Комплекс "Тимокко" в работе педагога-психолога ДОО с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Азарова Екатерина Владимировна

С очень высокой точностью, с помощью веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.

 

Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при постравматических нарушениях движения и координации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.62 МБ
Файл Описание работы25.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование коррекционно-развивающего комплекса Тимокко в работе педагога-психолога ДОО с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста. Педагог-психолог МАДОУ г. Мурманска № 151 Азарова Е.В.

Слайд 2

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии. Критерии оценки Гиперактивный ребенок Тревожный ребенок Контроль поведения Постоянно импульсивен Способен контролировать поведение Двигательная активность Постоянно активен Активен в определенных ситуациях Характер движений Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения

Слайд 3

Задачи работы Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие психической произвольности. Развитие и формирование адекватной самооценки и оценки поведения и поступков окружающих его людей. Ориентация на позитивные социальные и личностные ценности; Организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.

Слайд 4

Структура занятия содержит 5 этапов - Коммуникативный (предполагает создание доверительных отношений, расположенность и открытость психологу). - Психогимнастика (включает в себя этюды, упражнения, направленные на снятие эмоциональной зажатости, на овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами). - Конструктивно-формирующий (направлен на формирование и развитие навыков конструктивного общения, основ саморегуляции). - Рефлексия (направлена на осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, повышение самооценки). - Релаксация (состоит из упражнений на мышечное расслабление, глубокое дыхание, снятие возбуждения).

Слайд 5

Тимокко - Развивающе -коррекционный комплекс с биоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК. Комплекс предназначен для улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, эффективно для работы с детьми от 3 до 8 лет.

Слайд 6

Назначение комплексов при работе со здоровыми детьми Подготовка к школе, адаптация к нагрузкам в младших классах, преодоление трудностей в обучении Развитие внимания и навыка сосредоточения Тренировка памяти и скорости реакции Развитие координации движений Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук Назначение комплексов при работе с детьми с особыми потребностями Расстройства внимания и гиперактивность (СДВГ) Аутизм ДЦП Гипотония, нарушения тонуса мышц плечевого пояса, осанки Нарушение развития координации Несвязанные с развитием моторные расстройства (травмы, хирургия мозга, синдромы).

Слайд 7

Решаемые задачи Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности Повышение скорости реакции, улучшение памяти Развитие способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук Тренировка на увеличение диапазона движений Освоение новых движений и моделей взаимодействия Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве

Слайд 8

БУКВЫ, ЦИФРЫ ЦВЕТ Игры «Знакомство с цифрами» 2. «Посчитай на английском» 3. «Посчитай на русском» 4. «Мозаика» 5. «Мыльные пузыри» 6. «Знакомства с буквами» 7. «Русские буквы» 8. «Английские буквы» 9. «Воздушные шары» 10. «Найди пару» 11. «Знакомство с цветами» 12. «Мольберт» 13. «Предметы» 14. «Пейнтбол» 15. «Палитра»

Слайд 9

ИГРЫ С ТИММОМ - Компьютерная программа для детей дошкольного возраста. Методика позволяет развить интеллектуальные способности, двигательную активность, внимание, память. Поможет научить ребенка правильно распределять внимание. Программа одинаково эффективна при работе со здоровыми детьми и детьми, имеющими особенности в развитии. Игры 1. «Инопланетяне» 2. «Велосипедист» 3. «Паровозик» 4. «Распорядок дня»

Слайд 10

Вся серия Развивающе -коррекционных комплексов с видеобиоуправлением (в четырех исполнениях - «Возьми и сделай», « Тимокко », «Буквы. Цифры. Цвет.», «Игры с Тимом») является совместной разработкой НПФ « Амалтея » и израильских специалистов в области детского развития и современных компьютерных технологий ( Timokko LTD).



Предварительный просмотр:

Азарова Е.В.

МАДОУ г. Мурманска №151

Педагог-психолог

Использование коррекционно-развивающего комплекса Тимокко в работе педагога-психолога ДОО с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

В последние годы количество геперактивных детей катастрофически выросло – педагоги бьют тревогу. Современные интенсивные формы воспитания детей, рост психоэмоциональных перегрузок, ухудшение социальных тенденций в обществе – все это способствует нарастанию нервно-психических отношений и нарушений поведения у детей.

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

На эти проявления и стоит обращать внимание при работе с такими детьми. Отсюда и выявляю перед собой соответствующие задачи работы.

Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений:  

в двигательной сфере:

— умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

— умение различать и сравнивать мышечные ощущения;

— умение определять соответствующий характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм);

— умение менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений;

в эмоциональной сфере:

— умение произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые ребенок испытывает;

— умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер;

— умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции, а также эмоции, которые испытывают окружающие;

— умение произвольно и подражательно демонстрировать эмоции по заданному образцу;

в сфере общения:

— умение улавливать, понимать и различать эмоциональные чужие состояния;

— сопереживать (принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

— умение отвечать адекватными чувствами (в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить чувства адекватно ситуации);

в поведении:

— умение определять конкретные цели своих поступков;

— умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;  

— умение проверять эффективность выбранных путей действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;

— умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

— умение брать на себя ответственность.

Одной из главных задач является – формирование самоконтроля, саморегуляции.

У ребенка не сформирован самоконтроль, понимание границ допустимого, умение планировать свою деятельность и выполнять действия по правилам. Четким критерием различия между поведенческими нарушениями и органической природой гиперактивности является умение ребенка длительно заниматься любимым видом деятельности по собственному желанию. Гиперактивный ребенок не способен к подобному, он всегда не может контролировать свои движения. Поведенческая проблема характеризуется тем, что существуют периоды длительной целенаправленной активности. Ребенок может долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, даже собирать пазлы и сложные конструкторы, однако не может сам делать домашние задания, игнорирует просьбы, не может спокойно сидеть на уроке.

Таким образом мы с Вами сразу разобрали причины и симптомы, чтобы перейти к решению проблемы.

Если, гиперактивность истинная, поможет только врач. Необходимо достичь гармонии работы возбуждающих и тормозных систем. Хорошо, что такая патология встречается редко. Еще раз напомню, если ребенок способен длительно заниматься своими любимыми делами, его проблема поведенческая, а не органическая и Вы сможете помочь ребенку без лекарств.

Методы коррекции поведения основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:

· коммуникативные и подвижные игры;

· разыгрывание «трудных ситуаций»;

· ритмические игры со словами;

· музицирование и танцы;

· чтение и обсуждение сказок.

О формирующем этапе работы, хотелось бы рассказать в рамках использования коррекционно-развивающего комплекса Тимокко.

Комплекс прекрасно подходит и для развивающих занятий с детьми среднего дошкольного возраста, и для младших школьников. Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений

Что такое Тимокко?

Развивающе-коррекционный комплекс с биоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК. Комплекс предназначен для улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, эффективно для работы с детьми от 3 до 8 лет.

Программное обеспечение каждого комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство.

Играя в игры, включенные в комплексы, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

С очень высокой точностью, с помощью веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.

Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при постравматических нарушениях движения и координации.

БУКВЫ, ЦИФРЫ ЦВЕТ

Игры, включенные в комплекс, предоставляют возможность объединять занятия по развитию двигательной мануальной активности с изучением букв, цифр, цветов, основ счета. Сочетание двигательной и когнитивной нагрузки развивает способность распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.

Компьютерная программа для детей дошкольного возраста. Помимо обучения буквам, цифрам, цветам и письму, методика позволяет развить двигательную активность, внимание, память. Поможет научить ребенка правильно распределять внимание. Программа эффективна при работе со здоровыми детьми и детьми, имеющими особенности в развитии.

Коррекционная программа занятий помогает повысить уровень внимания, памяти, активирует способность воспринимать правила игры. Улучшает координацию движений рук (мелкая моторика) и глаз, тренирует внимательность, помогает освоить новые движения. Кроме того, игры обучают ребенка контролировать свои движения, укрепляют мышцы рук и плечевого аппарата и дают представление и понимание о положении тел или вещей в пространстве.

Особенно результативна программа для реабилитационных занятий с детьми с особыми потребностями. Например: ДЦП, аутизм, СДВГ, травмы, и различные синдромы. Занятия способствуют укреплению мышц рук, развитию мелкой моторики, координации. Помогают тренировать память и фокусировать на время внимание на конкретном действии. Также коррекционные занятия показаны и здоровым детям дошкольного возраста (3-8 лет) в качестве общей подготовки к школе. Более того, игровые упражнения тренируют скорость реакции, память и навыки сосредоточения, помогают преодолеть трудности в обучении.

В комплект к программе входят игры, они повышают уровень мотивации детей к познавательной и физической деятельности. Занятия проходят в игровой манере. Занятия проводятся в индивидуальной форме с детьми дошкольного возраста. Также в комплекте присутствует веб-камера, разноцветные шарики-перчатки и руководство по эксплуатации программного обеспечения.

Решаемые задачи

  • Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, во время и после неё.
  • Повышение скорости реакции.
  • Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.
  • Улучшение координации рук и глаз.
  • Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.
  • Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия.
  • Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.
  • Тренировка на увеличение диапазона движений.
  • Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.

ЗНАКОМСТВО С ЦИФРАМИ

В этой игре Игрок, двигая руками, оставляет на экране шлейф из цифр. Движениями рук можно создавать условный рисунок. Можно давать задания типа: провести линию посередине экрана, разделить экран на две половинки, нарисовать круг, квадрат, треугольник и т.п. При выполнении движения можно предложить ребёнку называть возникающие цифры. Задание можно выполнять отдельно левой рукой, правой рукой или двумя руками одновременно.

ПОСЧИТАЙ НА АНГЛИЙСКОМ

В игре отрабатывается координация и статическое сохранение позы (положение рук, руки). Шарики-перчатки необходимо удерживать на барабане-лото, тогда барабан начинает крутиться, затем из него выкатывается шар. На каждом шаре нарисована цифра, которая озвучивается на английском языке, ребёнок, удерживая статическое положение рук/руки, следит за шариком, фиксирует цифру на нём, слушает название и повторяет его.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Эта игра на сложную динамическую координацию движения с заданием на внимание и узнавание цифр. На экране появляются и движутся мыльные пузыри с цифрами. Диктором озвучиваются цифры, пузыри с которыми нужно «лопнуть». Чтобы «лопнуть» пузырь, руками в шариках-перчатках нужно «дотронуться» до него.

НАЙДИ ПАРУ

Это сложная многофункциональная игра, которая направлена на развитие способности к сосредоточению, тренировку внимания, памяти, двигательной динамической и статической координации. На экране выложено 6 карточек, на скрытой стороне карточек написаны буквы. Игрок переворачивает карточку, удерживая шарики-перчатки на ней, запоминает букву и подыскивает ей пару с такой же буквой. При этом он называет буквы, которые открывает.

МОЛЬБЕРТ

В игре отрабатывается общая координация и статическое сохранение позы (положения рук/ руки). Шарики-перчатки необходимо удерживать на любом мольберте, при этом появляются цветные кляксы. можно давать задания на тренировку пространственной ориентации (выше, ниже, справа, слева, нижний справа, верхний слева и т.п.). Ребёнок, удерживая статическое положение рук/руки, называет цвета.

ИГРЫ С ТИММОМ

Компьютерная программа для детей дошкольного возраста. Методика позволяет развить интеллектуальные способности, двигательную активность, внимание, память. Поможет научить ребенка правильно распределять внимание. Программа одинаково эффективна при работе со здоровыми детьми и детьми, имеющими особенности в развитии.

Особенно результативна программа для реабилитационных занятий с детьми с особыми потребностями. Например: ДЦП, аутизм, СДВГ, травмы, и различные синдромы.

Решаемые задачи

• Развитие способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.

• Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий.

• Повышение скорости реакции, улучшение памяти.

• Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.

• Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.

• Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия.

• Повышение внимательности и способности понимать «правила игры».

• Освоение новых движений и моделей взаимодействия.

10/        Программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр.

• Веб-камеру.

• Цветные шарики-перчатки.

• Руководство пользователя.

Внедрение представленных комплексов это шаг в использовании игровых технологий для реабилитации детей с особыми потребностями. Комплексы особенно эффективны для работы при расстройствах:

• расстройства внимания и гиперактивность (СДВГ);

• аутизм;

• ДЦП;

• гипотония, нарушения тонуса мышц плечевого пояса, осанки;

• нарушение развития координации;

• несвязанные с развитием моторные расстройства (травмы, хирургия мозга, синдромы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога "В поисках улыбки" с детьми старшего дошкольного возраста.

Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста проводится педагогом-психологом совместно с воспитателем по физической культуре в рамках  проведения "Дня психологического здоровья в ДО...

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Поиски сокровищ"

Занятие направлено на  формирование коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений между детьми; снятие мышечного напряжения, расслабления мышц тела;  развитие внимания, мышления, простр...

Статья на тему "Работа педагога-психолога по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлена работа педага-психолога по социально-моциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Описаны методы и приёмы, раскрыта  взаимосвязь в работе с воспитателями и ро...

Конспект занятия педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Новогодний карнавал""

Конспект ИОД педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР  "Новогодний карнавал"...

Конспект занятия педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимнюю сказку"

Конспект ИОД педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимнюю сказку"...

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному городу Бородино».

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города Бородино....

Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.

Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....