стыд»;

Беседа «Когда тебе стыдно, то ты сам себе поможешь»;

Прощание.

20

«Мы признаем свою вину».

Цель: Формирование умения анализировать чувство страха, вины и действия, которые могут быть связаны с ними и устранять через беседу; расширять представления о последствиях защитной реакции т- перекладывание своей вины на других.

Приветствие  «Движок»;

Упражнение «Решим проблемную ситуацию»;

Беседа «Почему мы перекладываем свою вину на другого»;

Рисование на тему «Мое настроение»;

Беседа  «Советы Незнайки как улучшить свое настроение»;

Прощание.

21

Обида. «Обидчик».

Цель: Познакомить детей с эмоцией «обида» и  ее графическим изображением; учить выражать  негативные чувства в символической форме; познакомить со способами управления эмоцией «обида».

Приветствие  «Пение имен»;

Знакомство с пиктограммой «обида»;

Беседа «Меня обидели»;

Упражнение «Обидчик»;

Упражнение «Я обижаюсь, когда…»;

Просмотр м/ф «Обида»;

Совет Незнайки;

Упражнение «Небо»;

Прощание.

22

Отвращение, брезгливость.«Принцесса и нищий».

Цель: Познакомить детей с эмоцией «отвращение» и  ее графическим изображением; закреплять умение в словесной форме выражать свои чувства; развивать навыки общения.

Приветствие;

Знакомство с эмоцией «вины»;

Этюд «Соленый чай»;

Упражнение «Кто что не любит»;

Игра «Соберем мусор»;

Просмотр и беседа по м/ф «Принцесса и нищий»;

Рисунок «Новая эмоция»;

Прощание.

23

Зависть. «Заюшкина избушка».

Цель: Познакомить детей с эмоцией «зависть» и  ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов; учить адекватному сопоставлению поступка

Приветствие  со свечой;

Знакомство с пиктограммой «зависть»;

Упражнение «Зеркало»;

Упражнение «Завистники»;

Этюд «Завистливая Белочка»;

Просмотр и беседа м/ф «Заюшкина избушка»;

Прощание.

24

«Зависть – это не всегда плохо».

 Цель: Закреплять умение выражать  эмоцию «зависть»; развивать активный словарь эмоциональных с состояний; закреплять умение детей сравнивать эмоции на фото и на картинке; продолжать учить адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Приветствие;

Упражнение «Что нам показывает поза»;

Игра «Отгадаем настроение сказочных героев»;

Беседа «Зависть – это не всегда плохо»;

Этюд «Трудолюбивый Ежик»;

Прощание.

25

«Взлохмаченные человечки».

Цель: Закреплять полученные знания об эмоциях «радость», «страх», «удивление». «самодовольство», «злость/гнев», «грусть», «вина», «обида», «брезгливость», «зависть»; развивать умение передавать эмоции художественными средствами.

Приветствие;

Игра «Отгадай настроение»;

Рисунок  «Взлохмаченные человечки»;

Просмотр м/ф по желанию детей;

Прощание.

Литература:

   1. И.Н. Монакова «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников»;

  2.  С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию

Хочу разместить разработанный мною индивидуальный маршрут для ребенка имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 4-5 лет

Материал составлен по "Рабочей тетераде дошкольника",  30 занятий для успешного развития ребенка 4 лет, автор Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 5-6 лет

Материал составлен по "Рабочей тетради дошкольника", 30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет, авторы Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербина С.В....

Авторская разработка коррекционно-развивающих занятий к программе: "В мире эмоций" (подробное описание образовательного маршрута сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.

Предлагаем педагогическому сообществу подробное описание циклов коррекционно-развивающих занятий "В мире эмоций" для детей 5-6 лет. Данная авторская программа так же рассчитана и на коррекци...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 6-7 лет

Материал составлен по "Рабочей тетради дошкольника", 30 занятий для успешной подготовки ребенка к школе. Авторы С.В.Гаврина, Н.Л.Кутявина...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...