Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
материал (средняя группа)

Глитняк Ирина Николаевна

"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...

Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина"

В.Сухомлимский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_glitnyak_in.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида

Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год

по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Глитняк И.Н.

Г.о.г.Шахунья

2021г.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский.   

Пояснительная записка

Работая с детьми, заметила, что дети очень плохо разговаривают. А ведь за речью детей важно следить с дошкольного возраста. Поэтому, для развития речи детей, решила использовать русский народный фольклор, который затрагивает интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, это – детский фольклор. Слово «фольклор» будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость». Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.

Дошкольный период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих детей, которые наполняют жизнь ребёнка светом добра, ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт. А для того, чтобы духовно обогатить среду ребёнка, нам поможет поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передаёт народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки. 

Детский фольклор даёт возможность уже на дошкольном этапе жизни детей приобщать их к народной поэзии. Благодаря этому на материале детского фольклора у детей формируется готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Актуальность

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают все стихотворение, тем самым обогащая свою речь. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Дата начала  работы над темой: сентябрь 2020 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.

Цель программы: использование произведений русского народного творчества, как возможность развития речи детей среднего дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники для подбора оптимальных методик влияния устного народного творчества на развитие речи детей;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
  • Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
  • Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами театра, иллюстрациями, масками;
  • Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми среднего дошкольного возраста;

Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов:

  • Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме;
  • Анализ детской литературы (устное народное творчество) для занятий по развитию речи.

Основные направления реализации программы саморазвития педагога- саморазвитие по теме:

1.Взаимодействие с детьми в процессе апробации материалов;

2.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы;

3.Взаимодействие с педагогами.

Методическая работа:

  • Выбор и определение темы самообразования.                                                                              
  • Планирование работы по теме самообразования.                                                                      
  • Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, изучение опыта педагогов на интернет сайтах.            
  • Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.                                                                                                          
  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.                                                                                                                                  
  • Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов.                                    
  • Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме.                                                          
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр)

Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.

Изучила и использовала в работе следующую методическую и нормативную литературу:

  • «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
  • Основную общеобразовательную программу муниципального дошкольного образовательного учреждения №41, основанной на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников / М.М. Алексеева. - М., 2006.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г. Арушанова. - М., 2005.

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М., 1966.

4. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе/ А.М. Богуш. - Киев: Рад. школа, 1984. - 175 с.

5. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н. Бавыкина. - Комсомольск-на Амуре, 1996.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. - 255 с.

8. Бугреева М.Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 1955. - №2. - С. 22-26.

9. Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1994, - 129 с.

10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.

Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.

Мною была предусмотрена и реализовалась система мер по обогащению словаря дошкольников; определены формы работы с детьми, педагогами, родителями для улучшения учебно-воспитательной и просветительской деятельности в группе.

План мероприятий реализации практической части

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь

Показ настольного театра по сказке «Курочка ряба».

 

Разучивание и проговаривание потешек.

 

Применение потешек в режимных моментах.

 

Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

 

Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

 

Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

 

Консультация «Потешки в помощь маме».

 

октябрь

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

 

Досуг «Вечер загадок».

Консультация для воспитателей  «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

 

Рекомендации «Активизация словарного запаса ребенка 3-4 лет. Игры с загадками».

 

Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольника»

ноябрь

Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок»,  «Репка»

 

Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»

 

Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

 

Консультация «Как организовать домашний театр».

 

Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки».

 

 

Папка-передвижка «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей»

декабрь

Хороводы, народные подвижные игры.

 

 Просмотр кукольного театра по русской  народной сказке «Заюшкина избушка».

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».

«Роль родителей в возрождении русских традиций»

 

Консультация для родителей «Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм»

январь

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)

 

«Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование.

Знакомство с театром на руке.

 

Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

 

Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

 

Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»

 

февраль

Разучивание песен и стихов про Масленицу.

 

Знакомство с пословицами, чисто говорками и поговорками.

 

«Веселые считалочки»

 

Советы родителям

«Фольклор в развитии речи детей»

 

 

Рекомендации «Использование чисто говорок и скороговорок для развития голосового аппарата, закрепления

звукопроизношения».

 

Папка – передвижка «Волшебный мир считалки»

 

март

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

 

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

Выступление по теме:

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

 

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

 

Рекомендации для родителей

«Разговорчивые игры»

апрель

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

 

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

 

Консультация: «Почитай мне сказку, мама»

 

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

 

май

Игры-драматизации по знакомым сказкам.

Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

 

Самоанализ плана самообразования»

Конкурс поделок «В гостях у сказки».

 

 

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

 

Какой предполагается результат и форма его представления

  • Сформировался у детей интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  • Словарь детей обогатился новыми словами, оборотами, выражениями в соответствии с темой.
  • Воспитанники приобретали навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  • Сформировалось положительное отношение к режимным моментам.
  • Родители с пониманием отнеслись к использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  • У родителей повысился общий культурный уровень

Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Главная задача педагога, это использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Ведь мы хорошо понимаем, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Считаю, что если использовать устное народное творчество с современными методиками обучения, то обогатится словарь, улучшится речь ребенка, повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Литература:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985..

 

Изучение методических публикаций в сети ИНТЕРНЕТ на сайтах www.jandekx.ru., «www. mail. ru», «www.5ballow.ru», www,ramвler.ru, «www,allbest.ru», портал «Сеть творческих учителей», сайты «Солнышко», «Теремок», интернет –проект «МААМ. RU», «Calamo», «Талантоха», МО учителей «Логос», «Учебно-методический кабинет», «Сообщество творческих педагогов» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»            В младшем дошкольном воз...

Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Устное народное творчество является эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинског...

«Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»     Устное народное творчество является эффективным средством развития речи дошко...