Статья на тему “Клуб как средство приобщения ребёнка к творчеству”.
статья (подготовительная группа)

Поговорим о профессии, без которой наш разговор останется пустым препровождением времени. Известны Дома культуры и клуба, великолепнейшим образом оснащенные. Порой расположенные в зданиях, являющихся художественной ценностью. Но даже в этом случае Дом культуры (или клуб) может остаться всего лишь некоей "прокатной площадкой". Корни профессии клубного работника не сложно обнаружить в усилиях русского скомороха, французского музыканта, потешника. И объединял их всех энтузиазм и любовь к избранному делу. Они были первопроходцами, взявшись за столь непростое дело. Были и талантливые одиночки, что скитались по суровым дорогам Европы, останавливаясь лишь для того, чтобы, сотворив некое действо – под открытым ли небом, под крышей ли какого – либо амбара, на городской ли площади, - вновь отправляться в тяжелый путь. 

Появлялись в давнюю пору и первые сообщества таких организаторов. В Римском государстве существовали целые касты организаторов различных действий. Были среди них служители торжеств брачного союза, организаторы погребальных пиров, создатели игр и гладиаторских боев.

Существовали клубы и в Древней Греции. Они имели значительное политическое влияние, именно здесь формировалось общественное мнение различных слоев общества. Своим возникновением клубы обязаны прежде всего растущему самосознанию народа, его стремлению к выработке общественного мнения, принадлежащего большинству. Так было и в Древнем Риме, и в Древней Греции, и во Франции, во времена революций. [1]

Однако во второй половине XIX столетия клубы становятся весьма разнообразны. Распространяются клубы профессиональные, спортивные, женские. Особенно много их появляется в Англии (клубы мужей, клуб профессиональных неудачников, клуб двойников, клуб лысых).

Известно, что самый первый клуб в России был открыт в 1770 году. Это был, как тогда говорили, «аглицкий клоб», членами которого в разное время состояли Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов. Эти клубы были запрограммированы на тот уровень духовности, который был характерен для определенного этапа развития общественной мысли в России. [2]

Первые советские клубы не игнорировали, богатейшего опыта своих предшественников. И прежде всего они наследовали те традиции, что отличали собрания декабристов. Инициатива, смелость, творчество, поиск владели их думами, подвигая на нелегкий путь просветительства. [3]

И сегодня столь необходимы в клубе организаторы, обладающие талантом, инициативой, деловой хваткой, мужеством и смелостью. Еще недостаточно предложить идею. Необходимо превратить ее в реальное, конкретное, зримое дело. Профессия клубный работник – удивительная, ибо, сколько бы мы ни искали, не найдем какой – либо другой, требующей непременного синтеза способностей литературных, режиссерских, актерских, научных и методических. Это удивительная профессия еще и потому, что азарт молодости, созидания, неуспокоенности – едва ли не самые привлекательные ее черты. Личность, взволнованность, страстность выступают как принципиальные, немаловажные качества этой профессии.

Клуб – уникальная форма организации досуга. Причем не устного времяпрепровождения. Ибо свободное общение, организованное в его стенах, не ограничивается только созданием условий «общественного домашнего очага», как говорила Н.К.Крупская. В клубе осуществлялось «широкое культурное кооперирование масс», необходимое как для развертывания разнообразной групповой деятельности, так и для создания всякого рода массовых действ,- в этом и заключается изначальная подлинная суть клуба. [4]

Клуб – явление многофункциональное. Ошибка, и довольно распространенная, видеть в нем только одну какую-либо сторону: пропагандистскую, просветительскую, развлекательную. В том -то и состоит особенность этого учреждения культуры, что все стороны в его деятельности теснейшим образом взаимосвязаны. [5]

Совершенно отчетливо видятся два уровня существования социальных функций. Функция воспитательная, гедонистическая, организаторская являются основными, существенными; они неизменны, основательны. Образовательная и коммуникативная функции имеют характер преходящий; они обусловлены временем, ситуацией, конкретными условиями.

Клуб – учреждение воспитывающее. Формирование мировоззрения личности, ее глубоких убеждений, воспитание нравственно – эстетического мира личности являются ее первостепенными целями.

Не менее существенна для клуба и организаторская функция – на том основании, что она предполагает сочетание двух видов деятельности клубного работника. С одной стороны, это организуемая им разнообразная деятельность по созданию разнообразных мероприятий. С другой стороны, это деятельность организующая, т.е. предполагающая активное вовлечение зрителей в действия. [4]

К функциям второго порядка относятся образовательная и коммуникативная функции. Они координируют клубную деятельность, акцентируют, подчеркивают возможность достижения не только прямой, но и обратной связи в процессе восприятия материала на массовом мероприятии.

Гедонистическая функция позволяет создать в клубе наиболее благоприятные условия как для повседневного общения, так и для разнообразных форм организованного в рамках клубного мероприятия соучастия зрителей в сценическом или каком- либо другом действии. [5]

Выявление сущности содержания, выявление сущности формы, уточнения их субординации позволяют познать причины, вызывающие изменения стилистики современных тематических вечеров, устных журналов, представлений, праздников и др. форм клубной работы. Помогают созданию, в конечном итоге, их гармонического единства. Гармоническое единство, и становится тем высшим качеством, которое позволяет посетителю, оценивающему просмотренное мероприятие, либо вынести ему сердитый вердикт неприятия, либо, наоборот, признать, что часы, проведенные в клубе, обогатили человека содержательно, доставили ему истинное удовольствие и наслаждение. [2]

Нельзя ни сказать о качестве, характеризующем форму клубного мероприятия – содержательности. Известно, что форма и содержание – две взаимосвязанные стороны любого процесса. Основными элементами содержания в клубном мероприятии выступают его тема и идея. Правильное и точное определение темы помогает сценаристу не только целенаправленно отобрать необходимый материал, но и способствует своеобразному его переосмысливанию в русле той социальной задачи, которая перед ними поставлена. В.И.Даль определял понятие «тема-следующим образом: это – «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют: Данное суждение представляется, пожалуй, особенно точным для понимания существа этого термина.

Тема любого мероприятия всегда актуальна и злободневна, в противном случае пропадает у человека желание его посещать, исчезает потребность искать соучастия в каких -либо организуемых вечерах, встречах. Она всегда эмоциональна. Трудно написать сценарий если тема не волнует и не вдохновляет автора. Тема – это поиск, предполагающий создание такой драматургической ситуации, которая предположила бы зрителю размышления над природой и истоками тех или иных событий или фактов, активно привлекала бы его к этим размышлениям. Тема клубного мероприятия требует своего глубоко, последовательного сценического расследования. [3]

Выбор темы сценария предполагает педагогический подход его автора к ее разрешению; всегда надо знать, зачем, ради чего, с какой целью обращаются создатели клубного мероприятия к той или другой определенной жизненной проблеме политического, нравственного, эстетического характера. Тема определяет нечто общее и общезначимое, в то время как сюжет – единичное, конкретное, особенное для определенного региона. Тема характеризует содержательный слой клубного мероприятия; сюжет, являясь образней конкретизацией темы, характеризует его форму. В этой диалектической взаимосвязи приоритет остается за содержанием. [5]

Сюжет может быть предельно простым, но содержательная глубина может сделать фактом высочайшей художественной ценности. Идея не может быть сведена к пресловутой «главной мысли» и стремления авторов вызвать в нас, зрителях, слушателях, единые чувства и настроения. «Заразить» через сопереживание, пониманием и сочувствием, желанием что-либо сделать или исправить, -желанием действия. Идея ориентирована на формирование побудительных мотивов личности, присутствующей на клубном мероприятии. [4]

Обращение к документу, который рассматривается как исходный материал публицистического характера, потребный для монтажного переосмысления исходя из заданной темы, помогает воссоздать яркую, увлекательную форму клубного мероприятия. Работа сценариста и организатора над этим материалом и превращает, в конечном итоге, документ в факт образной публицистики.

«Художественность речи» нередко в клубном мероприятии становится компонентом иного способа привнесения в его драматургию художественности. Речь идет о создании «художественно-образного действия». [3]

Драматургия – продуманная, специально выстроенная и организованная структура, композиция какого-либо материала (доклада) или мероприятия. Драматургия – намеренное создание напряженности, насыщения в структуре какого-либо явления, развиваемого постепенно, от своей экспозиции, через кульминацию, к неминуемой развязке. Драматургия клубного мероприятия – продуманная драматургическая ситуация, которая предполагает определенный в соответствии с замыслом организатора, порядок взаимосвязи выступлений, концертных номеров, эпизодов, иллюстраций.

Формой существования драматургии является сценарий – литературно – сценическая разработка содержания клубного мероприятия, предполагающая комплексное воздействие на зрителя – участника. В сценарии можно выявить пропагандистско - агитационную нагрузку. Иначе говоря, оценить глубину, актуальность, уровень и качество используемого материала, своеобразие его организации, средства, делающие его эффективным. Каждый сценарий обладает и определенной художественной ценностью. Это и замысел сценариста, и режиссерские приемы. Сценарий рассматривается не только как форма драматургического построения клубного мероприятия, но и  как официальный документ по его организации, который позволяет составить смету расходов по его проведению, перечень необходимых материалов, костюмов.

В клубном сценарии нет героев – личностей, создаваемых в традициях психологической драмы. Персонаж клубного мероприятия каким приходит на сцену – таким и уходит, ибо он является носителем какой-то одной черты изображаемого типа личности (смелость, мужество). [4]

Совокупность различных массовых акций пронизывает существование и других любительских объединений. Например -  клубы политической песни, где песни выявляют личностную, гражданскую позицию ее исполнителей. Формами единения сцены и зрительного зала становятся митинги – концерты, включающие и острое политическое слово (речь оратора) и демонстрация слайдов, выставки политических плакатов. [2]

Дискоклуб – это своеобразный самодеятельный коллектив, объединяющий людей на основе общего интереса к музыке, искусству, взаимному общению. Процесс приобщения к культурным ценностям сложен. Дискоклуб – высшая форма развития дискотеки, новой формы художественного или технического творчества в условиях клуба, требующей творческого подхода к вопросам ее организации. Дискотека – это своеобразная форма просвещения и воспитания. [4]

Художественно – информационной формой является информационный вестник, который призван давать оперативную информационную о событиях, быть известным своеобразием и его структурой. [2]

Клубная работа немыслима без творчества. Это и этапы создания клубного мероприятия, и та бескомпромиссная борьба с духовной пустотой иных клубных посетителей, их леностью мысли и бедностью чувств, которую ведут клубные работники. Стремясь приобщить человека к красоте, научить его ощущать радость от общения с искусством, научить его переживать в процессе этого общения, научить его находить в искусстве ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение – может ли быть у клуба задача более гуманная и благородная?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? / В.Н.Гагин. – М.: Издательство политической литературы, 1998, - 13 – 76 с.
  2. Тимофеева С. Детский клуб / С.Тимофеева. – С-Пб.: Питер, 2013. – 114 -148 с.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. - М.: Сфера, 1999. – 87 с.
  4. Шевченко А.А. Развитие в детском клубе / А.А. Шевченко. – М.: Ювента, 2012 г. – 153 с.
  5. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – С-Пб.: Питер, 2007.  – 627 с.

Земцова О.Н. Грамотейка / О.Н.Земцова. – М.: Махаон, 2008.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему “Клуб как средство приобщения ребёнка к творчеству”.
Поговорим о профессии, без которой наш разговор останется пустым препровождением времени. Известны Дома культуры и клуба, великолепнейшим образом оснащенные. Порой расположенные в зданиях, являющихся художественной ценностью. Но даже в этом случае Дом культуры (или клуб) может остаться всего лишь некоей "прокатной площадкой". Корни профессии клубного работника не сложно обнаружить в усилиях русского скомороха, французского музыканта, потешника. И объединял их всех энтузиазм и любовь к избранному делу. Они были первопроходцами, взявшись за столь непростое дело. Были и талантливые одиночки, что скитались по суровым дорогам Европы, останавливаясь лишь для того, чтобы, сотворив некое действо – под открытым ли небом, под крышей ли какого – либо амбара, на городской ли площади, - вновь отправляться в тяжелый путь.  

Появлялись в давнюю пору и первые сообщества таких организаторов. В Римском государстве существовали целые касты организаторов различных действий. Были среди них служители торжеств брачного союза, организаторы погребальных пиров, создатели игр и гладиаторских боев.

Существовали клубы и в Древней Греции. Они имели значительное политическое влияние, именно здесь формировалось общественное мнение различных слоев общества. Своим возникновением клубы обязаны прежде всего растущему самосознанию народа, его стремлению к выработке общественного мнения, принадлежащего большинству. Так было и в Древнем Риме, и в Древней Греции, и во Франции, во времена революций. [1]

Однако во второй половине XIX столетия клубы становятся весьма разнообразны. Распространяются клубы профессиональные, спортивные, женские. Особенно много их появляется в Англии (клубы мужей, клуб профессиональных неудачников, клуб двойников, клуб лысых).

Известно, что самый первый клуб в России был открыт в 1770 году. Это был, как тогда говорили, «аглицкий клоб», членами которого в разное время состояли Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов. Эти клубы были запрограммированы на тот уровень духовности, который был характерен для определенного этапа развития общественной мысли в России. [2]

Первые советские клубы не игнорировали, богатейшего опыта своих предшественников. И прежде всего они наследовали те традиции, что отличали собрания декабристов. Инициатива, смелость, творчество, поиск владели их думами, подвигая на нелегкий путь просветительства. [3]

И сегодня столь необходимы в клубе организаторы, обладающие талантом, инициативой, деловой хваткой, мужеством и смелостью. Еще недостаточно предложить идею. Необходимо превратить ее в реальное, конкретное, зримое дело. Профессия клубный работник – удивительная, ибо, сколько бы мы ни искали, не найдем какой – либо другой, требующей непременного синтеза способностей литературных, режиссерских, актерских, научных и методических. Это удивительная профессия еще и потому, что азарт молодости, созидания, неуспокоенности – едва ли не самые привлекательные ее черты. Личность, взволнованность, страстность выступают как принципиальные, немаловажные качества этой профессии.

Клуб – уникальная форма организации досуга. Причем не устного времяпрепровождения. Ибо свободное общение, организованное в его стенах, не ограничивается только созданием условий «общественного домашнего очага», как говорила Н.К.Крупская. В клубе осуществлялось «широкое культурное кооперирование масс», необходимое как для развертывания разнообразной групповой деятельности, так и для создания всякого рода массовых действ,- в этом и заключается изначальная подлинная суть клуба. [4]

Клуб – явление многофункциональное. Ошибка, и довольно распространенная, видеть в нем только одну какую-либо сторону: пропагандистскую, просветительскую, развлекательную. В том -то и состоит особенность этого учреждения культуры, что все стороны в его деятельности теснейшим образом взаимосвязаны. [5]

Совершенно отчетливо видятся два уровня существования социальных функций. Функция воспитательная, гедонистическая, организаторская являются основными, существенными; они неизменны, основательны. Образовательная и коммуникативная функции имеют характер преходящий; они обусловлены временем, ситуацией, конкретными условиями.

Клуб – учреждение воспитывающее. Формирование мировоззрения личности, ее глубоких убеждений, воспитание нравственно – эстетического мира личности являются ее первостепенными целями.

Не менее существенна для клуба и организаторская функция – на том основании, что она предполагает сочетание двух видов деятельности клубного работника. С одной стороны, это организуемая им разнообразная деятельность по созданию разнообразных мероприятий. С другой стороны, это деятельность организующая, т.е. предполагающая активное вовлечение зрителей в действия. [4]

К функциям второго порядка относятся образовательная и коммуникативная функции. Они координируют клубную деятельность, акцентируют, подчеркивают возможность достижения не только прямой, но и обратной связи в процессе восприятия материала на массовом мероприятии.

Гедонистическая функция позволяет создать в клубе наиболее благоприятные условия как для повседневного общения, так и для разнообразных форм организованного в рамках клубного мероприятия соучастия зрителей в сценическом или каком- либо другом действии. [5]

Выявление сущности содержания, выявление сущности формы, уточнения их субординации позволяют познать причины, вызывающие изменения стилистики современных тематических вечеров, устных журналов, представлений, праздников и др. форм клубной работы. Помогают созданию, в конечном итоге, их гармонического единства. Гармоническое единство, и становится тем высшим качеством, которое позволяет посетителю, оценивающему просмотренное мероприятие, либо вынести ему сердитый вердикт неприятия, либо, наоборот, признать, что часы, проведенные в клубе, обогатили человека содержательно, доставили ему истинное удовольствие и наслаждение. [2]

Нельзя ни сказать о качестве, характеризующем форму клубного мероприятия – содержательности. Известно, что форма и содержание – две взаимосвязанные стороны любого процесса. Основными элементами содержания в клубном мероприятии выступают его тема и идея. Правильное и точное определение темы помогает сценаристу не только целенаправленно отобрать необходимый материал, но и способствует своеобразному его переосмысливанию в русле той социальной задачи, которая перед ними поставлена. В.И.Даль определял понятие «тема-следующим образом: это – «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют: Данное суждение представляется, пожалуй, особенно точным для понимания существа этого термина.

Тема любого мероприятия всегда актуальна и злободневна, в противном случае пропадает у человека желание его посещать, исчезает потребность искать соучастия в каких -либо организуемых вечерах, встречах. Она всегда эмоциональна. Трудно написать сценарий если тема не волнует и не вдохновляет автора. Тема – это поиск, предполагающий создание такой драматургической ситуации, которая предположила бы зрителю размышления над природой и истоками тех или иных событий или фактов, активно привлекала бы его к этим размышлениям. Тема клубного мероприятия требует своего глубоко, последовательного сценического расследования. [3]

Выбор темы сценария предполагает педагогический подход его автора к ее разрешению; всегда надо знать, зачем, ради чего, с какой целью обращаются создатели клубного мероприятия к той или другой определенной жизненной проблеме политического, нравственного, эстетического характера. Тема определяет нечто общее и общезначимое, в то время как сюжет – единичное, конкретное, особенное для определенного региона. Тема характеризует содержательный слой клубного мероприятия; сюжет, являясь образней конкретизацией темы, характеризует его форму. В этой диалектической взаимосвязи приоритет остается за содержанием. [5]

Сюжет может быть предельно простым, но содержательная глубина может сделать фактом высочайшей художественной ценности. Идея не может быть сведена к пресловутой «главной мысли» и стремления авторов вызвать в нас, зрителях, слушателях, единые чувства и настроения. «Заразить» через сопереживание, пониманием и сочувствием, желанием что-либо сделать или исправить, -желанием действия. Идея ориентирована на формирование побудительных мотивов личности, присутствующей на клубном мероприятии. [4]

Обращение к документу, который рассматривается как исходный материал публицистического характера, потребный для монтажного переосмысления исходя из заданной темы, помогает воссоздать яркую, увлекательную форму клубного мероприятия. Работа сценариста и организатора над этим материалом и превращает, в конечном итоге, документ в факт образной публицистики.

«Художественность речи» нередко в клубном мероприятии становится компонентом иного способа привнесения в его драматургию художественности. Речь идет о создании «художественно-образного действия». [3]

Драматургия – продуманная, специально выстроенная и организованная структура, композиция какого-либо материала (доклада) или мероприятия. Драматургия – намеренное создание напряженности, насыщения в структуре какого-либо явления, развиваемого постепенно, от своей экспозиции, через кульминацию, к неминуемой развязке. Драматургия клубного мероприятия – продуманная драматургическая ситуация, которая предполагает определенный в соответствии с замыслом организатора, порядок взаимосвязи выступлений, концертных номеров, эпизодов, иллюстраций.

Формой существования драматургии является сценарий – литературно – сценическая разработка содержания клубного мероприятия, предполагающая комплексное воздействие на зрителя – участника. В сценарии можно выявить пропагандистско - агитационную нагрузку. Иначе говоря, оценить глубину, актуальность, уровень и качество используемого материала, своеобразие его организации, средства, делающие его эффективным. Каждый сценарий обладает и определенной художественной ценностью. Это и замысел сценариста, и режиссерские приемы. Сценарий рассматривается не только как форма драматургического построения клубного мероприятия, но и  как официальный документ по его организации, который позволяет составить смету расходов по его проведению, перечень необходимых материалов, костюмов.

В клубном сценарии нет героев – личностей, создаваемых в традициях психологической драмы. Персонаж клубного мероприятия каким приходит на сцену – таким и уходит, ибо он является носителем какой-то одной черты изображаемого типа личности (смелость, мужество). [4]

Совокупность различных массовых акций пронизывает существование и других любительских объединений. Например -  клубы политической песни, где песни выявляют личностную, гражданскую позицию ее исполнителей. Формами единения сцены и зрительного зала становятся митинги – концерты, включающие и острое политическое слово (речь оратора) и демонстрация слайдов, выставки политических плакатов. [2]

Дискоклуб – это своеобразный самодеятельный коллектив, объединяющий людей на основе общего интереса к музыке, искусству, взаимному общению. Процесс приобщения к культурным ценностям сложен. Дискоклуб – высшая форма развития дискотеки, новой формы художественного или технического творчества в условиях клуба, требующей творческого подхода к вопросам ее организации. Дискотека – это своеобразная форма просвещения и воспитания. [4]

Художественно – информационной формой является информационный вестник, который призван давать оперативную информационную о событиях, быть известным своеобразием и его структурой. [2]

Клубная работа немыслима без творчества. Это и этапы создания клубного мероприятия, и та бескомпромиссная борьба с духовной пустотой иных клубных посетителей, их леностью мысли и бедностью чувств, которую ведут клубные работники. Стремясь приобщить человека к красоте, научить его ощущать радость от общения с искусством, научить его переживать в процессе этого общения, научить его находить в искусстве ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение – может ли быть у клуба задача более гуманная и благородная?

Список литературы

  1. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? / В.Н.Гагин. – М.: Издательство политической литературы, 1998, - 13 – 76 с.
  2. Тимофеева С. Детский клуб / С.Тимофеева. – С-Пб.: Питер, 2013. – 114 -148 с.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. - М.: Сфера, 1999. – 87 с.
  4. Шевченко А.А. Развитие в детском клубе / А.А. Шевченко. – М.: Ювента, 2012 г. – 153 с.
  5. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – С-Пб.: Питер, 2007.  – 627 с.

Земцова О.Н. Грамотейка / О.Н.Земцова. – М.: Махаон, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают \'Вопросы нравственного и патриотического воспита...

"Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.

     I.            Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...

Статья на тему: "Пение - как средство укрепления здоровья ребёнка"

Информация про влияние вокала на психическое и физическое здоровье ребёнка...

Статья на тему: «Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста».

Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста....

Педагогический проект «Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»

     Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Росси...

Декоративно–прикладное искусство как средство приобщения к народному творчеству

Декоративно–прикладное  искусство как средство приобщения к народному творчеству...