Развивающая предметно-пространственная среда
методическая разработка

Вассер Алёна Юрьевна

Развивающая предметно-пространственная среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_na_sayt.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС Вассер Алёны Юрьевны, воспитателя начальной школы-детского сада п. Красная Горка.

Формирование общей культуры воспитанников, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой, отмечено в ФГОС ДО, требует совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в группах. В моей группе развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.

В группе создана обогащенная, развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая высокий уровень эмоционального, интеллектуального и творческого развития детей, а также условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.,  и  содержит  разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, которые подобраны на основе гармоничного рационального и логичного их соотношения.

Нормативно-правовой и организационной основой  обновления и обогащения развивающей предметно-пространственной среды в моей группе является:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года)»;
  • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
  • Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».

В моей группе расположение мебели, игрового и другого оборудования – отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей и специфики работы с детьми седьмого года жизни. Руководствуясь, основными положениями и рекомендациями программы дошкольного образования «Детство», материалы для игр и занятий детей располагаются в разных функциональных пространствах – игровых центрах. Ведущая задача моей деятельности, в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование её отдельных элементов.

В нашем групповом помещении организованы все требуемые Программой центры.

Каждому ребенку представлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

РППС начинается с раздевалки, где мы встречаем наших детей. У каждого ребенка есть свой индивидуальный шкафчик, на котором наклеена картинка, которые дети хорошо знают. В группе ведется постоянная педагогическая работа с родителями, которая представлена разнообразным наглядным методическим материалом в информационных уголках для родителей.

Основными задачами для нас является: забота о здоровье, эмоциональное благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка, а также создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными.

Группа оснащена как традиционными материалами, так пособиями Вассер А.Ю. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

Среда в группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. В группе я использую не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены). Ребенок в зависимости от его интереса может располагаться, сидя на стульях, на полу, стоя у магнитной доски с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Дети могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Тематические центры позволяют объединяться по общим интересам. Имеются подручные материалы (ленточки, банки, коробки разного размера и т. п.), которые используются для решения различных игровых ситуаций или как маркеры.

Игровой материал периодически меняется. Появляются новые предметы, схемы, мнемотаблицы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Выставляются наглядные пособия по текущей теме, дидактические игры, игрушки. Создаются временные выставки по различным темам. По сезонам года оформляются выставки из природного материала, календари, макеты и т. п., таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Год

Результаты анализа развития РППС в группе

Планируемые направления развития РППС

Результаты реализации запланированных направлений развития РППС

2018

РППС я старалась организовать так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. РППС служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества до-школьников и их жизненный опыт. В группе имеются необходимые средства обучения (технические), материалы (расходные), игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность. В группе созданы центры развития детей по всем направлениям.

Центр физического развития: обеспечить необходимым оборудованием (большие и маленькие мячи, набивные мешочки, кегли, кольцеброс, мешочки с песком), создать условия для закаливания. Обновить атрибуты для подвижных игр. Приобрести игры для детей учитывая их гендерные особенности. Подобрать картотеку подвижных игр, картотеку основных видов движения, картотеку утренней гимнастики, карточки - схемы с изображением различных физических упражнений, картотеку гимнастики после сна, картотеку гимнастики для глаз, картотеку дыхательной гимнастики Центр строительных игр: пополнить конструкторами с разнообразными способами крепления деталей; ЛЕГО, создать игровой модуль «Мастер на все руки». Центр сюжетно – ролевых игр: приобрести домик Барби и атрибуты для игры; изготовить игровой модуль «Пожарная команда»; создать условия для сюжетно-ролевой игры «Семья».

В оформлении среды группы основный акцент мной сделан именно на создание полифункциональных подвижных пособий, которые могут быть использованы и в ходе образовательной деятельности и тем более в ходе самостоятельной деятельности детей (универсальные кубы, ширмы и рамки, дидактический компьютер). Все оборудование и оснащение центра разделено мной на разделы: Подвижные игры. Дидактические игры. Спортивные игры. Общеразвивающие упражнения (упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами). Основные виды движений. Традиционное оборудование. Нетрадиционное оборудование, которому было отведено особое место в этом году (различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног). Наглядные пособия (маски, воронки из пластиковых бутылок, пособия для дыхательной гимнастики) Пособия для различных подвижных игр. Совместно с родителями изготовлены дорожки для профилактики плоскостопия: «Веревочка», «Цветок», «Солнышко», «Следы», «Цветочки».

2019

При оформлении среды в старшей группе особое значение я придаю использованию пиктограмм, алгоритмов и схем. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия.

Особое внимание уделяется «сектору двигательной активности», где дети могут свободно поиграть с кеглями, мячами, обручами и скакалками, ходить босиком по «дорожкам здоровья».

Познавательное развитие реализуется с помощью выделения в группе познавательных центрров: «Любознайки», «Веселая кисточка», «Умелый строитель», «Лукоморье» (театральный сектор), материал  которых  приобщает детей к общечеловеческим ценностям, воспитанию духовной культуры, патриотических чувств, чувства любви к родному городу, нашей стране.

Центр физического развития обеспечить необходимым оборудованием (мячи, кегли, кольцеброс), создать условия для закаливания. Обновить атрибуты для подвижных игр.

Центр строительных игр: пополнить конструкторами с разнообразными способами  крепления деталей; ЛЕГО.

Центр сюжетно – ролевых игр: приобрести домик Барби и атрибуты для игры; создать условия для сюжетно-ролевой игры «Семья»; обновить атрибуты для игр  «Автобус», «Автосервис» и «Заправочная».

Центр изобразительной деятельности: пополнить наглядность о народных художественных промыслах, иллюстраторах детских книг. Пополнить материалы для свободной изодеятельности детей. Трафареты, штампы, раскраски по темам.

Центр книги и речевого развития: поместить  книги, знакомые детям, с небольшим количеством текста и крупными красочными иллюстрациями; складные кубики  с героями сказок. Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки по речевому развитию.

Центр музыкальной и театральной деятельности: пополнить декорации и атрибуты для постановки сказок; настольный, пальчиковый, кукольный театр, театр на магнитах; музыкальные инструменты: металлофон, молоточки, бубен, маракасы, колокольчики; карточки с изображением музыкальных инструментов мира.

Центр природы и экспериментирования: обновить и пополнить наглядный материал: труд людей в разные времена года, перелетные и зимующие птицы, домашние и дикие животные, насекомые, рыбы разных стран. Материал для организации опытов и экспериментов.

Создать условия для формирования экологического сознания детей, воспитания любви и бережного отношения к природе.  

Обновлено содержание центра физического развития. В свободном доступе для детей размещены мнемотаблицы (упражнения на расслабление различных групп мышц, физкультминутки, зрительная и пальчиковая гимнастика), что позволило убрать у детей напряжение, снять умственную усталость, мои воспитанники проявляют устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; выполняют элементарные действия, полезные для здоровья, его укрепления и сохранения. Составила картотеку русских народных подвижных игр. Подобраны дидактические игры о спорте.

В центре строительных игр  внесла разнообразные конструкторы (пластмассовые, деревянные, ЛЕГО).

Музыкальный центр пополнили музыкальными инструментами  

В центр сюжетно-ролевой игры для девочек приобретены : мелкая мебель, атрибуты для игры. Полнила центр ПДД атрибутами для игры «Автозаправочная».

2020

РППС служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. В группе имеются необходимые средства обучения, материалы (расходные), игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность. В группе созданы центры развития детей по всем направлениям работы. Центр безопасности необходимо пополнить моделью действующего светофора. Дидактическое оснащение речевого центра в старшей группе точно соответствует содержанию программных задач для детей старшего дошкольного возраста, их индивидуальным и возрастным особенностям. Моя задача - выстроить развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. РППС я старалась организовать так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

В учебной зоне необходимо пополнить и обновить дидактические игры. Для речевого развития изготовить новые пособия и тематические альбомы. Центр уединения: обновить альбомы с семейными фотографиями воспитанников; пополнить различными дидактическими играми по изучению эмоциональных состояний. Центр сюжетно-ролевых игр: внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье»; подобрать атрибуты для игры «Салон связи». Центр математических и логических игр: оформить занимательный и познавательный математический материал, дополнить разнообразными играми и пособиями. Внести учебные приборы: линейки, сантиметры; Центр творчества: необходимо внести образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д. Центр безопасности и ПДД: оснастить атрибутами к сюжетно-ролевым играм, для закрепления знаний ПДД: транспортные средства, светофор, схемы жестов регулировщика.

Учебную зону пополнили играми на развитие логического мышления, памяти, внимания. Приобретены дидактические игры, счётный материал. Оформили альбомы с демонстрационным материалом по математике: «Геометрические фигуры», «От 0 до 10». В результате повысился интерес детей к математике, у детей активно развиваются анализ, синтез, классификация, вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности. В центр сюжетно - ролевых игр внесли журналы с выкройками и моделями. Пополнила модуль атрибутами для с/р игры «Салон связи». Пополнили центр изобразительной деятельности альбомами «Городецкая роспись», "Поэтапная лепка", "Поэтапное рисование". Приобрели трафареты и др. Приобрела книгу о символике города.  В групповом пространстве обновила и пополнила элементы сюжетно-ролевых игр, в которых дети отражают полученные представления о профессиях; впечатления об окружающем мире, воссоздают социальные отношения, трудовые навыки.        

Изготовила игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо»,  «Волшебный круг».

Приобрела игру-головоломку «Танграм» и «Тангос».

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в моей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития», обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, эмоциональное благополучие каждого ребёнка, соответствует интересам мальчиков и девочек; содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. 

Содержание развивающей предметно – пространственной среды периодически изменяется, варьируется, по мере возможности обогащается. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно - пространственной среды, а также развитие интереса родителей к данному вопросу и мотивирование стремления к взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....