Формирование педагогом - психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве по средствам здоровьесберегающих технологий
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации  становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов Основная задача - обеспечение комфортной среды, в которой каждый участник педагогического процесса может реализовывать свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровье сберегающей деятельностью. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения. Важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития детей является сохранение и укрепление здоровья.

В последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию усилий, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

●   учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья детей.

Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Применение в работе дошкольной образовательной организации здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников если будут созданы условия для возможности корректировки технологий в зависимости от конкретных условий и специализации детского сада, если обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, сформированы положительные мотивации у педагогов детского сада и родителей детей.

Чтобы педагог ДОУ начал реализовывать в образовательном процессе здоровье сберегающие технологии, его этому необходимо научить, причем не в информационно-констатирующей форме, еще раз пересказывая известные проблемы, а включая педагога в активный творческий процесс по разработке и анализу образовательных технологий с позиции здоровьесбережения.

В рамках методического объединения педагогов-психологов Выборгского района было решено провести анализ, обобщение результатов работы по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду. Нами был организован и проведен конкурс кабинетов педагогов-психологов. Организаторами конкурса выступил Центр психолого-медико-социального сопровождения, отдел образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и методическое объединение педагогов-психологов.

Целью проведения смотра – конкурса являлось совершенствование работы педагогов – психологов, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях района. Основными задачами смотра – конкурса являются следующие:

 - повышение профессионального мастерства и творческой активности психологов по формированию ценностно – ориентированных установок на здоровьесбережение и здравотворчество;

 - расширение форм взаимодействия участников образовательного процесса по приобретению необходимых для здоровьесбережения знаний и умений с использованием методик направленных на оздоровление и укрепление организма;

 - создание условий для получения участниками образовательного процесса квалифицированной психолого–педагогической помощи направленной на развитие эмоциональных и волевых психологических механизмов, которые являются необходимым условием сохранения здоровья;

 - поддержка и стимулирование инновационной деятельности в области практической психологи с использованием здоровьесберегающих технологий;

 - совершенствование методической и технической оснащенности кабинетов педагогов – психологов по формированию здоровосберегающей среды;

 - создание информационного банка существующих кабинетов педагогов – психологов;

 - обмен передовым опытом педагогами - психологами по созданию здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

Конкурс проводился в 2 этапа с декабря 2012г. по январь 2013г. Первый этап (декабрь) включил в себя подготовку материалов участниками смотра – конкурса. Второй этап (январь) – проведение районного смотра – конкурса.

Нами были разработаны следующие критерии оценки:

1.Наличие в кабинете текстов нормативно – правовых актов Российской Федерации, Санкт – Петербурга, органов управления образованием Санкт  - Петербурга.

2. Наличие в кабинете документов регламентирующих создание здоровьесберегающей среды.

3. Наличие в кабинете документов планирующего характера, утвержденных руководителем образовательного учреждения (годовое и календарное планирование).

4. Наличие отчетной документации (соответствующей плану работы педагога – психолога образовательного учреждения).

5. Наличие программно – методического обеспечения (лицензированных образовательных программ).

6. Наличие документов по сопровождению развития детей (наличие карт, дневников сопровождения).

7. Наличие оформленных материалов по основным направлениям работы педагога – психолога:

  - по результатам диагностики;

  - по коррекционно – развивающей работе;

  - психолого – педагогическому обучению просвещению;  

  - консультирование участников образовательного процесса.

8. Наличие здоровьесберегающих технологий: технология сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.

9. Наличие психолого – методического инструментария:

  - стимульный материал (к диагностическим коррекционным методикам);

  - вспомогательный материал для работы со взрослыми и детьми (игры, пособия, методические рекомендации, игровые развивающие комплексы, психолого – дидактические материалы и др.);

  - программное обеспечение компьютерной обработки результатов психологической диагностики.

10. Наличие информационного оформления кабинета (полнота, структурированность, доступность, значимость информации для участников образовательного процесса):

  - информация об организации работы педагога – психолога (расписание, должностные обязанности, циклограмма работ кабинета, охват возрастных категорий, направления работы);

  - информация о смежных специальностях (социальный педагог, логопед и др.);

  - информация о возможностях психологической, социальной и медицинской помощи в районе и в городе.

11. Наличие технической оснащенности кабинета:

  - наличие системы видеозаписи и  видеовоспроизведения  с набором видеозаписей и слайдов для проведения видеотренингов;

  - наличие системы звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей;

  - наличие компьютера, проекционного оборудования;

  - наличие ксерокса (либо доступ к общему ксероксу).

Каждый критерий оценивался по 10 – бальной шкале. По результатам были определены победитель,  лауреат и  дипломант, которые представили презентации на методическом объединении.

Итогом конкурса явилась разработка единого годового и календарного плана работы педагога-психолога, отчетной документации,  систематизация информации, анализ используемых здоровьесберегающих технологий, что, несомненно, положительно сказалась на профессиональном мастерстве наших специалистов.

Список литературы:

Науменко Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования // Вопросы образования, – 2007. – № 2. – С.140–160.

Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2004.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_konferentsif_2014_-_appo.docx7.7 КБ

Предварительный просмотр:

М.Е. Маркушева

педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 12 Выб.р-на Санкт-Петербурга

Н. В.Соснина

педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 5 Выб.р-на Санкт-Петербурга

Формирование педагогом - психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве по средствам здоровьесберегающих технологий.

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации  становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов Основная задача - обеспечение комфортной среды, в которой каждый участник педагогического процесса может реализовывать свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровье сберегающей деятельностью. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения. Важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития детей является сохранение и укрепление здоровья.

В последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию усилий, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

●   учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья детей.

Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Применение в работе дошкольной образовательной организации здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников если будут созданы условия для возможности корректировки технологий в зависимости от конкретных условий и специализации детского сада, если обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, сформированы положительные мотивации у педагогов детского сада и родителей детей.

Чтобы педагог ДОУ начал реализовывать в образовательном процессе здоровье сберегающие технологии, его этому необходимо научить, причем не в информационно-констатирующей форме, еще раз пересказывая известные проблемы, а включая педагога в активный творческий процесс по разработке и анализу образовательных технологий с позиции здоровьесбережения.

В рамках методического объединения педагогов-психологов Выборгского района было решено провести анализ, обобщение результатов работы по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду. Нами был организован и проведен конкурс кабинетов педагогов-психологов. Организаторами конкурса выступил Центр психолого-медико-социального сопровождения, отдел образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и методическое объединение педагогов-психологов.

Целью проведения смотра – конкурса являлось совершенствование работы педагогов – психологов, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях района. Основными задачами смотра – конкурса являются следующие:

 - повышение профессионального мастерства и творческой активности психологов по формированию ценностно – ориентированных установок на здоровьесбережение и здравотворчество;

 - расширение форм взаимодействия участников образовательного процесса по приобретению необходимых для здоровьесбережения знаний и умений с использованием методик направленных на оздоровление и укрепление организма;

 - создание условий для получения участниками образовательного процесса квалифицированной психолого–педагогической помощи направленной на развитие эмоциональных и волевых психологических механизмов, которые являются необходимым условием сохранения здоровья;

 - поддержка и стимулирование инновационной деятельности в области практической психологи с использованием здоровьесберегающих технологий;

 - совершенствование методической и технической оснащенности кабинетов педагогов – психологов по формированию здоровосберегающей среды;

 - создание информационного банка существующих кабинетов педагогов – психологов;

 - обмен передовым опытом педагогами - психологами по созданию здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

Конкурс проводился в 2 этапа с декабря 2012г. по январь 2013г. Первый этап (декабрь) включил в себя подготовку материалов участниками смотра – конкурса. Второй этап (январь) – проведение районного смотра – конкурса.

Нами были разработаны следующие критерии оценки:

1.Наличие в кабинете текстов нормативно – правовых актов Российской Федерации, Санкт – Петербурга, органов управления образованием Санкт  - Петербурга.

2. Наличие в кабинете документов регламентирующих создание здоровьесберегающей среды.

3. Наличие в кабинете документов планирующего характера, утвержденных руководителем образовательного учреждения (годовое и календарное планирование).

4. Наличие отчетной документации (соответствующей плану работы педагога – психолога образовательного учреждения).

5. Наличие программно – методического обеспечения (лицензированных образовательных программ).

6. Наличие документов по сопровождению развития детей (наличие карт, дневников сопровождения).

7. Наличие оформленных материалов по основным направлениям работы педагога – психолога:

  - по результатам диагностики;

  - по коррекционно – развивающей работе;

  - психолого – педагогическому обучению просвещению;  

  - консультирование участников образовательного процесса.

8. Наличие здоровьесберегающих технологий: технология сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.

9. Наличие психолого – методического инструментария:

  - стимульный материал (к диагностическим коррекционным методикам);

  - вспомогательный материал для работы со взрослыми и детьми (игры, пособия, методические рекомендации, игровые развивающие комплексы, психолого – дидактические материалы и др.);

  - программное обеспечение компьютерной обработки результатов психологической диагностики.

10. Наличие информационного оформления кабинета (полнота, структурированность, доступность, значимость информации для участников образовательного процесса):

  - информация об организации работы педагога – психолога (расписание, должностные обязанности, циклограмма работ кабинета, охват возрастных категорий, направления работы);

  - информация о смежных специальностях (социальный педагог, логопед и др.);

  - информация о возможностях психологической, социальной и медицинской помощи в районе и в городе.

11. Наличие технической оснащенности кабинета:

  - наличие системы видеозаписи и  видеовоспроизведения  с набором видеозаписей и слайдов для проведения видеотренингов;

  - наличие системы звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей;

  - наличие компьютера, проекционного оборудования;

  - наличие ксерокса (либо доступ к общему ксероксу).

Каждый критерий оценивался по 10 – бальной шкале. По результатам были определены победитель,  лауреат и  дипломант, которые представили презентации на методическом объединении.

Итогом конкурса явилась разработка единого годового и календарного плана работы педагога-психолога, отчетной документации,  систематизация информации, анализ используемых здоровьесберегающих технологий, что, несомненно, положительно сказалась на профессиональном мастерстве наших специалистов.

Список литературы:

Науменко Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования // Вопросы образования, – 2007. – № 2. – С.140–160.

Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2004.

http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/ped/2_2.htm «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Е.В.Михеева

http://ps.1september.ru  «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога» Трушина Е.В.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основная цель ДОУ - воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни....

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Здоровьесберегающея среда баз Здоровьесберегающея среда базируется на учете таких возрастных и индивидуальных особенностях  дошкольников, как внутриполушарная организация, межполушарно...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Приоритетным направлением  деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение э...

Презентация на тему "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей"

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основная цель ДОУ - воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни.Здоровьесберегающея среда базируется ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...