СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ПОСЛЕ КАРАНТИНА: ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВ
методическая разработка

Мария Сергеевна Филиппова

Упражнение «Я сегодня».

Педагог - психолог: Здравствуйте, коллеги! Я рада вас видеть в стенах  детского сада. 

В этом году наше возвращение в рабочий процесс отличается от того, как мы обычно  начинаем  новый  учебный  год.  Ситуация, в которой мы закончили предыдущий год, была нетипичной  и  непредсказуемой,  мы  встретились  со  сложностями,  с  которыми  не  сталкивались  раньше.  Дистанционная  работа,  непривычные технологии, длительное пребывание дома, страхи в связи с пандемией сменились ситуацией, в которой дети начали 

быстро возвращаться в детский  сад – и все это сопровождалось неопределенностью  в  понимании  того, что  будет  дальше.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_i_vozmozhnosti_pedagoga_posle_karantina.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ПОСЛЕ КАРАНТИНА:  ТРУДНОСТИ

И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Упражнение «Я сегодня».

Педагог - психолог: Здравствуйте, коллеги! Я рада вас видеть в стенах  детского сада. 

В этом году наше возвращение в рабочий процесс отличается от того, как мы обычно  начинаем  новый  учебный  год.  Ситуация, в которой мы закончили предыдущий год, была нетипичной  и  непредсказуемой,  мы  встретились  со  сложностями,  с  которыми  не  сталкивались  раньше.  Дистанционная  работа,  непривычные технологии, длительное пребывание дома, страхи в связи с пандемией сменились ситуацией, в которой дети начали 

быстро возвращаться в детский  сад – и все это сопровождалось неопределенностью  в  понимании  того, что  будет  дальше.  

Сегодня на семинаре - практикуме мы попробуем осознать наше отношение к текущей 

ситуации и найти в ней  ресурсы для дальнейшей продуктивной работы. Прежде  чем  мы  начнем,  я  прошу  вас  назвать  от одного до трех чувств, с которыми вы сегодня  присутствуете на занятии.  Педагоги по кругу делятся своими чувствами. Беседа «Сложности самоизоляции».

Педагог-психолог: Давайте поговорим о том, что для вас было сложным или непривычным во время пандемии. У вас есть идеи? (Педагоги предлагают свои варианты 

ответов). Правильно, во-первых, трудным был сам переход  на  удаленную  работу.  Мы привыкли к деятельности, которая связана с непосредственным живым общением с детьми, родителями, коллегами. А во время самоизоляции нам пришлось выстраивать 

общение с воспитанниками и друг с другом по-новому.  Какие еще сложности вы можете вспомнить? (Педагоги предлагают свои варианты ответов). Верно, для многих из нас было сложно оперативно  освоить инструменты дистанционных технологий. Мы научились пользоваться мессенджерами, социальными сетями и совершенно новыми для нас платформами, чтобы проводить занятия с детьми, собрания и совещания онлайн. Что еще?

 (Педагоги предлагают свои варианты ответов). Сложной   оказалась  необходимость  справляться  со своими эмоциональными переживаниями в этот  период  –  своей  тревогой,  страхом,  другими  эмоциями. И это нормально. Обязанность соблюдать  условия самоизоляции сказывается даже на самых стойких и эмоционально стабильных 

людях. Причины нашей тревоги, а также других эмоционально окрашенных реакций в 

связи с пандемией  могут быть разными. Однако тот факт, что подобные  переживания 

встречались у людей повсеместно, игнорировать невозможно. Вспомните, ведь нам 

приходилась не только справляться с собственной тревогой, но и «гасить» реакции родителей воспитанников.

Упражнение «Мой опыт».

Педагог - психолог: 

Давайте определим чувства, которые у нас вызывали месяцы пандемии, и сделаем это с помощью визуальных образов. Перед вами – набор метафорических карт с  необычными 

картинками, с которыми вы можете ассоциировать свои чувства и эмоции.  Я прошу вас выбрать одну или несколько метафорических карт, которые будут отражать 

ваш опыт проживания в условиях самоизоляции. Педагоги выбирают по карте и 

рассказывают группе, почему они выбрали именно эти карты. Можно использовать 

несколько наборов метафорических карт. 

Беседа «Как вернуться к работе».

 Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю поговорить о том, как возвращаться  к  работе  после  перерыва.  Это  простые  советы, но иногда следует напоминать себе о них,  ведь они действительно работают. Воспользуйтесь ими, чтобы снизить стресс от смены обстановки. Во-первых,  старайтесь  высыпаться.  Даже  если  ночь  была  бессонной,  поспите  днем,  а  вечером  отправляйтесь спать раньше обычного. Старайтесь выполнять всю работу на работе. Также учитесь просить о помощи близких. Не бойтесь вежливо просить и напоминать. Если вы сильно  устаете, делегируйте домашние дела родным.  Восполняйте собственный ресурс – он не безграничен.

Занимайтесь в свободное время тем, что вам нравится, а не только работой и домашними обязанностями. Будет хорошей идеей давать себе небольшую физическую нагрузку – она позволит выплеснуть  негативные эмоции. Старайтесь питаться более или менее 

здоровой едой. Но помните, что в стрессовые  периоды не следует изнурять себя диетами. Важный совет  –  дайте  себе  возможность исправить ошибку, не вгоняя себя в чувство 

вины, когда  что то идет не так. И, наконец, обращайтесь за помощью к специалисту, если

 возникают непредвиденные сложности.

 Упражнение «Сложное чувство».

Педагог-психолог: Коллеги, давайте выполним еще одно упражнение.  Подумайте,  есть  ли  у  вас  какое-то  чувство,  из-за которого вам сложнее, чем обычно, начать  работать? Возможно, что-то вам мешает вернуться к прежнему образу жизни и в других 

областях –  подумайте и об этом. Не называйте это чувство, а попробуйте его представить

 перед глазами так, как будто оно – предмет. Какой формы это чувство?  Какого  оно  цвета?  Какое  оно  на  ощупь,  какая  у него консистенция? Какая у него температура?  Кто-то хочет высказаться? Педагоги по желанию отвечают на вопросы вслух. После  этого педагог-психолог просит их подумать, каким реальным предметом могло бы быть 

это чувство. Если позволяет  время, он предлагает изобразить этот предмет на бумаге  и смять рисунок, порвать, выбросить. Если времени немного, можно  попросить  педагогов  мысленно  уничтожить  этот  предмет – и по желанию нарисовать и 

уничтожить его дома,  самостоятельно.

Беседа «Тревога и способы с ней справиться».

Педагог-психолог:  Сейчас многие из нас могут испытывать тревогу  по поводу нового 

учебного года. Давайте поговорим  об этом переживании. Тревога – это очень сильное  эмоциональное  состояние,  с  которым  непросто справиться. Оно сопровождает нас по 

жизни. Как вы думаете, зачем нам тревога? (Педагоги предлагают свои варианты ответов.) Эволюционно – она, как  механизм,  очень  нужна.  Тревога  помогает  нам  подстраховываться  и  просчитывать  результаты  действий.  По  сути,  тревога  при  ее  нормальном, допустимом уровне помогает нам планировать свое будущее. Но если 

тревога зашкаливает, то мы начинаем функционировать неадекватно – суетимся  или,  наоборот,  впадаем  в  ступор,  чувствуем  нарастающий  дискомфорт.  Есть  техники,  которые  помогают  справиться  с  тревогой,  и  о  некоторых  из них я сейчас расскажу. Их можно выполнять  по отдельности, а можно подряд. 

Для этого выделите для них вечер и немного побудьте наедине  с собой. Когда вы сильно о чем - то тревожитесь, попробуйте проанализировать свои ощущения. 

Составьте  два списка: «чем мне мешает моя тревога» и «чем мне помогает моя тревога». Запишите как можно  больше пунктов. Перечитайте свои списки и подумайте,  что  для вас  открывается  в этих  списках,  есть ли в них что-то, что вас удивляет. Подумайте о том, что такое для вас «опасность».  Запишите  все,  чего  вы  опасаетесь.  Подумайте  о том, почему то, чего вы опасаетесь, не должно случиться с вами. Абсолютно нормально чувствовать  опасность,  даже  если  ее  нет  в  реальности,  особенно,  когда  у  вас  есть  травматичный опыт.  Подумайте, насколько часто на самом деле с вами происходят действительно опасные 

события,  какова их вероятность. Тревоги и страхи часто иррациональны. По сути, мозгу 

все равно, опасаться реальной опасности или воображаемой. Поэтому хороший способ 

справиться с тревогой – обратиться к статистике и здравому смыслу.

 Составьте табличку с графами: «чего  я тревожусь», «какова вероятность этого события  в реальности», «есть ли кто-то из моих близких, кто не тревожится об этом, и почему», 

«причина  иррациональности моей тревоги». Парадоксальная и эффективная техника работы с тревогой состоит в том, чтобы 

потревожиться,  но  ограниченное  время.  Чтобы  ее  применить,  сначала  выпишите  на  лист  бумаги  все,  что  вас  тревожит. Перечитайте. 

Потом напишите все чувства и эмоции, помимо тревоги, которые вызывают у вас эти 

записи. Стремитесь прочувствовать  все, что вы написали, но будьте бережны к себе  и  старайтесь  отслеживать  свое  состояние:  если  вам  становится  совсем  не  по  себе,  отложите  задание. Выбирайте приемлемый для себя уровень  дискомфорта.

 Включите таймер и засеките десять  минут. В течение этого времени думайте о своей  тревоге,  ощущайте  ее.  Когда  время  закончится,  постарайтесь  переключиться.  Потом,  в течение  дня, если вас будет «накрывать» состояние тревоги, думайте о том, что вы сегодня уже тревожились в течение десяти минут, и этого достаточно. Держите в голове 

мысль, что вряд ли вы поможете себе  и разрешите ситуацию, если будете тревожиться  более длительное время. Педагог-психолог раздает педагогам шпаргалки. Упражнение «Круговая техника».

Педагог-психолог: Дорогие коллеги, сейчас мы попробуем понять, какие ресурсы у нас 

есть для того, чтобы чувствовать  себя на работе комфортно, и каких целей мы хотим  достичь. Посмотрите, на ватмане нарисованы две окружности. Давайте заполним их. 

Пусть во внутренней окружности каждый напишет что-то, что помогает ему в работе, 

в том числе что-то, что уже сделано, общие и личные достижения. Это – ресурсы  педагогического коллектива. Во внешней окружности напишите индивидуальные и 

коллективные  цели. Они могут касаться как работы, так и личного развития или 

взаимодействия с коллегами. Педагоги  вписывают  свои  ресурсы  и  цели  в  окружности, а педагог-психолог контролирует, чтобы каждый обязательно вписал что-то от себя. После этого он резюмирует, что получилось, и инициирует обсуждение, как 

можно добиться целей во внешнем круге с помощью ресурсов во внутреннем.

Упражнение «Мандала спокойствия».

 Педагог-психолог: Теперь мы знаем немножко больше о том, чего мы хотим и можем достичь на работе. А 

сейчас давайте нарисуем мандалу и постараемся наполнить ее спокойствием, равновесием и гармонией. Нарисуйте внутри круга узоры, которые будут ассоциироваться у вас с 

состоянием гармонии и уравновешенности, заполните мандалу соответствующими 

орнаментами и цветами. Пусть эта мандала будет символом того, как мы помогаем себе 

принимать изменения  в рабочем процессе и личной жизни.  Педагог-психолог  включает  расслабляющую  музыку  или  звуки  природы,  дает  педагогам  ватман  с  кругом  внутри  и изобразительные средства – карандаши, мелки, краски,  ручки,  линеры.  Если педагоги испытывают затруднения и  им  сложно  начать,  он  показывает  педагогам  образцы других мандал в спокойных тонах и предлагает воспользоваться идеями. Педагоги вместе рисуют мандалу. Когда они заканчивают, педагог-психолог резюмирует  процесс рисования и просит педагогов поделиться своими чувствами и эмоциями. Педагоги дают ему обратную связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара-практикума для педагогов дошкольного учреждения " Детям о памятных датах и культурных ценностях России"

Сценарий семинара-практикума для педагогов дошкольного учреждения. Материал данной публикации можно использовать в работе со старшими дошкольниками, педагогами, родителями....

Сценарий семинара-практикума с педагогами ДОО на тему: Родительское собрание: “Права и обязанности родителей по воспитанию детей”

Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников ДОО. Возможно, поэтому многие педагоги относятся к нему как к рядовому мероприятию. Между тем от уровня подгот...

Сценарий семинара –практикума «Театральный ринг» для педагогов ДОО.

Цель: систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, её возможностях в речевом развитии дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media...

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Сценарий семинара - практикума для педагогов

Сценарий семинара - практикума для педагогов...

Сценарий семинара-практикума «Психологическое здоровье педагогов»

Встреча посвящена  профилактике эмоционального выгорания и укреплению психологического здоровья....

Сценарий семинара-практикума «Психологическое здоровье педагогов»

Цель – снятие напряжения, создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе....