Для родителей
методическая разработка

Полякова Наталия Ивановна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация 221.39 КБ
Файл palchikovaya_gimnastika.docx221.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры.

Подготовил: Полякова Наталия Ивановна, инструктор по ф.к.

hello_html_1ef0484b.jpg

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем,  играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.  

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

         Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?

Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр  - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры  - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.  

3. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.


Пальчиковые гимнастики для детей 5 -6 лет

Тема «ОВОЩИ»

«Капуста»

Мы капусту режем, режем, Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем, Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим, Поочередное поглаживание подушечек

пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки.

Тема «Фрукты»

«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт. (Кисти сжаты в кулак,

разгибаем большой пальчик.) Второй их собирает. (Разгибаем указательный палец.)

Третий их домой несёт. (Разгибаем средний палец)

Четвёртый высыпает. (Разгибаем безымянный.)

Самый маленький – шалун. (Разгибаем мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

Тема «Осень»

Осень, осень, Потереть ладони друг о друга

Приходи! Сжимать кулачки по очереди

Осень, осень, погляди! Потереть ладони друг о друга

Листья жёлтые кружатся, Плавное движение ладонями.

Тихо на землю ложатся. Ладонями погладить колени.

Солнце нас уже не греет, Сжимать и разжимать кулачки по очереди.

Ветер дует всё сильнее, Синхронно наклонять руки в разные стороны

К югу птицы полетели «Птица» из двух скрещенных рук.

Дождик к нам в окно стучится Барабанить пальцами по ладони.

Осенний букет

Раз, два, три, четыре, пять – Сжимать и разжимать кулачки.

Будем листья собирать.

Листья березы, Загибать поочередно пальцы: большой,

Листья рябины, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба Мы соберем   Сжимать и разжимать кулачки.

Маме осенний Вытянуть вперед ладошки.

Букет отнесем.

Тема «Грибы, ягоды»

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,              Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.
В лес идем мы погулять.
                   Обе руки идут по столу.
За черникой,
                                      Загибают пальчики, начиная с большого. 
За малиной
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. 

Тема «Домашние животные»
«Котёнок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была сильно тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котёнок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь 
смена рук
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш»

Тема «Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок. Большим пальцем поочерёдно касаться остальных,
У гусыни есть гусёнок, 
начиная с мизинца.
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши,
Все красивы, хороши. 
Показать все пальчики

«Петушок»

Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок Разжать ладони,
Крылышками машет, Кистями рук помахать в воздухе.
На лужайке пляшет,
Крошки хлебные клюёт, 
Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук делаем манящие движения.

Тема «Дикие животные»

Зайцы спрятались от волка. (Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» Чья- то им досталась норка… - колечко, сделанную другой рукой) Серый волк зубами щёлк- (Соединяют по очереди большой палец с другими) Ах, какой зубастый волк! (Руки к щекам, качают головой) Белочка в своём дупле Орешки щёлкает в тепле. (Щелчки пальцами) Пересчитала мама медвежат- (Соединяют соответствующие пальцы рук В берлоге все послушные лежат. друг с другом, затем соединяют пальцы в «замок»)

Тема «Посуда»
«Посуду моет наш Антошка»

Посуду моет наш Аношка Потирать ладони.
Моет вилку, чашку, ложку Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран. 
Имитирующее движение кистью руки.

«Посуда»

Раз, два, три, четыре, (хлопок, кулачок)
Мы посуду перемыли:
Чашку, чайник, ковшик, ложку,
И большую поварёшку. 
(загибают поочерёдно пальцы)
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали –
Так мы маме помогали. 
(загибают поочерёдно пальчики)

Тема «Одежда»
«Стирка»

Раз, два, три, четыре, пять Последовательно соединяют пальцы одной
Будем вещи мы стирать 
руки с пальцами другой.
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки,
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. 
Кулачки имитируют стирку.
Тема «Обувь»
«Сколько обуви у нас»

Посчитаем в первый раз Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви а нас и удары кулачками по столу.
Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви загибают
Для Наташки и Серёжки, по одному пальчику, начиная с большого.
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

Тема «Игрушки»
«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: Попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачки друг о друга Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках.
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран -
Настоящий великан.
Сколько вместе? 
Попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачки друг о друга

Тема «Зима»
«Белый пух»

Сыплет белый, снежный пух Плавно опускаем кисти рук сверху вниз. Устилает всё вокруг Разводим руки в разные стороны.
Пух на шапках, 
Показываем названные вещи,
Пух на шубках 
или поочерёдно загибаем пальцы.
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно – ух! 
Щекочем себя и встряхиваем.
Кто щекочет? – пух! 
Ладошки перед собой, дуем на них

«Зима»

Пришла зима,                                        трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.                                   
пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,                                      
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.                                      
ладошкой массажируем кончик носа 
Снег,                                                    
плавные движения ладонями
Сугробы,                                              
кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.                                                
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!                     
обе руки протянуть вперед

Тема «Зимующие птицы»
«Снегири»

За углом для птиц новинка Шагают пальцами по столу

Там столовая «Рябинка»

Погляди-ка, детвора Сжимаем и разжимаем кулачки

Взошла красная заря

Снегири, скорей проснитесь, Открываем клювики.

И рябинкой угоститесь «Клюют» пальцы в щепотке.

Тема «Новогодний калейдоскоп»
«Ёлочка»

Ёлка быстро получается, Ладони от себя, пальчики пропускают между собой

Если пальчики сцепляются (ладони под углом друг к другу).

Локотки ты подними Пальчики выставляются вперёд

Пальчики ты разведи. Локти к туловищу не прижаты

«Дед Мороз»

Этот пальчик - Дед Мороз Дети сжимают руки в кулачки

У него есть красный нос Выставив вперёд большие пальцы.

Есть седая борода Поочерёдно отгибают указательные, средние

Очень ждём его всегда пальцы.

Со Снегуркой он придёт Хлопают в ладоши

И подарки принесёт.

Тема «Зимние забавы»

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры.

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают пальцы)
Мы во двор пришли гулять (шагают на месте)
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в лесу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли. 
(поочерёдно загибают пальчики)
Тема «Животные жарких стран»
Я по Африке гулял 
Ходим по столу указательными и средними пальцами обеих рук
И зверей там повидал:
Длинношеего жирафа, 
Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем
Высотою, аж в три шкафа, 
вверх
Черепаху, тигра, льва. Попеременно соединяем с большими пальцами, все пальцы,
И огромного слона 
начиная с мизинца.

Тема «Животные Севера»

«Пингвин»
На льдине жил один пингвин 
Левая рука ладонью вверх,
Гулял по льдине он один Указательный палец правой руки на ладони
Скучал пингвин, грустил пингвин
Среди снегов и белых льдин
А был бы у него дружок
, поставить на ладонь второй палец – средний
Не так бы был он одинок

Тема «Город мастеров»
«Колечки»

Большой палец правой руки поочерёдно с каждым пальцем образует колечко. Упражнение выполняется поочерёдно на правой, потом на левой, а также на двух руках одновременно. Как усложнение задания можно построить цепочку из колец сразу двумя руками.

Тема «Мебель»
«Мебельный магазин»

Эту мебель мы купили Ребёнок ритмично сжимает и разжимает пальцы рук
С папой вместе в магазине
Это стул – на нём сидят, 
загибает или разгибает пальцы на руках
Это стол – за ним едят,
На диване – отдыхают,
Книги умные читают.
На кровати крепко спят.
Вещи все в шкафах хранят
Эту мебель мы купили 
ритмично произносят текст
С папой вместе в магазине. 
сжимает и разжимает пальцы рук

Тема «Наши защитники»
Ребёнок сжимает в руке эспандер кистевой,( мячик резиновый, грушу от пульверизатора или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжимание - на ударные слоги.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее.

Эти пальцы – все бойцы
Удалые молодцы 
(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых. 
(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)
Два гвардейца – храбреца (приподнять 2 указательных пальца)
Два сметливых молодца (приподнять 2 средних пальца)
Два героя безымянных
Но в работе очень славных 
(приподнять 2 безымянных пальца)
Два мизинца – коротышки
Очень славные мальчишки. 
(приподнять 2 мизинца)

Тема «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Пальцы сжать в кулак, поочерёдно разгибать,
Этот пальчик – бабушка, начиная с большого, сжать – разжать пальцы
Этот пальчик – папочка, в кулак несколько раз.
Этот пальчик – мамочка.
Ну, а это я!
Вот и вся моя семья!

«Моя семья»

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама
, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, 
сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.

И у нас раздела нет.

Тема «Женский день»

Натяните верёвку на уровне плеч ребёнка и дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку.

«Мама»

Много мам на белом свете,
Все их любят очень дети! 
(хлопок, кулачок)
Журналист и инженер,
Повар и милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель – 
(поочерёдно загибать пальчики)
Мамы разные нужны, Мамы разные важны! (сжимать, разжимать кулачки)

Тема «Транспорт»

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог:
Автобус, троллейбус, машина, трамвай -
О них ты на улице не забывай (
смена рук).
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда

«Садись-ка, пальчик в вертолет»

Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну а с этим малышком 
Произносим слова и поочерёдно
В зоопарк пойдём пешком загибаем пальчики.
Тема «Правила уличного движения»

«Ходим» пальцами (указательным и средним) по «зебре» пешеходного перехода на ударные слоги:
Нас с тобой переведёт
Пешеходный переход.
Ребёнок выполняет это движение сначала одной рукой, потом двумя - одновременно

Тема «Весна»
«Веснянка»

Солнышко, золотое донышко пальчики по два раза касаются большого пальца
Гори, ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей 
указательным и средним пальцами бегают по столу. Прилетели сто грачей скрещивают кисти и изображают машущие крылья.
А сугробы тают работают кистями, сжимая кулачки.
Цветочки подрастают 
трясут пальцами над головой.

Тема «Мой дом. Мой город»

Я хочу построить дом руки сложить домиком и поднять над головой
Чтоб окошко было в нём, пальчики обеих рук соединить в кружок
Чтоб у дома дверь была, ладошки рук соединяем вместе вертикально
Рядом чтоб сосна росла одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчик
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

«Строим дом»

Тук, тук молотком,  Стучим кулачками друг о друга.
Строим, строим новый дом. 
Этот дом — для Маши,  
Показываем пальчики (по одному) на обеих руках.
Этот дом — для Саши, 
Этот дом — для Даши, 
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи, 
Сжимаем пальчики на обеих руках.
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

Тема «Части тела и лица»

Здесь требуется только чёткое указание ребёнком на упоминаемую в стихотворении часть тела:
Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос, и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот, что знаем мы с тобой.

«Помощники»

Вот помощники мои, Выполнять движения пальцами в соответствии
Как их хочешь поверни. с содержанием стихотворения.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть. 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять, Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые догонять, Ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики бегом, Движения средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые пешком, Медленные движения безымянных пальцев по столу.
Пятый пальчик поскакал Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.
И в конце пути упал. Стук кулаками по поверхности стола.

Тема «Перелётные птицы»

Тили – тели, тили – тели
С юга птицы прилетели. 
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. Прилетел к нам скворушко Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, Серенькое пёрышко, начиная с пальцев левой руки.
Жаворонок , соловей
Торопились : кто скорей.
Цапля, лебедь, утка стриж,
Аист, ласточка и чиж 
Снова, скрестив большие пальцы помахать ладошками Все вернулись, прилетели, Указательным и большим пальцами показать, как Песни звонкие запели. поёт птица.

«Скворушко»

На берёзе скворушка –
Пёстренькие пёрышки.
Строит ласточка свой дом
Прямо над моим окном.
У грачихи пять грачат,
Громче всех они кричат.
Аист свил гнездо на крыше
Он всех видит, он всех слышит.
Стрижи над речкою кружат
Со стайкой маленьких стрижат. 
поочерёдно загибать пальчики

Тема «Волшебница вода»
«Рыбки»

Рыбка плавает в водице Сложенными вместе ладонями дети изображают,
Рыбке весело играть как плывёт рыбка.
Рыбка, рыбка – озорница 
Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Снова изображают, как плывёт рыбка.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательные движения обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
. Снова «плывут».

«Рыбки»

Выполнение действий по тексту.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

«Рыбки»

На закате дремлет пруд. (руки кладут под щёку)
По воде круги плывут – (рисуют руками круг)
Это маленькие рыбки (складывают руки вместе и делают «рыбку») Разыгрались там и тут. (сжимают и разжимают пальцы)

Тема «Первоцветы»
«Наши алые цветки»

Наши алые цветки ладони соединены лодочкой перед собой.
Распускают лепестки 
по очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны,
запястья оставить соединёнными.

Ветерок чуть дышит 
подуть на руки – «цветки»
Лепестки колышет. подвигать пальцами вперёд – назад.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки 
по очереди сложить пальцы лодочкой.
Головой качают, 
покачать ладонями вправо – влево.
Тихо засыпают. положить голову на сложенные ладошки.

"Цветок"

Вырос высокий цветок на поляне, запястья соединить, ладони развести в стороны,
пальцы слегка округлить
Утром весенним раскрыл лепестки. развести пальцы рук

Всем лепесткам красоту и питанье ритмично двигать пальцами вместе-врозь
Дружно дают под землей корешки. 
ладони опустить вниз, тыльной стороной

прижать друг к другу, пальцы развести

Тема «Насекомые»
«Насекомые»

Прилетела к нам вчера машут ладошками.
Полосатая пчела. на каждое насекомое загибают пальчик.
А за нею шмель – шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. 
Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам. Пожужжали, полетали
От усталости упали. 
Роняют ладони на стол.

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены
И усами шевелит в стороны, ребёнок шевелит ими.

              «Насекомые»

На ромашке – две букашки, руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять

пальцы рук

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела, пальцы одной руки в кулаке, круговые движения

указательного пальца – пчела жужжит
Собирает мед она.  








Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры.

Подготовил: Полякова Наталия Ивановна, инструктор по ф.к.

hello_html_1ef0484b.jpg

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем,  играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.  

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

         Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?

Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр  - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры  - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.  

3. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.


Пальчиковые гимнастики для детей 5 -6 лет

Тема «ОВОЩИ»

«Капуста»

Мы капусту режем, режем, Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем, Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим, Поочередное поглаживание подушечек

пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки.

Тема «Фрукты»

«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт. (Кисти сжаты в кулак,

разгибаем большой пальчик.) Второй их собирает. (Разгибаем указательный палец.)

Третий их домой несёт. (Разгибаем средний палец)

Четвёртый высыпает. (Разгибаем безымянный.)

Самый маленький – шалун. (Разгибаем мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

Тема «Осень»

Осень, осень, Потереть ладони друг о друга

Приходи! Сжимать кулачки по очереди

Осень, осень, погляди! Потереть ладони друг о друга

Листья жёлтые кружатся, Плавное движение ладонями.

Тихо на землю ложатся. Ладонями погладить колени.

Солнце нас уже не греет, Сжимать и разжимать кулачки по очереди.

Ветер дует всё сильнее, Синхронно наклонять руки в разные стороны

К югу птицы полетели «Птица» из двух скрещенных рук.

Дождик к нам в окно стучится Барабанить пальцами по ладони.

Осенний букет

Раз, два, три, четыре, пять – Сжимать и разжимать кулачки.

Будем листья собирать.

Листья березы, Загибать поочередно пальцы: большой,

Листья рябины, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба Мы соберем   Сжимать и разжимать кулачки.

Маме осенний Вытянуть вперед ладошки.

Букет отнесем.

Тема «Грибы, ягоды»

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,              Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.
В лес идем мы погулять.
                   Обе руки идут по столу.
За черникой,
                                      Загибают пальчики, начиная с большого. 
За малиной
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. 

Тема «Домашние животные»
«Котёнок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была сильно тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котёнок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь 
смена рук
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш»

Тема «Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок. Большим пальцем поочерёдно касаться остальных,
У гусыни есть гусёнок, 
начиная с мизинца.
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши,
Все красивы, хороши. 
Показать все пальчики

«Петушок»

Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок Разжать ладони,
Крылышками машет, Кистями рук помахать в воздухе.
На лужайке пляшет,
Крошки хлебные клюёт, 
Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук делаем манящие движения.

Тема «Дикие животные»

Зайцы спрятались от волка. (Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» Чья- то им досталась норка… - колечко, сделанную другой рукой) Серый волк зубами щёлк- (Соединяют по очереди большой палец с другими) Ах, какой зубастый волк! (Руки к щекам, качают головой) Белочка в своём дупле Орешки щёлкает в тепле. (Щелчки пальцами) Пересчитала мама медвежат- (Соединяют соответствующие пальцы рук В берлоге все послушные лежат. друг с другом, затем соединяют пальцы в «замок»)

Тема «Посуда»
«Посуду моет наш Антошка»

Посуду моет наш Аношка Потирать ладони.
Моет вилку, чашку, ложку Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран. 
Имитирующее движение кистью руки.

«Посуда»

Раз, два, три, четыре, (хлопок, кулачок)
Мы посуду перемыли:
Чашку, чайник, ковшик, ложку,
И большую поварёшку. 
(загибают поочерёдно пальцы)
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали –
Так мы маме помогали. 
(загибают поочерёдно пальчики)

Тема «Одежда»
«Стирка»

Раз, два, три, четыре, пять Последовательно соединяют пальцы одной
Будем вещи мы стирать 
руки с пальцами другой.
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки,
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. 
Кулачки имитируют стирку.
Тема «Обувь»
«Сколько обуви у нас»

Посчитаем в первый раз Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви а нас и удары кулачками по столу.
Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви загибают
Для Наташки и Серёжки, по одному пальчику, начиная с большого.
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

Тема «Игрушки»
«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: Попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачки друг о друга Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках.
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран -
Настоящий великан.
Сколько вместе? 
Попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачки друг о друга

Тема «Зима»
«Белый пух»

Сыплет белый, снежный пух Плавно опускаем кисти рук сверху вниз. Устилает всё вокруг Разводим руки в разные стороны.
Пух на шапках, 
Показываем названные вещи,
Пух на шубках 
или поочерёдно загибаем пальцы.
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно – ух! 
Щекочем себя и встряхиваем.
Кто щекочет? – пух! 
Ладошки перед собой, дуем на них

«Зима»

Пришла зима,                                        трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.                                   
пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,                                      
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.                                      
ладошкой массажируем кончик носа 
Снег,                                                    
плавные движения ладонями
Сугробы,                                              
кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.                                                
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!                     
обе руки протянуть вперед

Тема «Зимующие птицы»
«Снегири»

За углом для птиц новинка Шагают пальцами по столу

Там столовая «Рябинка»

Погляди-ка, детвора Сжимаем и разжимаем кулачки

Взошла красная заря

Снегири, скорей проснитесь, Открываем клювики.

И рябинкой угоститесь «Клюют» пальцы в щепотке.

Тема «Новогодний калейдоскоп»
«Ёлочка»

Ёлка быстро получается, Ладони от себя, пальчики пропускают между собой

Если пальчики сцепляются (ладони под углом друг к другу).

Локотки ты подними Пальчики выставляются вперёд

Пальчики ты разведи. Локти к туловищу не прижаты

«Дед Мороз»

Этот пальчик - Дед Мороз Дети сжимают руки в кулачки

У него есть красный нос Выставив вперёд большие пальцы.

Есть седая борода Поочерёдно отгибают указательные, средние

Очень ждём его всегда пальцы.

Со Снегуркой он придёт Хлопают в ладоши

И подарки принесёт.

Тема «Зимние забавы»

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры.

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают пальцы)
Мы во двор пришли гулять (шагают на месте)
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в лесу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли. 
(поочерёдно загибают пальчики)
Тема «Животные жарких стран»
Я по Африке гулял 
Ходим по столу указательными и средними пальцами обеих рук
И зверей там повидал:
Длинношеего жирафа, 
Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем
Высотою, аж в три шкафа, 
вверх
Черепаху, тигра, льва. Попеременно соединяем с большими пальцами, все пальцы,
И огромного слона 
начиная с мизинца.

Тема «Животные Севера»

«Пингвин»
На льдине жил один пингвин 
Левая рука ладонью вверх,
Гулял по льдине он один Указательный палец правой руки на ладони
Скучал пингвин, грустил пингвин
Среди снегов и белых льдин
А был бы у него дружок
, поставить на ладонь второй палец – средний
Не так бы был он одинок

Тема «Город мастеров»
«Колечки»

Большой палец правой руки поочерёдно с каждым пальцем образует колечко. Упражнение выполняется поочерёдно на правой, потом на левой, а также на двух руках одновременно. Как усложнение задания можно построить цепочку из колец сразу двумя руками.

Тема «Мебель»
«Мебельный магазин»

Эту мебель мы купили Ребёнок ритмично сжимает и разжимает пальцы рук
С папой вместе в магазине
Это стул – на нём сидят, 
загибает или разгибает пальцы на руках
Это стол – за ним едят,
На диване – отдыхают,
Книги умные читают.
На кровати крепко спят.
Вещи все в шкафах хранят
Эту мебель мы купили 
ритмично произносят текст
С папой вместе в магазине. 
сжимает и разжимает пальцы рук

Тема «Наши защитники»
Ребёнок сжимает в руке эспандер кистевой,( мячик резиновый, грушу от пульверизатора или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжимание - на ударные слоги.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее.

Эти пальцы – все бойцы
Удалые молодцы 
(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых. 
(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)
Два гвардейца – храбреца (приподнять 2 указательных пальца)
Два сметливых молодца (приподнять 2 средних пальца)
Два героя безымянных
Но в работе очень славных 
(приподнять 2 безымянных пальца)
Два мизинца – коротышки
Очень славные мальчишки. 
(приподнять 2 мизинца)

Тема «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Пальцы сжать в кулак, поочерёдно разгибать,
Этот пальчик – бабушка, начиная с большого, сжать – разжать пальцы
Этот пальчик – папочка, в кулак несколько раз.
Этот пальчик – мамочка.
Ну, а это я!
Вот и вся моя семья!

«Моя семья»

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама
, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, 
сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.

И у нас раздела нет.

Тема «Женский день»

Натяните верёвку на уровне плеч ребёнка и дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку.

«Мама»

Много мам на белом свете,
Все их любят очень дети! 
(хлопок, кулачок)
Журналист и инженер,
Повар и милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель – 
(поочерёдно загибать пальчики)
Мамы разные нужны, Мамы разные важны! (сжимать, разжимать кулачки)

Тема «Транспорт»

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог:
Автобус, троллейбус, машина, трамвай -
О них ты на улице не забывай (
смена рук).
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда

«Садись-ка, пальчик в вертолет»

Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну а с этим малышком 
Произносим слова и поочерёдно
В зоопарк пойдём пешком загибаем пальчики.
Тема «Правила уличного движения»

«Ходим» пальцами (указательным и средним) по «зебре» пешеходного перехода на ударные слоги:
Нас с тобой переведёт
Пешеходный переход.
Ребёнок выполняет это движение сначала одной рукой, потом двумя - одновременно

Тема «Весна»
«Веснянка»

Солнышко, золотое донышко пальчики по два раза касаются большого пальца
Гори, ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей 
указательным и средним пальцами бегают по столу. Прилетели сто грачей скрещивают кисти и изображают машущие крылья.
А сугробы тают работают кистями, сжимая кулачки.
Цветочки подрастают 
трясут пальцами над головой.

Тема «Мой дом. Мой город»

Я хочу построить дом руки сложить домиком и поднять над головой
Чтоб окошко было в нём, пальчики обеих рук соединить в кружок
Чтоб у дома дверь была, ладошки рук соединяем вместе вертикально
Рядом чтоб сосна росла одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчик
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

«Строим дом»

Тук, тук молотком,  Стучим кулачками друг о друга.
Строим, строим новый дом. 
Этот дом — для Маши,  
Показываем пальчики (по одному) на обеих руках.
Этот дом — для Саши, 
Этот дом — для Даши, 
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи, 
Сжимаем пальчики на обеих руках.
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

Тема «Части тела и лица»

Здесь требуется только чёткое указание ребёнком на упоминаемую в стихотворении часть тела:
Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос, и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот, что знаем мы с тобой.

«Помощники»

Вот помощники мои, Выполнять движения пальцами в соответствии
Как их хочешь поверни. с содержанием стихотворения.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть. 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять, Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые догонять, Ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики бегом, Движения средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые пешком, Медленные движения безымянных пальцев по столу.
Пятый пальчик поскакал Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.
И в конце пути упал. Стук кулаками по поверхности стола.

Тема «Перелётные птицы»

Тили – тели, тили – тели
С юга птицы прилетели. 
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. Прилетел к нам скворушко Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, Серенькое пёрышко, начиная с пальцев левой руки.
Жаворонок , соловей
Торопились : кто скорей.
Цапля, лебедь, утка стриж,
Аист, ласточка и чиж 
Снова, скрестив большие пальцы помахать ладошками Все вернулись, прилетели, Указательным и большим пальцами показать, как Песни звонкие запели. поёт птица.

«Скворушко»

На берёзе скворушка –
Пёстренькие пёрышки.
Строит ласточка свой дом
Прямо над моим окном.
У грачихи пять грачат,
Громче всех они кричат.
Аист свил гнездо на крыше
Он всех видит, он всех слышит.
Стрижи над речкою кружат
Со стайкой маленьких стрижат. 
поочерёдно загибать пальчики

Тема «Волшебница вода»
«Рыбки»

Рыбка плавает в водице Сложенными вместе ладонями дети изображают,
Рыбке весело играть как плывёт рыбка.
Рыбка, рыбка – озорница 
Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Снова изображают, как плывёт рыбка.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательные движения обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
. Снова «плывут».

«Рыбки»

Выполнение действий по тексту.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

«Рыбки»

На закате дремлет пруд. (руки кладут под щёку)
По воде круги плывут – (рисуют руками круг)
Это маленькие рыбки (складывают руки вместе и делают «рыбку») Разыгрались там и тут. (сжимают и разжимают пальцы)

Тема «Первоцветы»
«Наши алые цветки»

Наши алые цветки ладони соединены лодочкой перед собой.
Распускают лепестки 
по очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны,
запястья оставить соединёнными.

Ветерок чуть дышит 
подуть на руки – «цветки»
Лепестки колышет. подвигать пальцами вперёд – назад.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки 
по очереди сложить пальцы лодочкой.
Головой качают, 
покачать ладонями вправо – влево.
Тихо засыпают. положить голову на сложенные ладошки.

"Цветок"

Вырос высокий цветок на поляне, запястья соединить, ладони развести в стороны,
пальцы слегка округлить
Утром весенним раскрыл лепестки. развести пальцы рук

Всем лепесткам красоту и питанье ритмично двигать пальцами вместе-врозь
Дружно дают под землей корешки. 
ладони опустить вниз, тыльной стороной

прижать друг к другу, пальцы развести

Тема «Насекомые»
«Насекомые»

Прилетела к нам вчера машут ладошками.
Полосатая пчела. на каждое насекомое загибают пальчик.
А за нею шмель – шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. 
Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам. Пожужжали, полетали
От усталости упали. 
Роняют ладони на стол.

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены
И усами шевелит в стороны, ребёнок шевелит ими.

              «Насекомые»

На ромашке – две букашки, руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять

пальцы рук

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела, пальцы одной руки в кулаке, круговые движения

указательного пальца – пчела жужжит
Собирает мед она.  







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...