«Мир твоей души» /Методическая разработка/
методическая разработка

Киреева Лариса Михайловна

 Россия огромна страна, с высокоразвитыми институтами социума. О россиян слывет молва, как о самых гостеприимных и добрых людях, но что позорит нас, нашу нацию в XXI веке, веке высоких технологий, так это духовное сиротство почти четверти детей. За гранью здравого смысла, остается не понятым то, что у  этих ребят есть родители, которые, к сожалению, не  могут уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Как воспитывать ребёнка, чтобы он был добр, гуманен, милосерден, чуток по отношению к другим людям, для этого необходимо приложить максимум усилий и только тогда в формировании личности ребёнка будут преобладать духовно-нравственные качества, названные одним словом - толерантность.

Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать духовно-нравственные качества ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Ведь самое могучее и красивое дерево нашего детства обязательно было  тоненьким и хрупким и на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким, почти не приметным колечком - это стержень всего ствола. Детство как дерево является  сердцевиной  каждой человеческой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение Девицкий детский сад «Улыбка»

«Мир твоей души»

/Методическая разработка/

Автор: Киреева Лариса Михайловна,

воспитатель

2021г.

Содержание.

1. Пояснительная записка.                                                                        

2. Методы и приемы, формы организации.                                                        

3. Технология проведения занятий.                                                          

3.1. Блок занятий «Волгоградская область – северокавказская часть  российской страны»

3.2. Блок занятий «Мир твоей души»

3.3. Блок занятий «Мир доброты»

3.4.Блок занятий «Красна изба»

3.5. Блок «С чего начинается родина»

4. Ожидаемые результаты

5. Список литературы.                                                                            

  1. Пояснительная записка.

 «Дитя становится личностью - оно медленно

 раскрывается само для себя, - медленно развивается и

вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час

когда  дитя научается отделять себя от других и становится

личностью не только для других, но и для себя».

В.В. Зеньковский

 Россия огромна страна, с высокоразвитыми институтами социума. О россиян слывет молва, как о самых гостеприимных и добрых людях, но что позорит нас, нашу нацию в XXI веке, веке высоких технологий, так это духовное сиротство почти четверти детей. За гранью здравого смысла, остается не понятым то, что у  этих ребят есть родители, которые, к сожалению, не  могут уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Как воспитывать ребёнка, чтобы он был добр, гуманен, милосерден, чуток по отношению к другим людям, для этого необходимо приложить максимум усилий и только тогда в формировании личности ребёнка будут преобладать духовно-нравственные качества названные одним словом - толерантность.

Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать духовно-нравственные качества ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Ведь самое могучее и красивое дерево нашего детства обязательно было  тоненьким и хрупким и на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким, почти не приметным колечком - это стержень всего ствола. Детство как дерево является  сердцевиной  каждой человеческой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании».

Актуальность адаптации методической разработки  по духовно- нравственному образованию и воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях заключается содействие сохранения духовного здоровья детей. Дети знакомятся  с основами религиозных  культур, у них формируется и воспитывается  эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

 С этой целью была разработана методическая рекомендация  с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента. Таким образом, учитывается потребности многонационального населения нашего Волгоградского региона, и строится педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и национальных условий.

Цель: Создание условий для приобщения детей  дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Задачи:

1. Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).

2. Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

3. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

4. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение толерантности в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

5. Воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

6. Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

7. Ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей и формирование представлений о формах семейного уклада.

Методическая разработка по своей направленности является образовательной областью  и имеет интегрированный характер познавательных занятий, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формирование  экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни. 

Интегрированные занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с октября по апрель, один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут в старшей группе и 25-30 минут в подготовительной к школе группе.  Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях помогает  в создании ярких художественных образов.

Структура предлагаемой методической рекомендации:

1. Блок «Россия - единая семья народов» - национально-региональный компонент.

2. Блок «Мир твоей души» - основы православной культуры.

3. Блок «Мир доброты» - нравственные ценности.

4. Блок «Красна изба»- традиции народной культуры.

5. Блок «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.

2. Методы и приемы, формы организации мероприятий:

Для проведения интегрированных занятий  предлагаю следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

• чтение сказок и христианских притч

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей о своих впечатлениях;

• разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

• организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия, развлечения, ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т. д.)

• проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактические («Хорошие и плохие поступки», подвижные («Помоги дедушке», малоподвижные («Мирилка», и др.

Формы работы с детьми:

• Первичная диагностика (сентябрь);

• Итоговая диагностика (май);

• Занятия-утренники;

• Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;

• Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

• Беседы, беседы-обсуждения;

• Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;

• Продуктивная деятельность (открытки к религиозным праздникам);

• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

• Игры  духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно», как Св. Николай»);

• Разучивание тематических стихов, песен к праздникам;

• Целевые прогулки;

• Занятия-экскурсии;

• Посещение храма с дальнейшей беседой (по согласованию с родителями);

• Встречи с интересными людьми (например: преподаватели школы искусств, участники церковного хора, или представителями религиозных конфессий );

• Детская благотворительность (подарки для сирот) ;

• Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

• Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

• Оформление фотоальбома «Наши праздники»;

• Создание видеофильма «Наши праздники»;

• Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми.

Формы работы с родителями:

• родительские собрания на духовно-нравственные темы;

• лекторий для родителей с участием религиозных лидеров или священников;

• анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

• совместное посещение родителями, педагогами, детьми Храма во время экскурсии; крестного хода;

• организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории) ;

• изготовление декораций к праздникам.

• организация угощения детей во время утренника;

• диспуты, беседы;

• консультации;

• выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;

• практикум, мастер-класс специалистов  по духовному воспитанию в семье;

• конкурсы «Россия - родина моя», «Мы - семья»;

• выставки семейных работ к праздникам;

Формы работы с сотрудниками ДОУ:

• консультации;

• творческая лаборатория;

• круглые столы;

• встречи с интересными людьми;

• выставки методической, духовной, коррекционной литературы;

• паломнические поездки по святым местам;

• экскурсии в Храм;

• беседы, беседы-диспуты;

• участие в крестных ходах, встрече святынь;

• подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;

 • совместные беседы-диспуты с учителями начальных классов школы;

• разучивание песнопений к праздникам;

Несколько направлений духовно-нравственного воспитания в работе воспитателя:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы) .

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии) .

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).  

  1. Технология проведения занятий

3.1. Блок занятий «Волгоградская область – северокавказская часть  российской страны»

Занятие 1: «Природа нашего края »

Цель: Формирование у детей целостных представлений об окружающей природе. Воспитание любви к родной природе. Формирование у детей личной ответственности за сохранность природных богатств Северного Кавказа. Уточнить значение растений в жизни человека.

Материал: Красная книга России, аудио и видео-записи звуков и видов природы.

Практические работы: выполнение рисунков растений нашего края в цвете; аппликационные работы; изготовление поделок из природного материала.

Занятие 2: «Разнообразный мир животных»

Цель: Уточнять и расширять знания детей о животных  Волгоградской области: характерном внешнем виде, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

Материал: Фигурки или иллюстрации с изображениями животных, документальные фильмы о животных степей, лесов и водоемов, глобус.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение книг. Создание зоопарка из фигурок зверей.

Занятие 3: « Волжские народы, их занятия и традиции»

Цель: Формировать у детей образное представление о прошлом и настоящем Волгоградской области, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Словарная работа: лиманы, западины и впадины, терн, ковыль, тростник, тушканчик, могильник, корсак, кулик, ондатра, кабан, лось, коневодство, земледелие.

Занятие 4: «Рассказ воспитателя о природных парках области»

Цель: расширить представление детей о природе области, его животном мире, дать представление о значении сохранения уникальных растениях и животных занесенных в Красную книгу.   Продолжать знакомить детей с национальными сказками народов Северного Кавказа.

Словарная работа:  ветвистые рога, сильные, выносливые.

Занятие 5. «Знакомство с символикой »

Цель: Закрепить представления о России, главном городе – Москве. Уточнить представления о государственной символике. Познакомить с символикой округа. Воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине.

Словарная работа: символика.

Материал: географическая карта мира, иллюстрации с изображением символов России и Волгограда,  карточки с изображением символики России и Волгограда.

Занятие 6. «Малые народности волжских степей»

Цель: Познакомить детей с другими, малочисленными народностями области. Дать представление о разновидностях жилищ и понятие «поселение». Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Словарная работа:  глинобитная печь, поселение, земляной дом, амбар, чувал.

Материал и оборудование: карта области, шесты и покрытие для установки юрты, иллюстрации с изображением жилых и не жилых построек людей.

  1. Блок занятий «Мир твоей души»

Занятие 1: «Любовь к Божьему миру. Бог – Творец».

Цель: Систематизировать имеющиеся у детей представления о многообразии мира. Дать понятие о Боге как Творце мира. Рассказать о творении Богом мира. Способствовать возникновению памяти о Боге, о любви к Нему; воспитывать любовь к природе, как к творению Божиему.

Основные виды детской деятельности: Рассматривание иллюстраций; Слушание музыки; Беседа с воспитателем; Рисование по памяти самого красивого пейзажа, который доводилось ребенку видеть.

Используемый материал: Прот. Серафим Слободской «Закон Божий», с. 16-22 Фотографии красивых пейзажей, репродукций картин русских художников: Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Над вечным покоем». Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года» Концерт «Осень», В. Г. Свиридов «Тройка», А. Вивальди «Времена года» концерт «Весна».

Занятие 2: «Сотворение Богом человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя».

Цель: Рассказать о сотворении Богом человека, о назначении человека и его жизни в раю. Познакомить с историей грехопадения и изменениями, происшедшими в результате грехопадения. Дать понятие об обетовании Божием послать Своего Сына для спасения людей.

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа воспитателя. Рисование «Жизнь первых людей в раю», «Сад добродетелей в человеческом сердце».

Используемый материал: «Закон Божий» для самых маленьких, с. 11-12. Прот. С. Слободской «Закон Божий». С. 129 Л. В. Сурова «Православная школа сегодня». С. 241-251. Альбом, цветные карандаши.

Занятие 3: «Рождество Пресвятой Богородицы»

Цель: Дать детям представление о святости св. прав. Иоакима и Анны (рассказ об их благочестивой жизни); познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы; Поговорить с детьми об отношении ребенка к родителям и близким.

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа воспитателя. Рассматривание иконы Рождества Пресвятой Богородицы Слушание тропаря праздника. Рисование дерева, под которым молилась св. православная Анна прося у Бога даровать ей ребенка.

Используемый материал: «Жития святых» для детей. Прот. Г. Дьяченко «Искра Божия» Пословицы о семье, с. 7; стихотворение И. Косякова «Мама». с. 8 Е. Дьякова «Перед праздником». с. 255-257. Альбом. цв. карандаши.

Занятие 4: «Понятие доброго дела. Понятие о молитве как о разговоре с Богом. Значение молитвы и крестного знамения в жизни».

Цель: Сформулировать вместе с детьми понятие доброго дела; дела угодного Богу; благословляемого Им, дела, совершаемого на пользу другим. Дать понятие о молитве как о разговоре с Богом. Научить крестному знамению и молитве перед началом доброго дела.

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа, читаемого воспитателем. Обсуждение прочитанного (беседа). Молитва детей вместе с воспитателем. Лепка, плетение или рисование «Цветик-семицветик».

Используемый материал: В. П. Катаев «Цветик-семицветик» Прот. Г. Дьяченко «Искра Божия», пословицы о милостыне. О жизни, о труде, о терпении, с. 186.

Занятие 5: «Знакомство с храмом» (проводится в храме) с согласия родителей.

Цель: Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Объяснить особенности внешнего вида храма, внутреннего устройства. Познакомить с правилами поведения в храме: научить детей совершать поклоны, ставить свечи, прикладываться к иконам, подать с детьми общую записку о здравии. Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней. После экскурсии - рисование «Храма Божия».

Используемый материал: Марченко В. «Дом Божий» (о храме). Прот. С. Слободской «Закон Божий». С. 609

Занятие 6: «Ангелы Божии и их служение».

Цель: Рассказать детям о существовании и служении святых Ангелов

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа воспитателя. Рассматривание иконы Ангела-Хранителя. Изготовление поделки из бумаги «Трубящий Ангел»

Используемый материал: Еп. Евфимий «Прекрасный Божий мир». С. 47. Прот. С. Слободской «Закон Божий». С. 53 Газета «Воскресная школа» – Сборник педагогических материалов, опубликованных в 1998 году, С. 122. Икона Ангел-Хранитель Листы плотной бумаги, шаблоны, цв. карандаши, ножницы.

Занятие 7: «Знакомство с церковным искусством: церковная музыка, пение. Колокола и колокольный звон»

Цель: Приобщить детей к музыкальному духовному искусству на примере простых произведений духовной музыки. Рассказать о назначении и истории колоколов и колокольного звона.

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа воспитателя Прослушивание магнитофонных записей: пасхальные песнопения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Воскресение Твое, Христе Боже. » (смешанный хор, песнопения Киево-Печерской Лавры «Под Твою милость. » (мужской хор). Рассматривание колокольчиков, иллюстраций колоколов Слушание записей колокольных звонов: праздничные пасхальные звоны колоколов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Архангельские колокола - праздничный звон, свадебный звон, вечерний звон; Било, колокольный звон - монастыря свв. Киприана и Иустины в Греции. Изготовление дидактической игры «Собери колокол»

Используемый материал: Журнал «Купель» за 1997 г. О Царе-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках, о биле и иерихонских трубах. - М., 1997. Колокольчики, иллюстрации «Царь Колокол». Магнитофон. Кассеты и диски с аудио и видео  записями. Картонные шаблоны, картон, карандаши, ножницы.

3.3 Блок занятий «Мир доброты»

Занятие 1: «Пусть добро навеки побеждает зло»

Цели занятия: раскрыть сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют; учить детей активно защищать свою нравственную позицию; учить достойно, признавать свою неправоту в суждениях и поступках; закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму; продолжать формирование представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. учить выбирать цветовую гамму для отражения понятий добро и зло. Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. расширять словарный запас слов. подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

Предварительная работа: игра «Добро и зло», игра «Два волшебника», рисование на тему «Добрый и злой», игра «Наше настроение», упражнение «Расскажи о своём настроении», игра «Гневная гиена», упражнение-тренинг «Злюка».

Материалы к занятию: дорожки – зелёная, красная, синяя, Цветик-семицветик, золотые и серебряные фишки, куклы в костюмах нищенки-матери и мальчика-звезды; картонные сердечки, ярко оформленные; две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты, иллюстрации сказочных героев, незаконченные пиктограммы с гномами, фломастеры, запись песни В. Шаинского «В мире много сказок».

Занятие 2: «Я и моя семья»

Цель: дать детям представление о семье, о составе семьи (мама, папа, дети - самые близкие люди, взрослые в семье работают, все дружны и внимательны друг к другу) ; воспитывать чувство любви и уважения к родным; учить составлять длинные, короткие предложения; совершенствовать навыки связной речи;

Словарь: семья, родственные отношения, близкие люди.

Оборудование: альбом с фотографиями, кожух, карандаши для рисования, куклы-макеты всех членов семьи.

Предварительная работа: Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Беседы о семье. Разучивание стихов о маме, семье.

Занятие 3: «Будут руки трудовые».

Цель: продолжить формировать у детей представление о человеке; пополнить знания детей об основных частях тела (руках) и их значении (значимости, особенностях движений - руки выполняют различные действия; раскрыть понятие «добрые руки»; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5; упражнять в выполнении бытовых поручений; познакомить с упражнениями пальчиковой гимнастики; закрепить негативное отношение к вредным привычкам: брать пальцы в рот, грызть ногти; формировать основы здорового образа жизни, желание быть физически здоровым, трудолюбивым; закреплять умение составлять длинные, короткие предложения.

Словарь: личная гигиена, доброе дело, добрые руки.

Оборудование: робот «Помогайчик», схема описательных рассказов, письмо с полезными советами.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правилах личной гигиены. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Рассматривание иллюстраций о чистоте и здоровье. Составление описательных рассказов о средствах гигиены по схеме с использованием слов «мыло», «полотенце».

Занятие 4: «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное.

Занятие 5: «Как поступить правильно»

Цель: формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; правильно оценивать себя и других; видеть хорошее и плохое в персонажах знакомых сказок.

Блок занятий «Красна изба»

Занятие 1: «Там на неведомых дорожках… »

Цель и задачи: Воспитывать у детей уважение к культуре прошлого своего народа и отношение к памяти как основе нравственности. Через сказочные образы дать представления детям: о мифическом пространстве - границе «своего» и «чужого» мира, об избушке Бабы Яги; о нравственном подвиге героя, рисковавшего жизнью и способного дарить благо людям.

Материал: слайд картины В. Васнецова «Витязь на распутье», видеодиск  мультфильма р. н. сказки «Гуси – лебеди», иллюстрация и фрагмент сказки «Василиса Прекрасная» с описанием избушки Бабы Яги.

Занятие 2: «Поиграй, посмеши, свою удаль покажи! »

(физкультурное занятие с элементами фольклора)

Цели и задачи: закрепить умение перестраиваться в ходе выполнения упражнений, быть внимательными, соблюдать правила игры, развивать ловкость, совершенствовать различные виды ходьбы и бега, свободно бегать по залу.

Материал: платочки, мячи, гимнастические палки.

Технические средства: магнитофон с записями русских народных мелодий (музыка быстрая, веселая) .

3. Развлечение: «Русский пряник»

Цели: познакомить детей с историей возникновения пряника, элементами технологии его приготовления, ввести их в мир философии народной «пряничной» традиции; учить относиться к любому делу с любовью, радением, дарить людям тепло своей души, быть благородным.

Материал: народные костюмы (2) для педагогов, кукла в народном костюме, пряничная доска, тесто для формовки пряников (соленое, жестяные формочки, «печатки», мука пшеничная и ржаная, зерно, посуда хохломская, мед в прозрачной посуде, пряники для угощения детей).

4. Праздник «Ярмарочные гулянья»

Цель: приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости родного народа; развивать интерес к историческим событиям, народной культуре, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, песни, попевки, танцы; пополнять словарный запас детей архаизмами, знать их смысл и уметь использовать их в речи; развивать у детей восприимчивость к эстетике, формировать положительные эмоции.

Блок занятий «С чего начинается Родина»

Занятие 1: «Земля – наш общий дом»

Цель: формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России; воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Занятие 2: «Наша Родина – Россия, наш язык – русский»

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре, познакомить детей с понятием «устное народное творчество»; активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками; воспитывать любовь к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.

Занятие 3: «Россия – Родина моя»

Цель: Формирование патриотических чувств; закрепление знаний государственных символов страны; формирование простейших географических представлений о стране; уточнение понятий «богатая», «большая», «родная» страна.

4. Беседа о Дне Победы.

Цель: расширить знания детей о Дне Победы, традициях его празднования, Великой Отечественной войне, жизни людей на войне и в тылу; воспитывать любовь к Родине, уважение к ветеранам.

  1. Ожидаемые результаты.

Дошкольник в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется:

1. устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни  на Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);

2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;

3. овладением речью, т.е. употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;

4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.

Работа в рамках духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психоэмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности к самовыраженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои поступки и дела.

Совместная деятельность с семьей.

Методика работы по духовно-нравственному воспитанию предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.

Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».

Литература

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
  2.  Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999
  3.  Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина. М., 2005.
  4.  Библия для детей
  5. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
  6. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. М., 2004.
  7. Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2005, № 4, с. 69.
  8. Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2005.
  9. Рождество. Альманах. Январь. «Планета» 2000, «Малыш» 2001.

10. Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.

11. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. Учебное пособие 1. С-Пб, 2002.

12. Тарханов А. С., Мартовский С. Б. «Уроки души» Сборник стихов, сказок,

      праздников. 2005

13. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред.  И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 19794. Закон Божий. Составил Протоиерей  Серафим Слободской. Нижний Новгород, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа" методическая разработка

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа"  методическая разработка...

Методическая разработка сценария ко Дню снятия Блокады «Мы помним подвиг твой – Ленинград! 900 Дней Мужества!» Для детей старшей и подготовительной группы.

Методическая разработка сценария ко Дню Блокады Ленинграда!Есть дополнительный материал к этому сценарию видео-клипы, песни, музыка(закачать не получилось). Цели мероприятия:1.Формировать чувство...

Методическая разработка дидактической игры в 10 подготовительной группе» «Витаминки» ГБДОУ ЦРР д/с №29 Красносельского района Санкт-Петербурга «С какого дерева листок» («Где твой домик»)

Методическая разработка игры, направленной на пополнение словарного запаса  детей за счет названий пород деревьев, прилагательных, производных от этих названий....

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада   «Это мой, это твой, это наш  край родной»....

Методическая разработка "Арт-проект взаимодействия с родителями "Мир в твоем окне".

Данный проект предназначен для педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.  Целью данного проекта является создание благоприятного климата в детском коллективе, установление ...

Методическая разработка программы по профилактике девиантного поведения "Твой выбор"

Данная программа рассчитана на работу со страшими подростками, которые отрабатывают свои личностные проблемы. Программа носит профилактический и реабилитационный характер....

Методическая разработка для детей подготовительной группы. Твоя безопасность.

Методическая разрабока для детей подготовительной группы. Твоя безопасность...