статья Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (2)
статья

статья Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov_2.docx18.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цаплина Светлана Валерьевна

Музыкальный руководитель 1КК

 МБДОУ «Детский сад  общеразвивающего вида №72» г. Воронеж

ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Любой народ продлевает себя в детях, поэтому естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д. С. Лихачев сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно – нравственных ценностей. Народная культура – главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребенка. Поэтому фольклор – это не просто наше наследие, но и фундамент, на котором строится и раскрывается ребенок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Нравственно – эстетический потенциал фольклорных произведений для развития личности ребенка, его самосознания и духовности огромен. Чем раньше ребенок соприкоснется с богатством народной культуры, тем богаче будет его внутренний мир.

Свою работу по музыкальному воспитанию дошколят стараюсь строить на основе народного календаря, с учетом возрастных особенностей.

 Главная особенность такого подхода – прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах, обрядах. Целью работы является знакомство детей с произведениями фольклора и их исполнением, воспитание любви к родной природе, к растительному и животному миру, формирование умения видеть и слышать голоса природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.

При знакомстве с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки, сказки, игры) у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые  и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движения, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводом, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных  действий. Обучение игре на народных музыкальных инструментах развивает у ребят чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, умение выполнять движение со сменой характера музыки, менять ритм, темп приходят во время исполнения народных танцев.  Посредством простых  попевок, произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, прибауток и скороговорок, дети готовятся к исполнению более сложных произведений песенного репертуара. И уже как вершина творческих достижений – это участие дошкольников в постановке фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного песенного, поэтического, игрового, танцевального творчества. Именно тут дети смогут применить все свои умения, навыки хорового народного пения, игровых действий, плясок, хороводных движений, игре на народных инструментах.

В основе содержания   последовательной и систематической работы лежат четыре основных компонента, которые должны учитываться при формировании основ фольклора в музыкальной деятельности детей: эмоциональный, познавательный, деятельностный и социально – личностный.

Эмоциональный компонент обусловлен спецификой фольклорного искусства его яркостью, эмоциональной заразительностью. Эмоциональный компонент предлагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.

Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре,  с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию  дошкольников. На основе получаемой информации у ребят развиваются познавательная активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных музыкальных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.

Деятельностный  компонент  также важен, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие, восприятие – слушание, пение, музыкально – ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах), где каждый  из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Ребенок овладевает необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.

Социально – личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его услышать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы и способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям.

Ребенок может себя самореализовывать в процессе музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и со взрослыми в ДОУ и семье.    

Какие же народные праздники, развлечения на основе фольклора можно организовать в  ДОУ? Это «Осенины», «Рябинкины именины», «Праздник урожая», «Капустные вечерки», «Ярмарка», «Святки», «Масленица», «Прилет Птиц», «Хороводы у березки», «Праздник пастушков», «Пасха», «День именинника, построенный  на народном фольклоре», «Турнир отважных, на основе народного игрового фольклора», «Сказка в гостях у детей» (тетрализованная деятельность  на основе народных сказок).

Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками праздников народных, петь песни, водить хороводы, играть в любимые  народные игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные посиделки, когда устраивали веселые забавы и игрища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников

Из личного опыта работы по использованию местного диалекта, кубанских традиций, даю обоснованное убеждение - почему надо учить детей с дошкольного возраста местным обычаям  и народной мудрости. С...

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского фольклора.Прививать детям любовь к своей Родине и её традициям....

Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....

Статья: Роль русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольника

В статье рассматриваются  вопросы  русского  фольклора, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения, примеры таких произведений в русском музыкальн...