Деловая игра для педагогов на тему «ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»
методическая разработка

Чурсина Ольга Николаевна

Деловая игра «Технологии речевого развития младшего дошкольника»

Цель игры:

Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах владения технологиями речевого развития дошкольников.

Правила игры:

уметь слушать других;

вырабатывать общее решение вопроса;

принимать активное участие в игре;

соблюдать культуру речи и тактичность;

придерживаться регламента;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_dlya_pedagogov_._chursina_o.n.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Губаревская СОШ

Деловая игра для педагогов на тему

 «ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

Подготовила:

старший воспитатель

Чурсина О.Н.

Деловая игра «Технологии речевого развития младшего дошкольника»

Цель игры:

Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах владения технологиями речевого развития дошкольников.


Задачи:

1. Выявить знания педагогов в области технологий речевого развития детей. 

2. Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.

3. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.

Правила игры:

уметь слушать других;

вырабатывать общее решение вопроса;

принимать активное участие в игре;

соблюдать культуру речи и тактичность;

придерживаться регламента;

не оспаривать оценку экспертной комиссии (жюри).

Ход игры

Ведущий: - Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим проблему развития речи у детей и выявим наши знания в данной области; обоснуем наши позиции, поделимся практическими находками. Обсуждение будет проходить в виде деловой игры.

1 часть: «Совсем немного науки»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

-Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

-Развитие выразительности речи.

 Правильного развития речи ребенка не будет без правильной грамотной речи педагога. Поэтому сегодня мы не только повысим наши знания в области развития речи, но и выявим наши коммуникативные способности.

 

Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков

воспитателей»

Вопросы 1 команде

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2.Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3.Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,

творческое рассказывание)

4.Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

5.Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией.

(диалог)

6.Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

2.Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств,

качеств, действий? (описание)

3.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

монологической речи? (средняя группа)

4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

5.Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

6.Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Задание 2. «Изобразите пословицу с помощью схемы»

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Задание 3. «Переведите пословицы на русский язык»

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот  - золотой рот (Германия)

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

/Обжегшись на молоке, дует на воду

Задание 4. "Прилагательные ассоциации"

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное

экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру : стол - круглый; пруд-большой.

Задание для 1 команды.

Список  Критика

Звезда    Книга

Кругозор  Закон

Лекция  Счастье

Дом  Пища

Воззвание  Дефицит

Действие Шрифт

Задание для 2 команды.

Интерес   Убеждение

Библиотека  Музей

Страна  Пример

Собака  Приказ

Жизнь   Воспитание

Физика  Принцип

Город    Группа

5  задание.  «Составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

1 команда

Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.

2 команда

В огороде много гряд.

Тут и репа и салат
Тут и свёкла и горох

а картофель разве плох?
Наш зеленый огород

 нас покормит круглый год. 

6.  Конкурс «Наши руки не знают скуки»

Капитанам команд предлагается провести физкультминутку – пальчиковую гимнастику или же речевую игру

 7. Рубрика «Говори правильно» Здесь я предлагаю поработать с такой технологией речевого развития, как «Развитие артикуляционного аппарата»

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов!

Корабли лавировали, лавировали

да не вылавировали,

ведь не веровали в вероятность вылавировать.

Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

8 задание. Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Что можно отнести к факторам успешного речевого развития младшего дошкольника, какие технологии речевого развития вам больше всего нравится использовать в своей работе, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)

Факторы успешного речевого развития

(Памятка  для педагогов)

1. Педагоги   создают  педагогические  условия  для  развития   речи.  Развивают  и  поощряют  все  формы  речевой   активности  детей   как  на  занятиях,  так  и   вне  занятий.  

2. Педагоги  проводят специальные  упражнения  и игры  по  формированию   восприятия   фонематической  стороны  речи:  учат  определять  место   звуков  в  слове, место  ударения,  отличительные  признаки  фонем,  количество   и  последовательность   звуков  и  слогов.  

3. Педагоги  моделируют  правильный  речевой  темп,   предлагая  образцы  произнесения     разговорной  речи,   отрывков  из  литературных  произведений,  сказок  стихотворных  форм,   пословиц,  загадок,   скороговорок,   чистоговорок  и  т.д.

4. Педагоги  стимулируют   обращение  ребёнка  к  взрослому,   сверстнику  с  вопросами,   сообщениями,  побуждениями.

5. Педагоги  работают  с  художественными  произведениями,  обучают  детей  рассказыванию. Особое  внимание  уделяется  развитию  творческого  рассказывания.  

6. Способствуют  развитию  речи  в  игре  и  отражению  литературных  образов    в    сюжетно-ролевых  играх  детей.

7. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний,   в  процессе драматизации  детских  литературных произведений.

Факторы успешного речевого развития

(Памятка для родителей)

  1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  2. Создавать условия для общения с другими детьми.
  3. Речь взрослого – пример для подражания.
  4. Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
  5. Совместные игры взрослого и ребенка.
  6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  7. Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
  8. Рассказывание стихов руками.  (Пальчиковые игры)

Подведение итогов деловой игры


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников»

Деловая  игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников» разработана для старших воспитателей...

Деловая игра для педагогов ДОО "Мультимедийные презентации в работе с дошкольниками"

Деловая игра для педагогов ДОО "Мультимедийные презентации в работе с дошкольниками"...

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)

В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....

Деловая игра для педагогов "Сундучок знаний" по речевому развитию детей

Для формирования педагогической компетенции педагогов, развития коммуникативных качеств, уточнения знаний и умений педагогов по речевому развитию детей доошкольного возраста....

Деловая игра для педагогов на тему «ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

Данная презентация сделает деловую игру более наглядной, оживит взаимодействие участников....

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...

Деловая игра для педагогов «Речевое развитие младших дошкольников»

Деловая игра для педагогов «Речевое развитие младших дошкольников» Цель: совершенствование работы педагогов по речевому развитию в дошкольном учреждении. слайд.№2 Задачи: 1. Уточнить знания и ...