Проект по ознакомлению с природой «Чудесный и полезный шиповник»
проект (старшая группа)

Хмелевская Татьяна Николаевна

Проект по ознакомлению с природой

«Чудесный и полезный шиповник»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chudesnyy_i_poleznyy_shipovnik.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по ознакомлению с природой дошкольников  старшего возраста

«Чудесный и полезный шиповник»

Проект по ознакомлению с природой

«Чудесный и полезный шиповник»

Разработчик проекта: Хмелевская Т. Н.

МДОУ д/с № 104, г. Калининград

Содержание:

  • знакомство с кустарником – шиповником;

  • наблюдение за ростом и развитием цветов и плодов шиповника;

  • наблюдение  закономерностей в природе;

  • наблюдение за влиянием погодных изменений на динамику цветка в течение суток;

  • прогулки по маршрутам – экологическим тропам;

  • наблюдение за насекомыми – опылителями;

  • рассказ об использовании растения человеком: в медицине, кулинарии, зелёном хозяйстве, иное использование.

Участники:

 воспитанники старшей группы детского сада, педагоги, родители.

Цель:

воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, познакомив  их с декоративным кустарником - шиповником.

Задачи:

1

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес и любовь к природе;
  2. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, наблюдательность;
  3. Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой.

2

Образовательные

  1. Расширить кругозор детей, познакомив с разными видами роз и шиповников.
  2. Показать влияние неживой природы на живую природу.
  3. Расширить кругозор о закономерностях в природе (характер погоды и длительность светового дня – жизнь растений).
  4. Обогатить словарь народными пословицами и поговорками о погоде, времени года, растениях.
  5. Научить моделировать внешний вид растения, цветка.

3

Развивающие

3.1.  Развивать сенсорные навыки.

3.2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

3.3. Тренировать мелкую моторику.

3.4. Развивать мышление, память и воображение, усидчивость.

3.5. Развивать чувство любования любым проявлением жизни.

4

Практические

4.1.  Оформить альбом  (фото, рис.) наблюдений.

4.2. Обучить элементарным агротехническим навыкам, учить ухаживать за растениями уголка природы.

Этапы работы

1. Подготовительный:

- определение объектов изучения;

- подбор пословиц, поговорок и загадок о погоде, времени года, растениях.

2. Исследовательский: 

- наблюдение хода солнца в течение дня;

- наблюдения за изменениями цветущего растения в течение дня;

 - изучение роста растений;

- изучение влияния ухода, полива на рост растений.

3. Этап создания продукта по проекту:

- оформление альбома наблюдений (рисунки, фотографии).

4.  Заключительный:

- обобщение результатов работы;

- чаепитие с родителями  «Розовый вечер».

5. Длительность проекта: май – август.

6. Защита проекта:

- проводится в ….. 2009 г.;

- в виде беседы с детьми и демонстрации презентации «Чудесный и полезный шиповник».

Способы организации работы:

- принцип добровольности участия;

- работа проводится в течение дня;

- воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

- конкурсной комиссией (зам. зав. ДОУ по ВМР, творческой группой).

Практический выход:

- подборка методических материалов  по теме проекта.

- презентация «Чудесный и полезный шиповник».

Тематический план проекта

 «Чудесный и полезный шиповник».

Тема занятия

Краткое содержание.

1

Погода и неживая природа.

Наблюдения за солнцем, ветром, дождём.  Ведение календаря погоды (календаря природы).

2

Наблюдение за кустарником в природе.

 Целевая прогулка к месту произрастания шиповника. Экскурсия в ботанический сад с родителями. Прогулка по эко-маршрутам  «Цветы», «Кустарники». Наблюдение за разными видами роз, шиповников.

3

«Наблюдай и отгадай».

Изучение особенностей внешнего вида. Отметить: форма цветка, белые узкие лепестки,  стебель – прямостоячий, форма и размер листьев (резной, большой, маленький). Загадывание загадок.

4

«Все любят солнышко».

Наблюдение за цветком шиповника в течение дня. Показать связь (солнечная, ясная погода – цветок раскрыт; пасмурно, дождливо – цветок закрывается).

5

Музыкально-поэтическая страничка.

Разучивание стихов, песен о розе. Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций картин (натюрмортов, пейзажей).

6

«Розовые розы…».

Моделирование из геометрических фигур внешнего вида растения. Закрепление: градация размера; местоположение (находится …); знание геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Словарь: душистый, ароматный, пахучий. Закрепление знания строения  растения - корень, стебель, лист, цветок, плод.

7

С кем дружит цветок?

Наблюдение за насекомыми. Показать пыльцу (если нет детей – аллергиков!). Выяснить, чем пахнет цветок. Рассказать, что  насекомые на цветке собирают пыльцу и нектар. Дать попробовать цветочный мёд (если нет детей – аллергиков!).

8

Художественный образ природы.

 Рассматривание иллюстраций, фотографий. Составление описательных рассказов. Д/игра «На что похоже?».

9

Легенда о Дикой розе.

Чтение легенды из книги Анны Саксе «Пиковый король».  Чтение рассказа из книги «Легенды о цветах»  (метод. каб.).

Сочинение сказки вместе с педагогом.

10

Сбор лепестков.

Сбор лепестков для фитоаппликаций, засушивание цветков для работ по фитодизайну. Фотографирование растений.

11

Медицинское использование растения.

Рассказать детям, как используется растение в медицине.  

Краткие сведения о сборе плодов.

Сироп шиповника – кладезь витаминов, укрепляющий организм.

12

Использование растения в кулинарии и парфюмерии.

Изготовление (если нет детей – аллергиков!) «душистого мешочка (подушечки)». Рассказ о добыче масла из лепестков  и его использовании для отдушки мыла, туалетной воды, изготовлении духов. Рассказать, что плоды шиповника употребляют в виде: свежем, чая (отвара) из сушёных плодов, сиропа, сока; о варенье из лепестков роз, плодов шиповника. В Словакии шиповник используется при приготовлении безалкогольных напитков Cockta.

13

Использование растения в зелёном хозяйстве.

Колючая изгородь, штамб (или подвой) для роз.

Противоэрозийные посадки.

14

Выставка «Роза»

Рисование, объёмная аппликация, плоскостная лепка.

Рисование на асфальте.

15

Правила поведения в природе.

Знакомство с правилами поведения в природе. Ознакомление с запрещающим знаком «Не рвать  цветы!».

16

Круглый стол – подведение итогов. Сладкий вечер.

Создание радостного настроения. Подведение итогов.

Чаепитие (фиточай) с вареньем из лепестков и плодов шиповника.

Загадки о шиповнике:

Стоит зелёный кустик-

Тронешь – укусит.

Сидит на палочке в красной рубашечке,

Брюшко камешками набито.

У розовой шляпки

Лапки – царапки.

На кусте цветочки – как девичьи щёчки,

А сами сучьи – как пасть щучья.

Зелены кусточки,

Алые цветочки;

Когти – коготочки,

Стерегут цветочки.

Есть и украшение,

Есть и устрашение;

Гляди, да любуйся,

А руками не суйся!

И ограда в саду,

И закуска дрозду,

И от хвори настой –

Душистый, густой.

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке.

Лик пахучий,

А хвост колючий.

Стоит колючка на вилах, одета в багрец,

Кто подойдёт – того кольнёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Кто из нас из овощей и полезней и нужней?"

Детский исследовательский проект "Кто из нас из овощей и полезней и нужней?"...

ПРОЕКТ «КТО ИЗ НАС, ИЗ ОВОЩЕЙ, И ПОЛЕЗНЕЙ, И НУЖНЕЙ?»

Исследовательская работа воспитателей, детей и родителей о пользе овощей, о здоровом образе жизни, опыты и эксперименты....

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Полезные ископаемые России: каменный уголь»

Интеграция областей: ПР., РР., С-КР.,ФР.Возрастная группа: 5-6 лет.Цель:  Сформировать представление детей о каменном угле.Задачи:·        Познакомить де...

Проект "Экспериментирование с неживой природой "Чудесный снег" с детьми раннего возраста

Актуальность. В раннем возрасте наиболее важно привить детям интерес к экспериментированию, любознательность, а данный проект позволяет расширить знания и представления у детей раннего дошкольного воз...

Конспект занятия "Ознакомление с окружающим миром" Тема: Полезная и вредная еда. Старшая группа

Данное занятие помогает формированию у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни и представления детей о вредных и полезных продуктах....