Методические рекомендации для музыкальных руководителей 2019-2020 уч.год
статья

Трубникова Надежда Александровна

-

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

методические рекомендации

для музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций

https://i.pinimg.com/originals/fc/81/31/fc81314b80eb6315b9dbea0a1424ad1e.png

         

           Трубникова Н.А. – музыкальный руководитель

           

         

          Данные методические рекомендации адресованы музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.

          В сборник включены рекомендации по рациональному распределению музыкальной образовательной деятельности в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ. Рассмотрены  формы организации, виды, задачи, содержание культурных музыкальных практик в ДОУ и формы их организации. Образовательные ситуации и наиболее актуальные виды образовательных ситуаций в музыкальном развитии дошкольников.

Содержание

 № п/п

стр.

Введение

5

1.

Образовательная ситуация как одна из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми

7

1.1.

Алгоритм проведения образовательной ситуации

7

1.2.

Наиболее актуальные виды образовательных ситуаций

в музыкальном развитии дошкольников

8

2.

Распределение музыкальной образовательной деятельности в режимных моментах

11

3.

Детские музыкальные культурные практики

12

3.1.

Основные формы организации культурной практики по музыкальному развитию

13

3.2.

Виды культурных практик (по С.В. Масловской)

13

3.3.

Виды, задачи, содержание культурных музыкальных практик в ДОУ и формы их организации

14

3.4.

Список литературы

18

  «Ребенок воспитывается

разными случайностями,

его окружающими.

Педагогика должна дать направление

этим случайностям»

В. Ф. Одоевский

Введение

 

          Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что приходя в детский сад, ребёнку очень часто приходится слушать ответы на вопросы, которых он не задавал? А в ответ на интересующий его вопрос, он зачастую слышит фразу «потом узнаем»,  «завтра послушаем». И чаще всего это означает – никогда.  А ведь природа ребёнка устроена с точностью до наоборот! Дошкольное образовательное учреждение должно стать тем местом, где учатся задавать и находить ответы на интересующие вопросы.

А как же решение задач музыкального развития, воспитания и обучения, спросите вы? Без сомнения, это приоритетная цель деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения. Вопрос в том, какие формы организации образовательного процесса он выберет: традиции, проверенные опытом, или инновации, малоизвестные, но столь необходимые в современном быстроразвивающемся образовании.

В связи с обновлением содержания дошкольного образования актуальны новые формы взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы:

-  на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников;

- на поддержку инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности;

- на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Одной из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется музыкальным руководителем для решения задач музыкального образования ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности.

 И конечно, среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного образования, выделяется проблема рационального распределения музыкальной образовательной деятельности в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ.

Проблема распределения музыкальной образовательной деятельности в течение всего дня – одна из важных. От её решения зависит успешность музыкального развития дошкольников.

Так как в соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность осуществляется в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ, необходимо помнить и о предоставлении времени дошкольникам для самостоятельной деятельности и для отдыха. Так как правильно составленный режим дня имеет огромное психологическое, педагогическое и оздоравливающее значение.

  1. Образовательная ситуация как одна из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Основные задачи - формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах музыкальной деятельности, обобщение знаний по теме.

Образовательные ситуации могут быть включены в образовательную деятельность в режимных моментах. Основные задачи - закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников, их применение в новых условиях, освоение новых способов музыкальной деятельности.

  1. Алгоритм проведения образовательной ситуации

Введение в ситуацию.

Музыкальным руководителем создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Актуализация знаний и умений.

Организация музыкально-познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Затруднение в ситуации.

При помощи педагога анализируется возникшая проблемная ситуация: фиксация затруднения, выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).

«Открытие» нового знания.

Выбирается способ преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез, а также определяется порядок действий. Поиск и «открытие» новых знаний и (способов действий) происходит посредством использования различных форм организации детских видов музыкальной деятельности. Именно они обеспечивают, с одной стороны, преодоления затруднения (достижение детской цели), а с другой, -  решение программных задач («взрослую» цель).  Фиксируется новое знание или способ действия.

Включение нового знания (способы действия) в систему музыкальных знаний и умений.

Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами. Самопроверка по образу и (или) взаимопроверка. Использование новых знаний (способов действия) в совместной музыкальной деятельности: работа в парах, подгруппах.

Осмысление. 

Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание музыкальным руководителем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей или подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели. Акцентирование на успешном опыте преодоление трудностей через выявление и устранение их причин.

Другими словами, в начале образовательной ситуации музыкальный руководитель вызывает у детей интерес к её содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми или только детьми проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта). Таким результатом может быть исполнение песни, разученные танцевальные движения, игра на музыкальном инструменте, творческие «находки» в различных видах музыкальной деятельности и др.

Образовательные ситуации могут быть включены в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творческую деятельность), а также в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач как одного из видов музыкальной деятельности (например, музыкально-ритмической),  так и на интеграцию этих видов.

Основой для образовательных ситуаций могут быть:

- проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой деятельности);

- музыкальные упражнения и дидактические игры;

- задания практического содержания (например,  музыкально-ритмические, певческие, обучение игре на музыкальных инструментах).

В младшем дошкольном возрасте образовательные ситуации решаются посредством использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться эмоциональным откликом детей.

В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи,  требующие решения, создаются сюжетные ситуации, которые обеспечивают принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детей.

  1. Наиболее актуальные виды образовательных ситуаций

в музыкальном развитии дошкольников:

  1. Предметно- игровая образовательная ситуация.

Доминирующей является развивающая предметная среда. Именно она определяет активность ребенка, его предметно-игровые действия. Действия дошкольников направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.

Необходимым средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно классифицировать на:

- способствующие воспринимать произведения для слушания;

- используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;

- созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

- побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;

- побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

  1. Сюжетно-игровая образовательная ситуация.

В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности, формируются основы музыкальной культурой, ценностно- эстетические представления.

 В основе - сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведения музыкальной и театральной гостиной, творческой мастерской.

Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений, а также применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно включать и в самостоятельную деятельность детей - через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к материалам для музыкально-исследовательской деятельности и продуктивного творчества.

Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством образовательных ситуаций у дошкольников происходит:

- формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;

- систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;

- развитие творческих способностей.

Другую классификацию образовательных ситуаций под общим названием «игровая обучающая ситуация»  (ИОС) предлагает Ельцова О.М. и Терехова А.Н.

 И хотя авторы ориентируются в большей степени на воспитателей,  в музыкальном образовании данную классификацию также можно с успехом применить.

Ельцова О.М. и Терехова А.Н. обозначают четыре вида ИОС: ситуации-иллюстрации, ситуации -упражнения, ситуации -проблемы, ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и музыкальных дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы и примеры действий.

Ситуации-упражнения. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий, музыкальных упражнений и учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС авторы рекомендуют использовать с четырёх лет.

Ситуации-проблемы. Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных направлений музыкального развития и моделированию собственной стратегии действия. В этих ситуациях музыкальный руководитель привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать результат своих действий и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры,  а также произвольно изменять свое игровое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующий позиции.

В подготовительной к школе группе О.М. Ельцова  и А.Н. Терехова рекомендуют использовать ситуации-оценки, которые предполагают анализ и обоснование принятого решения или действия, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Известный педагог О.В. Дыбина при организации режимных моментов предлагает интегрированную форму взаимодействия взрослого и детей, которую характеризует как относительно устойчивую, целостную, логически выстроенную конструкцию целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, которая обеспечивает интеграцию различных видов детской деятельности.

Такими интегрированными формами могут быть: выставка, концерт, поисковая лаборатория, викторина, проект, мастерская, путешествие, маршрутная игра, клуб, олимпиада, ярмарка, КВН, музыкальная редакция и др.

Для выделения видов каждой интегрированной формы О.В. Дыбина предлагает следующие основания:

- виды (разновидности детской деятельности).

Например, выставка может быть: познавательно-исследовательская (выставка-презентация, выставка-путешествие, выставка-исследование), игровая (выставка-игра, технологическая выставка, выставка-отчёт), музыкально- художественная (выставка-конкурс, выставка-показ, выставка-отчёт, выставка-ярмарка), продуктивная (выставка-ярмарка, выставка-хобби, выставка-конкурс, выставка-показ).

-  содержание деятельности (представлено в тематике).

Например, викторина может быть: музыкальная викторина («Песня родины моей», «Детские композиторы»), литературная викторина («Русские народные сказки», «Басни Крылова»), экологическая  («Путешествие по Красной книге», «Лес- луг- поле»), историческая («Это Родина моя», «Путешествие в прошлое»), нравственно-этическая («Дружба», «Знатоки этикета»);

- состав участников (возраст, количество, половой признак и др.).  Например, клуб может быть: для малышей, клуб для мальчиков, детско-родительский клуб;

- временной признак (периодичность,  продолжительность). Например,  музыкальная редакция может быть: ежедневная (утренняя или вечерняя),  постоянно действующая и др.

  1. Распределение музыкальной образовательной деятельности

в режимных моментах

Ниже представлены возможные формы взаимодействия музыкального руководителя с детьми в различные режимные моменты.

  1. Приход детей в ДОУ, утренняя гимнастика:

-  упражнения по освоению и формированию музыкально-ритмических движений;

-  разучивание потешек, стихов, песен;

- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;

-  создание практических, проблемных ситуаций по музыкальному развитию;

-  игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные и пр.);

- индивидуальная работа по плану музыкального руководителя.

  1. Подготовка к завтраку, завтрак:

- музыкально-игровые ситуации;

- ситуативные разговоры о музыке.

  1. Игры и детские виды деятельности: 

- игровые обучающие ситуации в музыкальном уголке группы;

- творческие образовательной ситуации;

- ситуативные разговоры о музыке;

- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;

-  индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.);

-  самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

  1. Непосредственно образовательная деятельность:

- непосредственно музыкальная образовательная деятельность.

  1. Подготовка к прогулке, прогулка:

- игровые обучающие ситуации по формирования певческих навыков, музыкально-ритмических движений и игре на музыкальных инструментах;

- разучивание потешек, стихов, песен (на прогулке);

- сценарии активизирующего общения в театрализованной деятельности (на прогулке);

- индивидуальная работа по плану музыкального руководителя (на прогулке и в помещении ДОУ);

- подвижные музыкальные игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения (на прогулке);

- музыкальное экспериментирование (на прогулке);

- соревнования, развлечения, праздники, физкультурные и  музыкальные минутки (на прогулке).

  1. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед:

- слушание детских музыкальных произведений;

- музыкальные индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые и подвижные театрализованные и другие);

- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;

- создание практических, игровых, проблемных ситуаций по музыкальному развитию.

7. Подготовка ко сну, дневной сон:

- Слушание спокойных детских музыкальных произведений перед сном.

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия:

- гимнастика после сна под музыку;

- музыкально- оздоровительные минутки.

9. Игры, самостоятельная деятельность детей:

- музыкальное экспериментирование;

- элементарное музицирование;

- игровые музыкальные обучающие ситуации;

- ситуативные разговоры о музыке;

- музыкальные игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные и др.;

- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;

- слушание музыкальных произведений;

- физкультурные и музыкальные тематические досуги, игры, развлечения, импровизации;

- упражнения по освоению и формированию певческих навыков, музыкально-ритмических движений и игре на музыкальных инструментах.

10. Подготовка к ужину, ужин:

- образовательные ситуации по музыкальному развитию;

- индивидуальная работа по плану музыкального руководителя.

11. Игры, прогулка, уход детей домой:

- игры с правилами (дидактические), творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные и др.;

- музыкальные игровые обучающие ситуации;

- ситуативные разговоры о музыке:

- проблемные музыкальные ситуации;

- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;

- разучивание потешек, стихов, песен;

- подвижные музыкальные игры и упражнения;

- самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

  1.  Детские музыкальные культурные практики

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в содержательном разделе образовательной программы ДОУ должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Что же такое культурные практики?

Культурные практики (по крыловой Н.Б.) – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды его самостоятельной деятельности.

Культурные практики способствуют формированию личностных качеств дошкольников, являются средством для развития инициативности, самостоятельности и ответственности.

  1. Основные формы организации культурной практики

по музыкальному развитию:

  1. В игровой деятельности:

- музыкальные игры с правилами, сюжетные игры;

- совместная игра музыкального руководителя и детей;

- музыкальные сенсорные и развивающие игры;

- игровые музыкальные ситуации.

2. В продуктивной деятельности:

- мастерская по изготовлению продуктов детского творчества на основе прослушивания и обсуждения музыкальных произведений.

3. В коммуникативной деятельности:

- беседы, ситуативные разговоры о музыке;

- речевые ситуации в музыкальной деятельности.

4. В познавательно-исследовательской деятельности:

- музыкальное экспериментирование;

- творчество во всех видах музыкальной деятельности.

5. В физической деятельности:

- физические упражнения;

- подвижные игры;

- физкультурные досуги, игры и развлечения.

6. В художественно-эстетической деятельности:

- творческая мастерская;

- музыкальная и театральная гостиные;

- детская студия;

- детские досуги;

- музицирование.

3.2. Виды культурных практик

(по С.В. Масловской)

- правовые практики;

- практики культурной идентификации;

- практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка;

- практики свободы;

- практики расширения возможностей ребенка.

Правовые практики - это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умение их реализовывать.

Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребёнком себя в мире культуры.

Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальный) организации личности ребенка в детской деятельности - это способность и возможность ребёнка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Практики свободы – практики выбора ребёнком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды. Обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики расширения возможностей ребенка - практики развития способностей ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.

  1. Виды, задачи, содержание культурных музыкальных практик в ДОУ и формы их организации

  1. Правовые практики

Задачи:

- воспитание уважения и терпимости к другим людям;

- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека;

- вовлечение в деятельность, соответствующую общественным нормам поведения.

Содержание:

- освоение и реализация ребёнком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- соблюдение правил поведения в процессе экспериментирования;

- бережное отношение к живым объектам окружающей среды;

- проявление уважения к сверстникам, к окружающим взрослым.

Формы организации:

- игры с правилами, сюжетные игры;

- совместная игра музыкального руководителя и детей;

- игровые ситуации;

- творческая мастерская;

- ситуации общения;

- беседа;

- музыкальное экспериментирование;

- драматизация.

2. Практики культурной идентификации в детской деятельности

Задачи:

- создание условий для реализации собственного замысла ребёнка и воплощения его в продукте деятельности.

Содержание:

- формирование представлений о мире посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Формы организации:

- сенсорные игры;

- развивающие игры;

- творческая мастерская;

- музыкальное экспериментирование;

-музицирование.

3. Практики целостности телесно-душевно-духовной организации

Задачи:

- способствовать соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

- формирование сознательной эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

-  развитие способности планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

- формирование потребности познания мира (любознательность), способности решать интеллектуальные задачи;

- создание условий для овладения предпосылками универсальных учебных действий.

Содержание:

- овладение основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни;          

- способность планировать познавательно-исследовательскую деятельность на основе первичных ценностных представлений;

- формирование умения обследовать предметы и явления с различных сторон, выявлять зависимости;

- умение работать по правилу, образцу;

- проявление настойчивости и волевого усилия в поисках ответа на вопросы в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

- соблюдение правил безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов.

Формы организации:

- игры с правилами, сюжетные игры;

- совместная игра музыкального руководителя и детей;

- сенсорные игры;

- развивающие игры;

- игровые ситуации;

- творческая мастерская;

- ситуации общения;

- музыкальное экспериментирование;

- физические упражнения;

- подвижные игры;

- соревнования;

- восприятие произведений музыкального искусства;

- музыкальная, театральная и литературная гостиные;

- детская студия;

- музицирование.

4. Практики свободы

Задачи:

- поощрять активность и заинтересованное участие ребенка в образовательной деятельности;

- развивать способность конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми, управлять собственным поведением;

- формировать способность планировать свои действия,  самостоятельно действовать.

Содержание:

- проявление активности ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности, заинтересованное участие в образовательной деятельности;

-  способность управлять своим поведением;

- овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способность изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

- формирование способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

- развитие умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;

- освоение и реализация ребёнком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности;

- проявление инициативы и творчества в решении проблемных задач.

Формы организации:

- сюжетные игры;

- развивающие игры;

- игровые ситуации;

- творческая мастерская;

- ситуации общения;

- музицирование;

- экспериментирование;

- подвижные игры;

- восприятия музыкальных произведений;

- драматизация;

- детская студия;

- детские досуги.

5. Практики расширения возможностей ребенка

Задачи:

- развивать способность решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- создавать условия для применения самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности, для решения новых задач;

- развивать способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Содержание:

- ребёнок самостоятельно видит проблему;

- активно высказывает предположения, способы решения проблемы,  пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

- применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, проблем, поставленных как взрослым, так и им самим.

Формы организации:

- совместная игра музыкального руководителя и детей;

- развивающие игры;

- игровые ситуации;

- творческая мастерская;

- музыкальное экспериментирование;

- подвижные игры;

- драматизация.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. -М: Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Конохова Е.С. Образовательные ситуации как средство нравственного воспитания старших дошкольников // Педагогическое образование в России, 2014, №3.
  3. Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. – М.: Сентябрь, 2007.
  4. Масловская С.В. Теория и практика становления культурно-антропологических практик дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2014.
  5. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.
  6. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной ж...

Рабочая программа музыкального руководителя 2019-2020

Основная идея рабочей программы - гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.Цель: создание условий для развития предпосылок...

Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей

  Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...