Конспект образовательного мероприятия Взгляни на мир – кончиками пальцев
план-конспект занятия

Валентина Петровна Вдовенко

Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательного мероприятия

социально-коммуникативной направленности

по воспитанию толерантного отношения

к людям с ограниченными возможностями здоровья

«Взгляни на мир – кончиками пальцев»

с детьми группы комбинированной направленности № 1 (5-6 лет).

Подготовила: Вдовенко В.П.,

социальный педагог

МАДОУ «Волшебница», 2021 год

Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.

Задачи:

образовательные:

  1. расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья – слабовидящие, незрячие;
  2. познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;
  3. подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к слабовидящим, незрячим людям.

развивающие:

  1. развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через игровую ситуацию «Слепой и поводырь»;
  2. развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти посредством игр «Узнай на ощупь», «Магазин» и ознакомление с буквами из шрифта для незрячих людей.
  3. пополнять, уточнять и активизировать словарный запас.

воспитательные:

  1. формировать доброжелательное отношение к слабовидящим, незрячим людям, стремление им помогать;  
  2. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Оборудование:колибри,мультимедийная презентация «о детях с ОВЗ»,набор муляжей «Овощи-фрукты» и «Чудесный мешочек», повязки  для глаз, 2 корзинки, поднос,2-3 длинные веревки, тарелочки для шрифта Брайеля,«чудесный мешочек»,буквы из  пластилина – шрифт для незрячих людей,условные знаки о доброте, ОТГАДКИ, тренажер для зрения

Предварительная работа:

- чтение сказок для детей В.Г. Сутеева и рассказов о доброте В. Осеева, рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».

- беседы о добре и зле: «Доктор Айболит» (доктор лечит больных зверей), сказка«Мешок яблок» (заяц раздал яблоки всем зверям, а себе ни одного не оставил), «Дед Мазай и зайцы» (Дед Мазай спас тонущих зайцев), «Котёнок» (мальчик спас от собак котенка).

Ход:

  1. Организационный момент.

Педагог: «Здравствуйте», ребята! (Дети здороваются).

Вы когда-нибудь задумывались, почему люди при встрече говорят друг другу «здравствуйте»? (ответы детей)

П:Вслушайтесь в это слово  (произносит по слогам) «здрав-ствуй-те». Оно означает, что вы желаете человеку здоровья, ведь здоровье, это самое дорогое в жизни каждого.

Но бывает так, что людям его не хватает, по разным причинам кто-то не может ходить, кто-то сидеть, у кого-то не двигаются руки…

Таких людей называют «люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, «особенные люди».

Сегодня мы будем говорить о таких особенных людях. Кто же они, люди с ограниченными возможностями, и чем отличаются от всех остальных, мы сегодня узнаем.

(Дети проходят и садятся на свои места)

П: Инвалиды – это те же люди, только самые ранимые, самые чувствительные, самые слабые и самые беспомощные. Им очень непросто жить нормальной, полноценной жизнью.

П: Послушайте загадку: мои главные помощники просыпаются вместе со мной. Они помогают мне увидеть все вокруг: и время года, и погоду, игрушки в комнате, и посмотреть мультфильмы по телевизору. Вы догадались, о чем я говорю? Как называют людей, которые плохо видят?

Дети:(ответы детей)

На экране колибри высвечивается

1 слайд

«Больница»

- Ребята, посмотрите, куда нас приглашает доктор Пилюлькин? (В больницу).

2 слайд

«Дверь Доктора, проверяющего зрение»

Посмотрите, к какому врачу на прием мы сегодня отправимся? (Если дети не могут ответить, то воспитатель сам сообщает детям). Мы сегодня идем на прием к врачу-офтальмологу. Кто знает, лечением какого органа занимается офтальмолог? (Глаз, зрения). Почему люди обращаются к врачу офтальмологу? (Они плохо видят.Им прописывают очки, лекарства для лечения зрения). Среди окружающих нас людей тоже есть люди с плохим зрением. Они носят очки.  Как называют людей, которые плохо видят? (Очкарики.Плоховидящие). Очкарики – это обидное прозвище, не стоит так называть людей с плохим зрением. Правильнее их назвать слабовидящие. Среди окружающих нас людей встречаются и люди совсем ничего не видящие или незрячие. Закройте глаза. Что вы видите? Какие чувства испытываете? (Ничего. Темно. Страшно). Да, ребята, вы не видите своих товарищей, игрушек, книжек. Вокруг вас только темнота. И даже страшно стало.  Откройте глаза.  О не зрячих людях говорят «Они видят мир сердцем»; «Их пальцы – их зрение».

  1. Основная часть.

Тяжело жить слепым людям. С  какими трудностями они сталкиваются ежедневно, мы постараемся сейчас узнать. Для этого нам необходимо с завязанными глазами узнать на ощупь вещь, предмет. (Дети помогают воспитателю завязывать глаза).

Игра «Чудесный мешочек»

Загадки

  1. Круглый, гладкий, без углов

Целый день скакать готов.                  (мяч)

  1. Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.           (гриб)

  1. Два конца, два  кольца,

А посередине гвоздик.                         (ножницы)

  1. Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят  в глазах жука

Два блестящих огонька.              (машина)

  1. Она совсем не большая,

Сахар в чашке я ею мешаю.                 (ложка)

  1. Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не  человек, а рассказывает.      (книга)

  1. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.                          (матрешка)

  1. Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведет ее пилот.

Что за птица?      (самолет)

  1. С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня…          (расческа)

Отгадки  дети  находят  на  ощупь.

П: Трудно было угадывать? Да, нет.

Почему тебе было трудно угадать? (Ничего не было видно, Я не знал(а) что выбираю.)

А тебе легко?  (Я узнал по форме.)

Да, я согласна с теми ребятами, которым было легко узнать предмет, потому что вы узнали отгадку, представили вещь, и согласна с теми, которым было трудно, они ответственно подошли к заданию и очень боялись ошибиться.

ФИЗМИНУТКА. «Гимнастика для глаз «Тренажер Базарного В.Ф.»

П: А теперь мне нужны два добровольца, с которыми мы поиграем в игру «Магазин».(На отдельном столе разложены муляжи фруктов и овощей, желательно с мягкой шероховатой текстурой.Корзинки).

Вы сейчас отправитесь в магазин «Фрукты-овощи». Тебе (имя ребенка) мама поручила купить фрукты, а тебе (имя ребенка)  – овощи. Но покупать вы их будете с завязанными глазами. Основное правило игры: детям, сидящим на стульях не подсказывать. (Воспитатель завязывает глаза детям и по одному отводит их за руку к столу.Игра начинается по команде).

П: Молодцы, выполнили поручение мамы, давайте проверим содержимое ваших корзинок. Сначала проверим у тебя (имя ребенка). Ребенок поочередно достает из корзины муляжи  проговаривает, что он не правильно купил. (Аналогично проверяют вторую корзину).

Ребята, почему же ошиблись (имена детей)?

Дети:Им ничего не было видно, и никто им не подсказал.

Правильно ребята ответили? Расскажите, что вы чувствовали, когда выбирали фрукты, овощи. (После ответов детей приободрить их, сказать, что и другие дети, да и сам воспитатель ошибся бы, похвалить за смелость.Отметить, что с остальные дети поиграют позже.)

П: Мы обыграли ситуацию, в которой человек ничего не видит. Теперь представляете себе, как трудно приходится слепому человеку, такие люди очень нуждаются в вашей помощи.

Так с какими еще трудностями сталкиваются незрячие люди?

Дети:Умение выбирать продукты. Им ничего не видно, они могут перепутать все и купить не то, что нужно. А еще их нужно в магазин отвести, потому что им не видно дороги,можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке.

(Если дети не скажут о необходимости сопровождения незрячих людей, то педагог проговаривает сам).

3 слайд

показывающий переход дороги незрячим человеком (дорожный знак с сигналом)

Для слабовидящих и незрячих людей  на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак,  предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход.

Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.

4 слайд

«Собака-поводырь»

А еще специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют собак-поводырей, которые везде их сопровождают и  служат для них глазами.

П: Ребята, давайте вспомним, как мы разбивались на пары и поиграем в игру «Слепой и поводырь».

(На свободном пространстве группы раскладываются 2-3 длинные веревки).

Помогите друзьям завязать глаза – они будут незрячие люди, а вы – поводыри. Вы должны провести своих товарищей по веревке так, чтобы они не оступились и вовремя поворачивали на поворотах. Аккуратно проведите своих товарищей к веревкам и начинайте движение.

(Педагог следит за ходом игры, помогает и регулирует движение детей.За тем дети меняются местами).

П: Что вы испытывали, когда были поводырями? (Боялись, что дети оступятся, упадут).

А когда были незрячими людьми? (Было страшно, не знал(а) куда идти).

Вот поэтому так важно быть внимательными и понимать трудности, с которыми сталкиваются слабовидящие или незрячие люди.

(Дети садятся на стульчики).

5 слайд

«Девочка читает книжку»

П: Посмотрите, что делает девочка? Читает, думает, смотрит на кого-то, … На самом деле девочка читает, только для незрячих людей печатаются специальные книги. Вместо букв в таких книгах – выпуклые точечки, которые можно почувствовать пальцами.

6 слайд

«Шрифт для книг незрячих людей)

Посмотрите, каждой букве соответствует определенное количество точек и расположены они по-разному.

(Дети рассматривают его).

П: А теперь я хочу вам показать несколько таких букв.

(Подходят к столу, где находятся тарелочки и буквы).

П: Потрогайте их, какие они выпуклые, незрячему человеку удобно их различать и читать.

7 слайд

«Ребенок в наушниках»

А еще незрячие люди пользуются компьютерами, для этого существуют определенные голосовые программы, рассказывающие обо всем, что появляется на экране. Можно слушать, учиться и работать.

П: Скажите, а вы можете слушать книжки на дисках? (Да.У меня есть…)

Замечательно, наверное, такие же сказки слушают и незрячие дети.  

8 слайд

«Закрытая дверь»

Вот и закончилось наше посещение офтальмолога с доктором Пилюлькиным.

  1. Рефлексия.

Вспомните, у какого врача мы сегодня были на приеме? О каких людях, живущих рядом с нами, беседовали. Что вы можете рассказать о них? (педагог, выслушивая ответы детей, наводящими вопросами, наталкивает их на более полные ответы, отражающие и трудности с которыми встречаются незрячие люди, и то, как им можно помочь).

Вот как много вы узнали о слабовидящих или незрячих людях, которые живут рядом с нами, ходят по улицам, читают книги, учатся, ходят по магазинам. Если вам в жизни когда-то придется встретить таких детей, не проходите мимо – помогите им! Будьте милосердны!

П:Милосердие – этомилость сердца, готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду, это помощь слабым, больным и старым.

Скажите, каких героев книг или мультфильмов вы знаете, которые на ваш взгляд, проявили милосердие?

Дети: «Доктор Айболит» (доктор лечит больных зверей),сказка «Мешок яблок» (заяц раздал яблоки всем зверям, а себе ни одного не оставил), «Дед Мазай и зайцы» (Дед Мазай спас тонущих зайцев), «Котёнок» (мальчик спас от собак котенка).

П: Незрячие люди участвуют в общественной жизни, занимаются спортом (российские незрячие спортсмены завоевали много медалей на параолимпийских играх), они учатся в школах и в высших учебных заведениях, играют в театре, на музыкальных инструментах, исполняют песни, читают стихи.

П: Такое доброе и заботливое отношение называется – ТОЛЕРАНТНОСТЬ!

Игра «Что значит быть добрым?»

Давайте обозначим, что такое доброта условными знаками.

(Дети на мольберте выкладывают условные знаки и говорят их обозначение)

- Сердце – доброе отношение к близким;

- Кошка – доброе отношение к животным;

- Цветок – доброе отношение к растениям;

- Человек – доброе отношение к людям, друзьям.

П: Доброта живет в наших сердцах, наших словах, наших делах и поступках! Давайте покажем нашим гостям, как вы умеете приветствовать друг друга.

Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с незрячими людьми о том,  что им нужна наша помощь. Мне очень понравилось……, особенно… (Педагог дает оценку деятельности детей). Молодцы, спасибо. За хорошую работу я вам на память дарю «Значки доброты».

Использованная литература:

  1. Кравцова А.М. Познакомься – другом стань / А. М. Кравцова, А. В. Кукуруза // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2010. - № 1. – вкладыш «Мы вместе».
  2. Никифорова Л. А. Хотим быть добрыми / Л. А. Никифорова, В. В. Трихункова // Ребенок в детском саду. – 2008. - № 3. – С. 50-56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного мероприятия "Я и мое ИМЯ"

Правовое воспитание дошкольников:"Право на имя"....

Конспект образовательного мероприятия по развитию диалогической речи в подготовительной к школе группе "мы-друзья природы" ( Путешествие по Красной книге)

данный вид  деятельности помогает систематизировать и расширить знания детей о редких животных родного края .развивает диалогическую речь в системе ребёнок-ребёнок, развивает , укрепляет детский ...

Конспект образовательного мероприятия по теме "Золотые руки - руки не из золота"

Конспект  образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация» в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопиейЦель: формирование смысловой стороны речи.Программное содержан...

Конспект образовательного мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием набора «Робомышь» Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»

Конспектобразовательного мероприятия с детьми 5-6 лет(образовательная область «Познавательное развитие»)с использованием набора «Робомышь»Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»Цель...