Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Савельева Ольга Геннадьевна

Устное народное творчество является эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь».

     Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

     Для развития речи детей используются разные жанры малого фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx307.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

 

     Устное народное творчество является эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь».

     Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

     Для развития речи детей используются разные жанры малого фольклора.

     Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек, используется подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.

     Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.

     Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении.

     Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста.

     С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

     Для формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста существует  комплекс упражнений, речевым материалом для которого служат произведения малых форм фольклора. Комплекс включает 5 групп упражнений:

  1. Упражнения на отработку дикции – заучивание скороговорок; использование мнемотехники.
  2. Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса – колыбельные песни, потешки, прибаутки.
  3. Упражнения на совершенствование темпа речи – потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.
  4. Упражнения на совершенствование тембра голоса – прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.
  5. Упражнения на совершенствование мелодики речи, ее интонационной выразительности – пословицы, небылицы.

     При проговаривании всех фольклорных произведений необходимо понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи взрослого, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.

     Педагогическая работа по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества легли следующие дидактические принципы:

  1. интеграции фольклора с различными формами деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность, игры, досуг, прогулки, отдельные режимные моменты);
  2. активного включения детей в разнообразные виды деятельности: игровую, двигательную, речевую, художественно-творческую, музыкальную, театрализованную);
  3. принцип индивидуального подхода к детям, учета их предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития речи;
  4. принцип наглядности (использование яркого, занимательного и доступного пониманию детей наглядного материала – иллюстраций и картинок к произведениям устного народного творчества, мнемотаблиц – для их заучивания, атрибутов театрализованных игр).

    В работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества используются различные методы:

  • наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);
  • словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;
  • игровые методы;
  • игры с пальчиками;
  • ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения;
  • имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений);
  • метод ассоциаций при использовании загадок;

     Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.

     Таким образом, успешному развитию речи детей дошкольного возраста способствуют следующие условия:

  • подбор произведений устного народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами детей;
  • следование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества;
  • использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора.

     Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.

Роль устного народного творчества в формировании моральных качеств детей  дошкольного возраста - online presentation

Жанры устного народного творчества - online presentation

Виды малых жанров устного народного творчества.

Многое довелось испытать в многотрудной своей истории русскому человеку. Умел он и любую беду осилить преодолеть невыносимые тяготы, умел и повеселиться, а если надо высмеять метким словом человеческие пороки. Таков уж национальный характер. А сколько сказок, скороговорок, загадок, считалок, потешек, пестушек, молчанок, мирилок бесценной фольклорной радугой ведут нас по дорогам жизни, начиная с первой колыбельной песни.

Колыбельные песни – в народе зовут байками. Это название произошло из глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили неслучайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня» – говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив,  звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Пестушки. В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенцев в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А вот ножки ходунушки,

А ручки хватунушки,

А в головушку разумок.

Потешки.  Пестушки незаметно переходят в потешки-песенки сопровождающие игры ребенка с пальцами. Ручками и ножками (известные «Ладушки», «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока, покормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:

Зачем дров не колол,

Воды не носил?

Этот мотив охотно развивают:

А ты бедный младенец (маленький).

Ты, коротенец (короткий),

По воду ходи, баньку топи, ребят мой, телят корми…

Прибаутки. Детям, в первые годы их жизни, матери и няньки пели песенки более и более сложного содержания, уже не связанные с какой либо игрой. Все  эти разнообразные песни можно определить одним термином –

«прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о Курочке Рябе, что «просо сеяла, горох веяла».

Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие, это в полной мере отвечает активной натуре ребенка:

Дон, дон, дон,

Загорелся Кошкин дом,

Бежит курица с ведром -

Заливает Кошкин дом!

Прибауткам свойствен сюжет, но малыш не способен на долгое внимание – и они ограничиваются передачей одного эпизода.

Далее следует группа произведений, которые некогда  принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев  изменения, перешли к детям, это заклички, игровые припевы, приговоры.

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам. Это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором. Помимо закличек ребенок в крестьянской семье знал различные приговорки. Чаще всего их произносит  каждый поодиночке. Это обращение к улитке, маленьким жучкам, мыши: подражание  птичьим голосам. Песенные заклички  и словесные приговорки преисполнены веры во всемогущие – то губительные, то благотворные силы земли, неба и воды; произнесение их приобщало крестьянских детей к жизни и труду взрослых.

Уж дождь дождем,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш Ячмень.

Или:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети!

Радуга-дуга,

Перебей дождя.

Заклички и приговорки принято объединять в один отдел – календарный детский фольклор. Этим термином подчеркивается связь закличек и приговорок со временем года, погодой, праздником, всем строем жизни и бытом деревни.

Игровые припевы и приговоры. Не менее древние, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут, определять последствия при нарушении этих условий.

Игры поражают сходством с серьезными занятиями жизни: охотой, жатвой, посевом льна. Точное воспроизведение быта и серьезных жизненных дел в их строгой последовательности имело цель путем многократного повторения игровых действий с малых лет привить ребенку уважение к существующему порядку вещей и обычаям, научить его правилам поведения. Игра – это подготовка к жизненной         борьбе и труду. Сами названия игр –

«Волк и гуси», «Медведь в бору», «Волк и овцы», «Коршун» – говорят о связи игр с бытом и жизни сельского населения.

Детский фольклор – своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о жеребьевых скороговорках, считалках, дразнилках  во всех их разновидностях. Эти виды творчества открывают широкий простор для импровизации и выдумки, особенно это касается жеребьевых скороговорок и пересчетов-считалок, составляющих детских игр.

Пословицы и поговорки. Освоение ребенком речи во всем её богатстве, красочности, немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается, прежде всего, смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью:

«Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь».

«Береги нос в большой мороз».

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но их обобщающий характер, в какой-то мере, доступен его понимания. Более общий переносный смысл становиться понятен детям лишь с возрастом.

Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления и дает ему выразительную эмоциональную оценку:

«Надоел как горькая редька».

«Свалился как снег на голову».

Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и взрослый должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира: «Черненькая собачка, свернувшись, лежит – не лает, не кусает, а в дом не пускает». Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны.

Вот и получается, что в каждой группе, в каждом жанре фольклорных произведений отразилась какая-то сторона народной жизни, народного ума, души, жизненного опыта. И поэтому, чтобы хорошо знать и понимать историю своего народа, надо знать и фольклор. Но произведения народного творчества - это не просто материал для изучения народной жизни: это еще и произведение искусства. Мы ценим фольклор не только за то, о чем он рассказывает, но и за то, как он это делает.

Колыбельные:

Спи, мой мальчик!
Спи, мой милый,
Спи, мой мальчик!
Закрывай глаза, мой сладкий!
Спит в твоей коляске зайчик,
Прилегла в углу лошадка.
На диване дремлет мишка,
Подложив под ухо лапу.
Кошка спит, заснули мышки,
Видит сон десятый папа.
Спит подушка на постели,
Засыпает одеяло.
Не качаются качели,
Солнце спит – оно устало.
Все уснуло на планете –
Реки, горы, звери, птицы.
Спят и взрослые, и дети…
Почему ж теб

Баю-баюшки-баю!
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.

Баю-баюшки-баю!
Баю Лизоньку мою,
Когда вырастешь большая,
Будешь в школу ты ходить,
Будешь в школу ты ходить,
Книжки в сумоч

Потешки:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ой, лады,лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

А причёсывая ребёнка (девочку)можно сказать и так:

Чешу, чешу волосыньки,

Расчёсываю косыньки!

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса.

А вечером перед сном, укладывая ребёнка, расскажите ему такую потешку:

Наступает ночка,

Ты устала, дочка,

Ждёт тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

Песенки, потешки, заклички для детей

-

Пальчик

мальчик, где ты был?

Пальчик

мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Как у нашего кота

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(загибаем пальчики)

Лисичке

-

сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

***

Ай качи качи качи

Ай качи качи качи

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

В пылу с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися бараночки

***

Дождик

дождик пуще

Дождик дождик пуще

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

Радуга

дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка

колоколнышка.

Дождик дождик пуще

Дам тебе гущи,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку.

Солнышко

ведрышко,

Выгляни

в окошечко

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Дождик дождик веселей,

Капай капай не жалей,

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле гпуще,

Станет травка гуще.

***

Заинька попляши

Заинька, походи,

Серенький, походи.

Вот так

этак походи.

Вот так

этак походи.

Заинька, покружись,

Серенький, покружись.

Вот так

этак покружись.

Вот так

этак покружись.

Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой.

Вот так

этак топни ножкой,

Вот так

этак топни ножкой.

Заинька, попляши

Серенький, попляши.

Серенький попляши

Вот так

этак попляши,

Вот так

этак попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись.

Вот так

этак поклонись,

Вот так

этак поклонись.

Чики чики чикалочки

Чики чики чикалочки

Едет

гусь на палочке,

Удочка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Чики чики чикалочки

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке,

Щелкает орешки.

***

Ночь пришла, темноту привела

Ночь пришла, Темноту привела,

Задремал

петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Засыпай,

Баю

бай

.***

Сорока, сорока...

Сорока, сорока!

Где была?

Далѐко!

Печку топила,

кашу варила,

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала: он по воду

Не ходил, дрова не рубил,

Печку не топил, кашу не варил.

Еду

еду к бабе, к деду

Еду

еду к бабе, к д

еду

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дороженьке,

На одной ноженьке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,

Всѐ прямо и прямо,

А потом вдруг... в яму

Бух!

***

Радуга

дуга

Радуга

дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка

колоколнышка.

***

Божья коровка

Божья коровка,

Черная головка.

Полети на небо,

Принеси нам хлеба.

Черного и белого,

Только не горелого.

***

На улице три курицы

На улице три курицы

С петухом дерутся.

В окошко три девицы

Смотрят и смеются

«Кыш! Кыш! Ха

ха-ха!

Пожалейте петуха!»

Тили-бом! Тили-бом!

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливает кошкин дом,

А лошадка–

с фонарем,

А собачка-

с помелом,

Серый заюшк

а с листом

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

***

Тень тень потетень

Тень тень потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса,

Всему свету я краса.

Похвалялся зайка,

Поди догоняй кА.

Похвалялися ежи,

У нас шубы хороши.

Похвалялись блохи,

И у нас неплохи

Похвалялся медведь,

Могу песни я петь.

Похвалялася коза,

Всем я выколю глаза.

***

Курочка-рябушечка-

Курочка-рябушечка,

Куда пошла?-На речку.-

Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?-За водичкой.-

Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?-Цыпляточек поить.-

Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?-Пи-пи-пи-пи-пи

Кисонька-мурысонька—

Кисонька-мурысонька,

Ты где была?—На мельнице.—

Кисонька мурысонька,

Что там делала?—Муку молола.—

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?—Прянички.—

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?—Одна.—

Не ешь одна! Не ешь одна!

Жили у бабуси      

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый,

Другой белый–

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый,

Другой белый–

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый–Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один серый,

Другой белый–

Кланялись бабусе.

***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»            В младшем дошкольном воз...

Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

quot;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...

«Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»     Устное народное творчество является эффективным средством развития речи дошко...