Проект развития навыков эффективного общения у детей с особыми образовательными потребностями средствами театрализации «Поделись улыбкою своей»
проект (старшая группа)

Прилепская Мария Владимировна

Актуальность проекта

 

На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими детей дошкольного возраста.

Проблемы личностного развития этих детей исследованы в меньшей степени (Д.И. Бойков,  Е.Н. Васильева, М.И. Гуменюк, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников,  Е.А. Чернышова).

Недостаточно изучено общение детей, в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка.

Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования социально-коммуникативных умений детей 5–7 лет в дошкольном учреждении определяют актуальность нашего проекта.

Трудности в общении с окружающими людьми у детей связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов, замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков у детей, а также обучение педагогов и родителей способам адекватного взаимодействия с ребенком.

Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила общения.

Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами театральной деятельности дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова. Поиск наиболее эффективных методов коррекционно-развивающий работы с детьми с особыми образовательными потребностями является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

В связи с этим проблема, с нашей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitie_kommunikativnogo_obschenia1.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

развития  навыков эффективного общения  у детей с особыми образовательными потребностями средствами театрализации

«Поделись улыбкою своей»

Содержание

Актуальность проекта……………………………………………………………

3

Характеристика проекта……………………………………………….………...

5

Описание проекта…………………………………………………………….….

8

Перечень документов и библиографических источников, на которые опирается проектная деятельность……………………………………….…….

11

Работа с детьми………………………………………………………………….

13

Календарный - план …………………………………………………………….

15

Содержание коррекционно-развивающей работы………………………….…

16

Формы организации театрализованной деятельности детей…………………

17

Музыкальные иллюстрации для занятий по развитию коммуникативного общения ………………………………………………………………………….

19

Работа с педагогами ДОУ……………………………………………………….

20

Работа с родителями………………………………………………….………….

21

Методические рекомендации …………………………………………………..

22

Методические рекомендации по внедрению проекта в систему дошкольного образования……………………………………………………….

22

Рекомендации для родителей…………………………………………………...

24

Рекомендации для педагогов……………………………………………………

26

Актуальность проекта

На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими детей дошкольного возраста.

Проблемы личностного развития этих детей исследованы в меньшей степени (Д.И. Бойков,  Е.Н. Васильева, М.И. Гуменюк, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников,  Е.А. Чернышова).

Недостаточно изучено общение детей, в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка.

Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования социально-коммуникативных умений детей 5–7 лет в дошкольном учреждении определяют актуальность нашего проекта.

Трудности в общении с окружающими людьми у детей связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов, замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков у детей, а также обучение педагогов и родителей способам адекватного взаимодействия с ребенком.

Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила общения.

Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами театральной деятельности дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова. Поиск наиболее эффективных методов коррекционно-развивающий работы с детьми с особыми образовательными потребностями является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

В связи с этим проблема, с нашей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Творческое название проекта  

«Поделись улыбкою своей»

Цель проекта:

  • формирование у детей 5–7 лет этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников;

Задачи проекта:

  • овладение детей навыками эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);
  • реализация организационно-методического обеспечения, основанного на поэтапном формировании у дошкольников коммуникативных навыков и отношения к себе как к субъекту коммуникативной деятельности средствами театрализованной деятельности;
  • разработка и апробация системы коррекционно-развивающих мероприятий, построенных с учетом основного спектра проблем  развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, а также проблем в организации взаимодействия родителей и детей;
  • формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений;
  • учить дошкольников гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  •  содействие образовательно-культурному развитию и инновационной образовательной деятельности педагогов.

Гипотеза проекта: если при развитии навыков коммуникативного общения у детей использовать средства театрализации, то формирование уровня потребности в общении, наличие установки на общение с другими людьми, эмоциональная реакция на партнера, собственное самочувствие в ситуации общения, а также социально-коммуникативные умения и навыки будут наиболее эффективно.

Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие партнерских отношений. Новизна состоит в использовании кукол-образов, раннее включение детей в театральную деятельность, в разыгрывании этюдов с формированием партнерских отношений, использование разнообразных видов театров, разработке методических рекомендаций к реализации данного раздела, синтезе нравственного и художественно-эстетического воспитания.

Практическая значимость:

  •  разработана система коррекционно-развивающих занятий с детьми по преодолению отставаний в коммуникативном развитии;
  •  определены организационные формы и содержание театрализованных  игр и специальных упражнений как одного из средств формирования коммуникативных умений и навыков  детей;
  • разработаны методические рекомендации по обучению педагогов и родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Описание механизма реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки

выполнения

Методы и способы решения, ожидаемые результаты.

Подготовительный

  1. Создание творческой группы по реализации проекта.
  2. Оценка ресурсной базы для реализации проекта.

3. Разработка положения о развитии навыков коммуникативного общения средствами театрализации у детей с особыми образовательными потребностями

декабрь

2015

Разработка нормативно- правовой базы  для реализации проекта

Технологический

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развитие коммуникативного общения средствами театрализации у детей дошкольного возраста.
  2. Создание банка методических материалов по данной проблеме.
  3. Отбор диагностических методик.
  4. Проведение консультаций, семинаров, педсоветов по тематике проекта.
  5. Психологическое просвещение педагогов и родителей
  6. Подготовка диагностического инструментария для определения эффективности предложенной работы.

 

январь  

2016

Разработка программно-методического обеспечения и подготовка диагностических методик для реализации проекта

Внедренческий

1. Работа с педагогами

  • Проведение цикла научно-практических семинаров для педагогов по вопросам проекта
  • Психологический тренинг по обучению техники общения с родителями
  • Консультации педагогов по вопросам личностных проблем ребенка, особенностей его развития

февраль

2016 – апрель 2017

Групповые и индивидуальные

консультации, семинары, тренинги, диагностика

Внедренческий

2. Работа с детьми

  • Прогнозирование достижений воспитанников  в зоне ближайшего развития.
  • Коррекционно – развивающая работа по развитию навыков  эффективного общения средствами театрализации у детей с особыми образовательными потребностями.
  • Развитие способности к дифференциации эмоционального состояния.
  • Развитие мимических и пантомимических способностей.
  • Создание развивающей среды способствующей индивидуально – личностному развитию детей дошкольного возраста.

3. Работа с родителями

  • Консультирование родителей по вопросам особенностей  развития детей  дошкольного возраста.
  • Работа психологической гостиной:

- Психологический климат семьи

- Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

- Познай свое родительское  «Я»

- «Можно» и «Нельзя»

- Поведение взрослых и детей

сентябрь 2016

– май 2017

сентябрь

2016 – апрель 2017

Диагностика, индивидуальная и групповая

коррекционно-развивающая работа, работа кружка «Поделись улыбкою своей»

Групповые и индивидуальные консультации, работа психологической гостиной для родителей, диагностика 

Формы работы по реализации проекта

  • Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.
  • Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
  • Повышение психологической культуры родителей.

Итоговый

  1. Проведение  анализа на основе психолого-педагогического исследования уровня развития и продвижения каждого ребенка, анкетирования родителей.
  2. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

3. Определение перспективы  работы развития проекта.

май

2018

Аналитическая деятельность

 Ожидаемые результаты проекта:

  • проявление в повседневной жизни умение устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, формирование навыков коллективного взаимодействия;
  • овладение детьми дошкольного возраста коммуникативных навыков и умений;
  • сформированная способность у детей исполнять различные роли, используя средства выразительности;
  • освоение детьми знаний о театральном искусстве;
  • определяемое социальными нормами поведение дошкольников в коллективе – умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, проявление у детей уверенности в себе, самодостаточности;
  • сформированность у родителей и педагогов психологических знаний, желания использовать их в интересах развития ребенка.

Описание проекта

Проект развития  навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста средствами театрализации  «Поделись улыбкою своей» реализует программу развития детей  в ДОУ и формирует следующие ключевые компетенции:

  • коммуникативные навыки (умение находить общий язык, умение договариваться, улаживать конфликты, умение считаться с интересами других, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, уверенность в себе);
  • коммуникативные качества (владение собой, проявление терпения к недостаткам других,  умение договариваться, проявлять инициативу в завязывании контактов, создание  дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом);
  • деятельностные навыки (навык перевоплощения, умение разрешать сложные ситуации, социально одобряемое поведение);
  • деятельностные качества (активное отношение к окружающему миру, к себе);
  • общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, сопереживание, доброта, эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, гуманное отношение к природе).

Проект выстроен на основе выявленных в ходе педагогических наблюдений проблем.

Дошкольное образование – система, в которой центральное место занимают отношения между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом.

Наблюдения за детьми в группе позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Можно выделить некоторые психологические группы детей:

1. Одни чувствуют себя «хозяевами»;

2. Другие оказались в подчинении у первых;

3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают);

4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.

Таков далеко не полный перечень наблюдений в отношениях между детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительный, а также свой опыт деятельности со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время дети стали менее отзывчивыми и сострадательными, поэтому возникла необходимость разработать систему по формированию у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность. Анализ показывает следующие результаты:

  • неспособность детей к социальной реализации,
  • снижение речевой памяти,
  • не способность детей к раскрепощению,
  • недостаточность общей культуры поведения.

Все это свидетельствует о слабой развитости коммуникативных навыков.

Одним из факторов разрешения этих проблем может быть театр или совместное театрализованное действо.

В результате театрализованной деятельности дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков общения. Название театрального кружка «Поделись улыбкою своей» нацеливает, прежде всего, на формирование у ребят чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Возможность проигрывать ситуацию – это способ, помогающий активно-созидательно относиться к собственной судьбе. Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.  

Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку, этюд, пантомиму), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

В ходе реализации проекта формируются и развиваются:

1. Коммуникативные качества

  • умение принимать себя и других;
  • умение видеть в другом человеке его достоинства;
  • эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • знание культуры человеческого общения.

2.Коммуникативные навыки

  • накопление опыта положительного взаимодействия;
  • умение находить общий язык;
  • умение без насилия решать конфликты;
  • навыки эффективного общения;
  • умение выражать свое мнение публично;
  • навыки коллективного взаимодействия;
  • навыки взаимного уважения и признания;

3. Деятельностные качества

  • умение планировать свою деятельность;
  •  умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;
  •  умение действовать в конфликтных ситуациях;

4. Общечеловеческие ценности

  • ценность семьи;
  • ценность здорового образа жизни;
  • знание и уважение  народных традиций.

Проект разработан на основе следующих принципов:

Предлагаемая система ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют формировать партнерские отношения детей.

Проект рассчитан на один год и ориентирован на детей от 5 до 7 лет.

Успешное решение поставленных задач на занятиях  возможно только при использовании следующих принципов:

  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;
  • принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность занятий;
  • принцип специфичности театральной деятельности, объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
  • принцип комплексности, предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка;
  • принцип импровизационности, творческая деятельность, которая обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Перечень документов и библиографических источников, на которые опирается проектная деятельность

  1. Абрамян Л.А.-    О возможностях игры для развития и коррекции
    социальных   эмоции      дошкольников.   Игра   и   самостоятельная
    деятельность в системе воспитания. Талин 1984-290с.
  2. Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». — М., 2001. — № 2.
  3. Балакирева Т.- Эмоции и дети // Дошкольное воспитание 2005 - №1-22-25с
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989- 240 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.-228с.
  6. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И.Анцыферовой. -М., 1978.-232с.
  7. Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005- 302 с.
  8. Локтева, Е.В. Курс «Театр и дети» / Е.В. Локтева // Возрождение: программа духовно-нравственного развития дошкольников. − Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. – С. 69–72.
  9. Локтева, Е.В. Особенности формирования навыков общения у дошкольников / Е.В. Локтева // Перспективы развития специального образования: сборник научных трудов / под ред. Л.С. Сековец. –  Н.Новгород, 2002. –  С. 62–65.
  10.  Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994-154с.
  11.  Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2000. — 160 с.
  12. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В. Я. Пилиповского.-М., 1992.-96с.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004-265 с.
  14. Смолярчук И.В. Проблемы детства (психологическая помощь при нарушениях эмоционально-личностного развития): Учебно-методическое пособие. - Тамбов: ТОИПКРО, 2004. - 69 с.
  15. Соколов Д.Ю. Сказки и Сказкотерапия. - М., 1987.-146с.
  16. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.-102с.

Интернет-ресурсы

http://www.sunhome.ru/download/19 http://festival.1september.ru;http://www.rcoi68.ru; http://ru.wikipedia.org/wiki/Психолог

http://www.psychology.ru/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Реализация модели выпускника в проектной деятельности

3 балла – данное качество реализуется средствами  программы в полной мере

2 балла – данное качество реализуется средствами  программы в некоторой степени

1 балл – данное качество  реализуется частично

0 баллов – данное качество в программе не отражено

Качества выпускника

баллы

В каких видах деятельности реализуется

Коммуникативные качества:

Умение вести диалог, дискуссию

3

Игры, занятия, часы искусств, беседы, прослушивание аудиозаписей, просмотр видео

Умение обосновывать свою точку зрения

3

Занятия, беседы, сказкотерапия, пантомима

Умение работать с различными источниками информации

3

Прослушивание аудиозаписей, рассматривание картин, просмотр видеофильмов, посещение спектаклей, участие в спектакли

Владение основами компьютерной грамотности

0

Деятельностные качества:

Умение анализировать и планировать собственную деятельность

3

Беседы, выступления, участие в спектаклях, анализ имитационных действий, подбор и изготовление необходимых атрибутов

Способность к постоянному развитию и самосовершенствованию

3

игра, творческая театрализованная  деятельность детей

Способность к профессиональному самоопределению

3

Знакомство с театральными профессиями

Умение кооперироваться, налаживать партнерские отношения

3

Игры, инсценировки, театрализованная деятельность в паре, группе

Умение действовать в конфликтных ситуациях

3

Игровая деятельность, беседы, театрализованная деятельность в паре, группе

Умение отстаивать свои права

3

Беседы, театрализованная деятельность в паре, группе

Общечеловеческие ценности:

Ценность семьи, продолжения рода

3

Спектакли для родителей, рассматривание семейных фотографий

Осознание ценности здорового образа жизни

3

Беседы, рассматривание иллюстраций, инсценировки, физ.паузы, этюды, чтение художественной литературы, просмотр видеофрагментов, дыхательная и артикуляционная гимнастика

Терпимость, дипломатичность

3

Анализ инсценировок

Знание и уважение традиций собственного народа

3

Беседы, знакомство с традициями народного театра, изготовление костюмов, исполнение народных песен, танцев

Способность к творческому самовыражению

3

Творческая театрализованная деятельность, стихотворчество

Дисциплинированность

3

Беседы, организованная деятельность – посещение театра, музея, зоопарка.

Ответственность

3

Работа над постановкой спектакля

Законопослушность

0

Знания по направлениям:

Гуманитарное

3

Реализуется через содержание театрализованной деятельности

Дополнительно:

Адекватная самооценка, самодостаточность

3

Участие в конкурсах, спектаклях

Активная жизненная позиция

3

Участие в конкурсах, спектаклях

Способность к духовному росту

3

Беседы, экскурсии, посещение концертов, спектаклей

 

Календарный  план

Месяц

Неделя

Вид работы

сентябрь

1

Первичная диагностика старших дошкольников

2

3

4

октябрь

1

Коррекционно-развивающая работа

2

3

4

ноябрь

1

2

3

4

декабрь

1

2

3

январь

3

4

февраль

1

2

3

4

март

1

2

3

апрель

1

2

3

4

май

1

Повторная диагностика  дошкольников  с особыми образовательными потребностями

2

3

4

Содержание коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в рамках проекта представлено в таблице.

занятий

Тема

Программное содержание

1

Давайте жить дружно

Развивать групповую сплоченность; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке

2

Вместе с друзьями

Способствовать формированию хороших отношений между детьми

3

Мой любимый сказочный герой

Способствовать самовыражению ребенка; продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки

4

Общение с животным, волк

Обеспечивать адекватное ролевое развитие детей, то есть обучать детей умению принимать роли, соответствующие новым ситуациям, и развивать в детях творческое начало; оптимизировать общение детей со сверстниками; способствовать снижению страха перед животными

5

Мой внутренний мир

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

6

Язык жестов и движений

Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения

7

Как можно все объяснить взрослым

Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путем формирования умения объясниться

8

С кем я живу

Помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

9

Мальчики и девочки

Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навыки общения мальчиков с девочками.

10

Радость

Формировать оптимальный эмоциональный тонус, помогать в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения

11

Страх

Расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе

12

Настроение

Учить детей осознавать свое самочувствие, развивать понимание эмоционального состояния и поступков другого человека, снижать эмоциональное напряжения, уменьшать тревожность

13

Портрет друга

Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга

14

 Не обижать

Развивать добрые, теплые отношения между детьми

15

Ссора

Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения

16

Одиночество

Помочь понять, что такое одиночество и почему плохо быть одному

17

Совместные игры

Помочь понять, что вместе играть интереснее

18

Мир театра

Развивать интерес к театрально-игровой деятельности; добиваться правильного и четкого произношения звуков и слогов; формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства; воспитывать чувство товарищества; совершенствовать у детей интонационную выразительность

19-20

  Музыкальная сказка «Чья мама лучше»

21-22

Музыкальная сказка «Стрекоза и Муравей»

23-24

Музыкальная сказка

«Муравьишка ищет секрет здоровья»

Формы организации театрализованной деятельности детей

1. Для успешной реализации проекта используются следующие средства:

  • необходимое количество часов кружковой работы;
  • светлый, просторный зал, группа;
  • обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (фортепиано, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, проигрыватель);
  • наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.)

2. Для качественного усвоения материала используются следующие приемы обучения:

  • игра
  • метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)
  • инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • рассказ и рассказ детей
  • чтение педагога
  • показ
  • личный пример
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  •  наблюдения
  • экскурсии.
  • психоразвивающие игры
  • упражнения
  • этюды
  • наблюдения, прогулки,
  • рассматривание рисунков и фотографий.
  • свободное и тематическое рисование
  • лепка
  • миниконкурсы, игры-соревнования.

Музыкальные иллюстрации для занятий по развитию коммуникативного общения средствами театрализации у детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ

  1. «Крокодил Гена» Муз. В. Шаинский, сл. В. Тимофеевский
  2. «Песня Львенка и Черепахи» Муз. Г. Гладков, сл. С. Козлов
  3. «Антошка» Муз. В. Шаинский, сл. Ю. Энтин
  4. «Дважды два – четыре» Муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковский
  5. «Луч солнца золотого» Муз. Г. Гладков, сл. Ю. Энтин
  6. «Если добрый ты» Муз. Б. Савельев, сл. М. Пляцковский
  7. «Песенка Умки» Муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Яковлев
  8. «Учат в школе» Муз. В. Шаинский, сл. Ю. Яковлев
  9. «В траве сидел кузнечик» Муз. В. Шаинский, сл. Н. Носов
  10.  «Песенка о лете» Муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин
  11.  «Пропала собака» Муз. В. Шаинский, сл. А. Ламм
  12.  «От улыбки» Муз. В. Шаинский, сл. Г. Остер
  13.  «Ужасно интересно» Муз. В. Шаинский, сл. Ю. Энтин
  14.  «Чунга-чанга» Муз. В. Шаинский, сл. Ю. Энтин
  15.  «В мире много сказок» Муз. В. Шаинский, сл. Ю. Энтин
  16.  «Два веселых гуся» Муз. и сл. народные
  17.  «Песня Красной Шапочки» Муз. А. Рыбников, сл. Ю. Михайлов
  18.  «Большой секрет для маленькой компании» Муз. С. Никитин, сл. Ю. Мориц
  19.  «Песня Синеглазки» Муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин
  20.  «Дождя не боимся» Муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин
  21.  «Дорогою добра» Муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Вид работы

сентябрь

1

Анкетирование

октябрь

1

Консультация для педагогов детско-родительские отношения, как фактор, обуславливающий развития личности ребенка

3

Консультация

« Компетентность  педагога  в области общения с родителями» (приложение № 3)

ноябрь

1

Тренинг « Общение с родителями»

3

Семинар «Психологическое самочувствие – практикум для воспитателей»

декабрь

1

Консультация «Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей»

3

Семинар «Поведение взрослых и детей »

январь

1

Семинар  «Психологический климат в группе ДОУ»

3

Семинар «Театр в жизни ребенка дошкольника»

февраль

1

Консультация « Развитие коммуникативного общения средствами театрализации у детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ»

3

Семинар « Если нам грустно…»

март

1

Тренинг «Поделись улыбкою своей»

3

Консультация «Причины и конфликтных ситуаций»

апрель

1

Семинар «Учим детей общаться со сверстником»

3

Семинар «В плену  эмоции»

май

2

Семинар «Эффективный путь решения конфликтной ситуации»

4

Повторное анкетирование

В течение всего учебного года индивидуальные консультации педагогов по вопросам личностных проблем ребенка с ЗПР и особенностей его развития

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Вид работы

сентябрь

1

Анкетирование

октябрь

1

Занятие  «Познай свое родительское «Я»

3

Занятие «Эмоциональное развитие детей с ЗПР»

ноябрь

1

Занятие «Поведение взрослых и детей »

3

Занятия «Можно» и «Нельзя»

декабрь

1

Занятия «Агрессивность»

3

Занятия «Пойми меня мама?»

январь

1

Занятия «Здоровья вашего ребенка»

3

 Тренинг по обучению техники общения с ребенком

февраль

1

 Занятие «Эффективный путь решения конфликтной ситуации»

3

Тренинг «Поделись улыбкою своей»

март

1

Занятие «В плену  эмоции»

3

Занятие «Общение на равных»

апрель

1

Занятие «Роль коммуникативного общения»

3

Консультация « Развитие коммуникативного общения средствами театрализации у детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ»

май

2

Занятия «Психологический климат семьи»

4

Повторное анкетирование

В течение  всего учебного года индивидуальные консультации педагогов по вопросам личностных проблем ребенка и особенностей его развития

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации по внедрению проекта в систему дошкольного образования

Как ребенок может научиться положительным моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг. Поэтому, на наш взгляд, театральная деятельность может стать эффективным средством в решении этих проблем. Театр позволит ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, поможет занять более активную жизненную позицию, поспособствует успешному общению в жизни. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Очень важна диагностика коммуникативных отношений у дошкольников на ранних этапах его развития. Только в это время можно произвести коррекцию отношений, совершенствование у детей способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией сложившегося мнения сверстников; дальнейшая организация взаимодействия поможет вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов.

Коммуникативные навыки необходимы и на развивающих занятиях по подготовке к школе. Ведь любое занятие строится на общении взрослого с ребенком или ребенка с ребенком. И для эффективного получения новых знаний и умений, ребенку также необходимо прежде приобрести элементарные навыки общения. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми, ребенок теряет темпы развития интеллектуальной сферы. Например, излишне упрямясь, или чрезмерно тревожась. Поэтому, первая задача воспитателей – помочь ребенку адаптироваться в социуме.

Важным условием успешного поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия.

 Театр помогает формировать у детей умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Дети учатся умению взаимодействовать с другими детьми, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди, договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе театрализованной игры.

Значимым моментом при работе с  детьми является работа воспитателя.

Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля.

Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями, умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Выполнение задач программы базируется на рефлексии воспитателя и детей средствами актерского тренинга и ситуационных игр. Такая предварительная подготовка дает возможность активного словотворчества воспитателя и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.

Основной формой проведения занятий является театрализованные игры. Игровое занятие кружка как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов, а также на развитие двигательных умений и навыков.

Каждое новое занятие должно нести в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми. В занятиях с использованием театральных кукол, рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Комплексы пальчиковых гимнастик педагог выбирает самостоятельно, т.к. методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна. Формы проведения занятий различны.

Все методы  и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.

Система коррекционно-развивающий работы реализуется через занятия в кружке.

Рекомендуется проводить занятия в парах и с подгруппой детей человек, 1 раза в неделю.

Рекомендации для родителей

Делайте!

* Радуйтесь Вашему малышу.

* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).

* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

* Говорите с малышом короткими фразами.

* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

* Говорите медленно.

* Будьте терпеливы.

* Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.

* Каждый день читайте ребенку.

* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

* Поощряйте игры с другими детьми.

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

* Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

* Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

* Регулярно водите ребенка в библиотеку.

* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

* Не теряйте чувства юмора.

* Играйте с ребенком в разные игры.

* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

* Не задавайте слишком много вопросов.

* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".

* Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".

* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей, всех Ваших чувств ("Мама устала"), абстрактных рассуждений и объяснений.

* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Рекомендации для педагогов

1.Очень важно научить детей внимательно слушать и определить:

-   шаги (чьи они могут быть?);

-   шум улицы (какой автомобиль поехал?).

2.Можно прослушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит:

3.Нарисовать что услышали:

-  кого встретил Колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);

-  какая погода на улице? (дождь, солнышко, ветер и т.д.).

4.Изобразить (пантомима) того, кого услышали (кошку, собаку, петуха, комара, лягушку и т.д.).

5.Учет психофизиологических особенностей детей к овладению компонентами театральной деятельности 

6.Последовательность организации вовлечения детей в театрализованную деятельность:

- организация логоритмических и музыкально-двигательных занятий (речь, движение, музыка);

- самостоятельная игровая деятельность детей (вполне допускается вмешательство педагога, который  ненавязчиво выстраивает все производимые ребенком действия (речевые, музыкальные, двигательные) в соответствии с сюжетом спектакля);

-   работа над созданием выразительного образа;

-  работа над этюдами на общение двух или более основных персонажей сказки. 7. 7. Делать установку на свободное, творческое выражение образа, что предусматривает возможность отступать от текста, импровизировать.

8. Для овладения детьми средствами образной выразительности проводятся игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы:

-Передача настроения: проведение игр (Передай «грустилку», «удивлялку», «веселилку», «сердилку»).

-. Этюды на эмоции страха:

Идем по мостику над пропастью и проходим.

Идем по лесу, где много неизвестных зверей.

Я спрятался, боюсь, что меня найдут.

- Этюды на освобождение мышц и расслабление.

 Цветы и дождик.

Дети превращаются в цветы, солнце печет сильно, цветы постепенно вянут и вот совсем стебли упали. Вдруг пошел дождь, цветы ожили.

 Ледяные фигуры.

Дети превращаются в ледяные фигуры, все мышцы напряжены. Солнышко греет и расслабляет мышцы.

- Игры на развитие творческой фантазии.

 - Игра с воображаемыми предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Конспект совместного открытого занятия по физической культуре для здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР) в подготовительной группе. Улыбка - как форма общения. «Засмейся, и весь мир засмеётся вместе с тобой»

Детский сад комбинированного вида № 81"Гульчачак города Набережные Челны посещают здоровые дошкольники и дети с особыми образовательными потребностями — это 2 группы с ЗПР (задержка психического разви...

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...

Педагогический проект.«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями»

Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающихтехнологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ».  Задачи:Повысить у...

Доклад "Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)"

Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)...

«Изотерапия как эффективное средство развития тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями в работе педагога-психолога»

Материал для педагогов-психологов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредствам сенорной интеграции....