Родительское собрание «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Ирина Викторовна Перькова

Обогащение родительских представлений о играх детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе

Тема: «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»

Место: музыкальный зал

Участники: родители  детей старшей группы , воспитатели.

Цель: обогащение родительских представлений о играх детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать знания родителей о значении игры в развитии ребенка.

2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

3. Привлечь родителей к дальнейшему сотрудничеству.

Ход мероприятия

  Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что Вы  отложили все свои дела и присутствуете сегодня на нашем родительском собрании! 

Игра-приветствие «Цветные ладошки»
(
Родители под музыку хаотично двигаются. Воспитатель держит три «ладони», вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета, показав ту или иную ладошку родители выполняют действие)

Варианты сигналов:

красная «ладонь» -надо пожать друг другу руку,

 синяя «ладонь» – погладить по плечу,

желтая «ладонь» – поздороваться спинками.

Упражнение «Ассоциации».

      Уважаемые, родители, подберите  слова, которые ассоциируются у вас со словом игра.(Дети, азарт, деятельность, действия, атрибуты, куклы, игрушки).

Вы уже, наверное, догадались , о чём мы сегодня будем беседовать, какова тема нашего собрания? Правильно, сегодня мы с Вами поговорим об играх с детьми. Тема нашего родительского собрания : «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»

Повестка дня:

1. Доклад воспитателей на тему: «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»

2. Презентация «А у нас, в детском саду , мы играем...»

3. Разное.

           I. Нашу встречу , мы хотели бы начать со слов Деборы Владимировны Менджерицкой. доцента кафедры дошкольной педагогики, ведущего специалиста в области детской игры: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

          Игра-что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Слово «игра» – магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Вы, наверное, ни раз замечали, что когда произносишь слова «давай играть», сразу устанавливается тишина и на тебя устремляется взгляд  пытливых, любознательных глаз.

           С самого раннего возраста игра является ведущей деятельностью ребенка. «Что ты делаешь?»,-на этот вопрос, не задумываясь, ребенок ответит: «Играю!».  Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В игре ребёнок органично развивается, познаёт очень важный этап человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.

      В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. В игре ребёнок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям-это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра-источник развития моральных качеств личности.

    Каждого родителя старшего дошкольника волнует вопрос подготовки ребенка к школе. Так вот, игра очень хорошо готовит детей к школе. В игре ребенок получает необходимую для обучения в школе подготовку: физическую готовность, личностную готовность, интеллектуальную готовность, социальную готовность. Мотивация к учению проходит также через игру. В игре ребенок приобретает друзей. Если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении,  поведении.

   Уважаемые родители, наша с Вами задача- помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной. Играйте с детьми как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. Есть такая притча: « Я пытался достичь сердце ребенка словами, они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердце книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» – воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: « Приди, поиграй со мной!». Так давайте же играть с детьми!

    Обмен опытом «Игры и игрушки моего детства». Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность, приятные, добрые воспоминания. Уважаемые родители, помните ли Вы, во что играли  в своём детстве? Сохранились ли у Вас игрушки Вашего детства?(родители рассказывают случаи из жизни, связанные с игрой, демонстрируют игры и игрушки, делятся опытом об выборе игрушек для своих детей).

 Очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами. Давайте посмотрим на себя со стороны: мы, какие? Любим ли играть с детьми дома? Находим ли для этого время? Как часто играем с детьми?

Игра с мячом «Веселый мяч»

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мяч

Тот на вопрос ответит нам.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3. В какие игры чаще играет ваш ребенок дома?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. В какие игры играли в детстве, рассказываете ли Вы об этом ребенку?

6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8. Какие игрушки любимые у ребенка?

9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа, другие члены семьи?

  Мы провели с детьми интервью  и узнали, что думают об игре дома наши дети.

Вопросы детям:

 -Вы любите играть?
-В какие игры играете дома?
-У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
-Играют ли с вами взрослые? Кто?
-Как бережёте игрушки?

(воспитатель зачитывает высказывания детей)

II. Презентация « А в детском саду, мы играем...»

Сейчас мы расскажем и покажем  Вам в какие игры играют дети в детском саду:

1. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, это такие игры как «Детский сад», «Больница», «Гипермаркет», «Туристическое агенство», «Путешествие», «Библиотека», «Салон красоты», «Школа» и другие. Сюжетные ролевые  игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

     Сейчас  предлагаем Вам пофантазировать: как можно использовать в играх различные предметы.

Бумага (салфетки на стол в кафе, подзорная труба, сложить конверт, еда)

Кубик (машинка, пирожное, домик, чемодан)

Карандаш (волшебная палочка, жезл работника ГИБДД, забор, лопатка)

2. Театрализованные игры:

Режиссерские игры и игры-фантазирование. Режиссёрские игры  могут быть абсолютно индивидуальными, могут объединять 2-3 участников. Эту игру ребенок затевает с некоторым числом игрушек, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие, придумывая и тут же воплощая на игрушках разыгрываемый сюжет. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

Игры-драматизации.

К играм-драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

«Честное слово играть интересно.

Жить без игры – невозможная жизнь.

И мы сознаёмся вам честно-пречестно,

Каждый из взрослых играет чуть-чуть»

 И сейчас мы  с вами вспомним всем знакомую сказку «Репку»  и  инсценируем ее..

Драматизация сказки «Репка».
Рассказчик :

Жили-были Дед да Баба. Захотел однажды Дед репки пареной в обед.
Дед:
Что ж, пожалуй, я схожу да и репку посажу.
Рассказчик:
Пошёл Дед в огород и посадил репку.
Дед: 
Расти репка большая да сладкая.
Рассказчик:
Наступила осень. Репка выросла на славу. Решил Дед выдернуть репку. Тянет потянет, а вытянуть не может. Что же делать? Как тут быть? Позвать Бабку подсобить!
Дед(машет рукой):
Бабка, Бабка - где же ты? Репку дёргать помоги!
Рассказчик: 
Бабка хватается за Деда, пытаются вытянуть репку. Тянут потянут, а вытянуть не могут.
Бабка: 
Ох! Не вытянуть никак! Знать, ослабли наши ручки. Позовём на помощь Внучку! Ну-ка, Внученька, беги, репку дёргать помоги!
Рассказчик:
Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку. 
Внучка:
Вот так репка! Ну и овощ! Знать, придётся звать на помощь. Жучка! Жученька! Беги, репку дергать помоги!
Рассказчик:
Выбегает Жучка, хватается за внучку. Вот, помочь готова Жучка, уцепляется за Внучку. Тянут потянут, а вытянуть не могут.
Жучка:
Ох! Не вытянуть никак. Знать, придётся кликнуть кошку, чтобы помогла немножко. Кошка Мурочка, беги, дёргать репку помоги!
Рассказчик: 
Прибежала Кошка. Стали дёргать репку. Тянут потянут, а вытянуть не могут.
Кошка: 
Ох! Не вытянуть никак. Позовём, пожалуй, Мышку. Где-то прячется, трусишка! Мышка-Мышка, выходи! Репку дёргать помоги!
Рассказчик:
Бежит Мышка.
Мышка: 
Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.
Жучка за Внучку, Кошка за Жучку.
Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните! 
Рассказчик: 
Вот и вытянули репку, что в земле сидела крепко.
Рассказчик (обращается к зрителям):
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал - молодец!

3. Дидактические игры  и развивающие игры.

Развивают познавательные способности ребенка, способствуют усвоению знаний; имеют развивающую ценность; воспитывают нравственные качества: честность, справедливость, требовательность, уступчивость; развивают речь ребенка.

Виды дидактических игр:

• Игры с предметами или игрушками.
• Настольные игры (Лото. Парные картинки. Домино и др.)
• Словесные игры («Угадай по описанию»)

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку дидактических игр, которые мы используем в детском саду.

4. Подвижные игры — разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры и с удовольствием играют в них.

 Сейчас мы предлагаем Вам поиграть в игру, которая называется «Солнышко светит на тех, кто…» (родители выходят на ковер, воспитатель зачитывает выражение, а родители должны поменяться местами , кого касаются эти слова). Итак, солнышко светит на тех…

 У кого сейчас хорошее настроение;

  Кто читает своему ребенку сказки на ночь;

 Кто читает книги по воспитанию и развитию детей;

  Кто уделяет общению с ребенком больше 30 минут в день;

 Кто придумывает для ребенка интересные игры;

 Кто любит рисовать с ребенком;

  Кто любит пошалить c ребенком.

3.Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками.

5. Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами(водой, снегом, магнитами, бумагой). Эти игры  дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    Скоро наступят праздничные каникулы, и часто у взрослых возникает

проблема, чем занять ребенка, как подхватить его любознательность, как ему

помочь познать окружающий мир и радостно провести свободное время.

Сегодня мы подскажем Вам как  расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.

Опыт №1 «Мы-фокусники»(родители вместе с воспитателем проводят опыты)

Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.

- Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?

Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с

водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло?

Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока

не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко

достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и

сквозь стекло, и сквозь воду.

Опыт №2 «Волшебная соломинка»

-Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь

стакана руками?

Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля,

стаканы с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине

стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для

коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку

сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки - вода

вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем

перенести всю воду из одного стакана в другой.

Опыт №3 «Шарик-магнит».

    Нам понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Потрите шарик о шерстяную ткань. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о шерстяную ткань, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд.

     К сожалению, в последнее время настоящая  детская игра вытесняется компьютерными играми. Нужно понимать, что такие игры  не являются, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство - это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Рефлексия.

      Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего:

– Если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, помашите рукой.

– Если вы полагаете, что игра-это носитель информации для ребенка, как газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.

– Если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка происходят эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.

– Если вы верите в то, что игра действует на ребенка положительно, похлопайте в ладоши.

      В заключении хочется вспомнить слова мудрого Владимира Ивановича Даля о том, что игра не доведёт до добра, если её пустить на самотёк. Давайте помнить, что игры для детей не просто забава, время провождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. 

Благодарим всех за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»Цельдать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка ...

Конспект родительского собрания "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии....

Родительское собрание "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"

Подборка игр для родителей совместно с детьми на кухне...

Родительское собрание "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"

В нашей группе проводилось родительское собрание по данной теме.Целью собрания было повышение уровня педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности детей младшего дошкольного во...

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

1.Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;2.Заинтересовать проблемой;3.Приобщить к игре ребенка в условиях семьи;4.Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных си...

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» средняя группа

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»...