Опыт работы «Методы и приемы формирования метапредметных результатов на занятиях по развитию речи и обучению грамоте»
материал

Метапредметность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

Таким образом, метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Метапредметность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

Таким образом, метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты по ФГОС - это результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками.

Метапредметный подход, заложенный в основу новых стандартов обеспечивает переход от существующей практики дробление знаний на предметы к целостному образному восприятия мира, к метадеятельности. Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребенка, объединив знания из различных областей. Получение ребенком метазнаний будет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самознания; росту познательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения.

В своей работе я использую такие методы и приемы для формирования метапредметных результатов на занятиях по развитию речи и обучению грамоте:

Мнемотаблицы

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Данные таблицы служат своеобразным зрительным планом, а так же помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

 С помощью мнемотаблиц можно

  • составлять описательные рассказы об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.;
  • заучивать стихи;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • пересказывать художественные произведения.

Моделирование

В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

         Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Проблемная ситуация

Использование проблемных ситуаций на занятиях по развитию речи позволяет сделать занятия, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенка ставят перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизирует его мыслительную деятельность, и ребенок вынужден самостоятельно искать выход. При этом он не замечает, что его учат. А это значит, что процесс обогащения словарного запаса протекает активнее, быстрее, качественнее.

Опытно-экспериментальная деятельность

При чтении рассказа Л. Толстого «Галка хотела пить», можно проверить, правда ли вода поднимется в стакане, если в него опустить камешки.

После прочтения сказки «Золушка» предложить перебрать крупу (манная крупа смешана с рисовой). Дети отметили, что в ручную, это делать очень долго. Тогда при рассматривании кухонной посуды, предложила найти предмет, который нам поможет. В результате этого эксперимента, дети познакомились с разными видами круп, приобрели опыт пользования ситом.

Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте

Закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения  определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотв...

Занятие по развитию речи и обучению грамоте

Цели: - продолжать развивать речь детей; Задачи: - закрепить знания о некоторых произведениях Михалкова; -учить отвечать четко, правильно; -развивать память, внимание, мышлени...

Занятие по развитию речи и обучению грамоте

занятие направлено на закрепление знаий о некоторых роизведениях Михалкова, также развитию речи и др....

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

комплексное занятие по развитию речи разработано совместно с учителем логопедом для детей с ОНР....

Методы и приемы формирования грамматических навыков в НОД по развитию речи.

Методы и приемы формирования грамматических навыков в НОД по развитию речи....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....