Мастер-класс «Этнокультурное воспитание дошкольников»
материал

Седирова Любовь Владимировна

Мастер-класс «Этнокультурное воспитание дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_etnokulturnoe_vospitanie_doshkolnikov.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Этнокультурное воспитание дошкольников»

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с  этнокультурным воспитанием детей дошкольного возраста

  Задачи:                                                                  
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по реализации этнокультурного компонента в ДОО.                                                                    
2. Содействие формированию мотивации участников мастер-класса к применению полученных знаний в профессиональной деятельности

Ход мастер-класса

      Очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.

     Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.

     Поэтому для меня стала актуальна проблема - найти формы, средства и приемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы целесообразны и соответствовали характеру деятельности дошкольников.

    Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к образовательной деятельности и стимулирующим познавательную активность детей. Использование разнообразных форм и приёмов, делают совместную образовательную деятельность интересной, насыщенной.

    Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю  небольшой тест-упражнение, который поможет выяснить уровень вашей компетентности в вопросе этнокультурного образования. Перед каждым из вас сосуд знаний, прямо на нем обозначьте, пожалуйста, линию (уровень) компетентности по вопросу этнокультурного просвещения.

    Постарайтесь объективно подойти к оценке своих знаний. (Комментарий)

Скажите, пожалуйста, есть у кого-нибудь сосуд знаний полный? (Если полный - говорю «значит можем обмениваться опытом, у вас много информации». А если неполный - «я вижу  сосуд у вас неполный, сегодня мы постараемся пополнить сосуд»)

     Сегодня мы постараемся пополнить этот сосуд, познакомиться с некоторыми формами и приемами работы в направлении этнокультурного воспитания.

                                                                                                                                           И для этого я прошу Вас выйти в центр зала, встанем в круг, возьмемся за руки. Давайте исполним, какую-нибудь хороводную песню. Например «Во поле берёза стояла» (исполняют).

    Кто может ответить на вопрос: «Почему хороводные песни водили кругами? ( круг объединяет людей в единое целое,  видим глаза друг друга - доверие,  энергетически связаны между собой –положительные эмоции, круг –символ солнца. а солнце –это добро, тепло, свет.)

    Вывод: Хоровод - это движение рука в руку, принятие и передача силы. А учитывая тесную связь всех участников, которые создают коллективное настроение, вы зарядитесь надолго положительными потоками и обретаете новые силы.

    Следующая форма работы  это колыбельные песни. Они сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Ученые утверждают, что зачатки колыбельной песни появились еще на заре человечества, у первобытных людей. В пользу этого факта говорят герои колыбельных, такие как Дрема. Угомон, Сон, относящиеся к мифологическим существам.

    Какой же был смысл древних колыбельных песен?

Как и сейчас, колыбельные песни, по большей части, отображали внутренний мир матери ребенка, ее переживания и заботу, страхи и радости и описание того, что может увидеть ребенок вокруг себя.

    Сейчас мы попробуем с вами убаюкать младенца. Каждый исполнит куплет из колыбельной песни. Кто затрудняется, текст песни перед вами. Можете использовать.

    Колыбелька считалась сильным оберегом и отождествляли с лоном матери, из которого только что появился на свет ребенок. Саму же колыбельку делали из различных материалов. Выбор дерева падал на священные для нашего народа иву, лозу, дуб, тополь, орешник.
   Важно было и кто именно делал колыбельку для младенца. Обычно отец или близкий родственник собственноручно мастерили люльку, а мамка и бабушки делали полог, подушку и матрасик. Простыни и наволочки подушек обязательно вышивали.
   На Зыбку, так называли колыбель, обязательно делали полог. Он защищал ребёнка не только от насекомых и яркого света, но и служил преградой от тёмных сил. Часто полог-оберег, делали из старой материнской юбки, которую та носила во время беременности.
   Детскую колыбель нельзя сжигать и ломать. Тем самым собственноручно сокращаешь жизнь ребенка. Прежде чем положить в колыбель младенца, туда клали куклу- мотанку, которую делала мать в ожидании ребенка, она становилась защитницей ребенка.

    А если в доме уже были маленькие дети, при появлении младенца в колыбели им обычно говорили, что это ожила кукла-мотанка, до этого лежавшая в люльке. 
   Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Матери делали тканевых защитниц для новорожденных, чтобы защитить своих малышей от злых духов. Мотанка отвлекала внимание темных сил от ребенка, забирая весь негатив на себя и служила ему первой игрушкой. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). 

     Следующее о чем я хотела вам рассказать, это игры для самых маленьких, мама пествала своего малыша.

А давайте раскроем тайный смысл народных игр?

 «Сорока -ворона» и «Ладушки».
«Сорока-ворона»

Сорока-ворона, кашу варила

Деток кормила

Этому дала-в ложку (5-й палец)

Этому- в поварежку (4)

Этому- в горшок (3)

Этому в вершок (2)

-А ты, Пахомочек,

Мой котеночек,

Печку топи

Деток корми (1)

    На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов, то есть при массаже каждого пальца малыша, мы стимулируем работу всех внутренних органов.

    Но большой пальчику недостаточен просто массаж, а его надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга.
«Ладушки». Психологи, и неврологи утверждают , что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности.
- Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони. - Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к  ладошке. - Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши. - Пили простоквашку! — еще раз. - Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности. Понятно теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. Вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!

Такие игры это и развлечение, профилактика от гриппа и простудных заболеваний.

    Вывод: Таким образом,  я надеюсь, что ваш сосуд знаний пополнился, такой опыт работы в направлении этнокультурного воспитания поможет Вам в формировании ребенка, как личности, который будет ценить прошлое и настоящее, и уважать свою культуру, и культуру других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

В данном материале раскрывается работа педагогов ДОУ по духовно-нравственному вооспитанию дошкольников. А также предлагается мастер-класс по ознакомлению детей с традиционным праздником "Пасха". Матер...

Выступление Гусевой М. А. на мастер-классе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" (17.03.2017)

Выступление музыкального руководителя Гусевой М.А. на мастер-классе для музыкальных руководителей города. Материал раскрывает понятия  духовно-нравственного воспитания, знакомит с жанровой систем...

Мастер-класс "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности"

Данный мастер-класс знакомит педагогов с приёмами и методами нравственно - патриотического  воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сад...

Мастер-Класс Тема: «Сенсорное воспитание дошкольников» (Дидактическая игра «Радужные чудо-шарики»)

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников....

Мастер - класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюд...

Мастер класс: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки.

Мастер класс:Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки....