Конспект ООД «Песочная страна - страна чудес»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Белкова Надежда Владимировна

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.

Программные задачи:

Образовательные:

- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;

- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;

- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;

- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

- развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.

Программные задачи:

Образовательные:

- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;

- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;

- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;

- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

- развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы о назначении и применении песка, Памятка «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни.

Предметно-пространственная среда

- макет «Обитатели пустыни»

- выставка иллюстраций «Песок и его свойства»;

- алгоритм «Правила поведения с песком»;

- мини - лаборатория для экспериментирования с песком;

- ноутбук, проектор

- оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.

Материалы и оборудование:

• Для воспитателя: игровой персонаж - мудрая Черепаха, музыкальное сопровождение, презентация «Человек и песок», мультфильм «Львёнок и черепаха»

• Для детей: бассейн с сухим песком, ящик с сухим песком и игрушками- обитателями пустыни, песочный стол, песок, коктейльные трубочки, влажные салфетки, подносы, клей, кисти для клея, подставки для кисточек, ложки, лупы (по количеству детей), формы для куличей, подносы для куличей, мешочки с песком.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная.

Используемые современные образовательные технологии:

- игровые;

- ИКТ;

- исследовательская;

- здоровьесберегающие.

Ожидаемые результаты :

- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;

- может использовать в речи новые слова и выражения: лупа, опыты, песчинки, сыпучий.

Ход НОД:

1. Мотивационная (вводная часть).

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Воспитатель: Ребята! А вы любите смотреть мультфильмы? Давайте сейчас посмотрим отрывок из знакомого нам мультфильма. (Показ отрывка м/ф «Львёнок и черепаха»

2. Постановка проблемно - игровой ситуации.

Воспитатель: Понравился мультфильм? Как вы думаете, какое было настроение у героев мультфильма? Почему они были весёлые и радостные? Что же это за песок? Давайте узнаем, как можно больше о нём.

3. Сюрпризный момент

Воспитатель: А к нам пришла Мудрая черепаха из этого мультфильма. Она приглашает нас в свою родную, удивительную, полную чудес Песчаную страну. Черепаха поможет нам разобраться, что же такое песок, зачем он нужен, каковы его свойства.

Хотите отправиться в путешествие?

4. Правила обращения с песком.

Воспитатель: Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране?(ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком»)

- Песочек не любит, когда его берут в рот.

- Песочек не любит, когда бросаются им в других детей.

- Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети.

- Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы.

- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.

- Сможем мы выполнить правила Песочной страны?

Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. Итак! Мы отправимся в песочную страну – страну чудес!

А Мудрая черепаха покажет нам дорогу. Давайте пойдем за ней следом по волшебной дорожке с препятствиями (ходьба между мешочками с песком)

- По дорожке мы пойдем и в песочную страну придём.

5. Игра с песком «Приветствие песка»

Подошли к бассейну с песком.

Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с песком ладошками. Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия.

Воспитатель:

1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)

2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку!

3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)

4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» - пальчики идут переваливаясь.

5) «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.

Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?

Воспитатель: Ребята, а все ли правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой)

Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.

6. Просмотр презентации «Человек и песок»

Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, Мудрая черепаха приглашает нас в телезал посмотреть на волшебный экран, который покажет зачем нужен песок и где его применяют. (Презентация «Человек и песок»)

7. Игра с песком «Найди животное в песке»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным?

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно. Животные прячутся в песке от жары.

И сейчас мы с вами найдём жителей Песчаной страны, которые спрятались в песке и создадим макет Песчаной страны.

8. Динамическая пауза

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами - песчинки.

"Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетел в разные стороны (звучит вальс и дети имитируют полет) Ветер стих и песчинки прилетели, опустились на землю. Ветер снова вдруг подул и песчинки с места сдул. Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды склеялись (дети становятся в круг и обнимают друг друга за плечи.) Вокруг себя обернись и в детишек превратись»

9. Проведение экспериментов с песком

Воспитатель:

Мудрая черепаха сказала, что в песочной стране есть интересный клуб для детей «Хочу все знать». Отправляемся в клуб!

Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты.

Опыт 1. «Из чего состоит песок»

Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?

Дети: Песчинки.

Воспитатель: Песок состоит из маленьких песчинок.

Опыт 2. «Сыпучесть песка».

Воспитатель: Наберите ложечкой песок из тарелочки, высыпьте на поднос. Что делает песок?

Дети: Сыпется.

Воспитатель: Легко ли сыплется песок (легко)

-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) .

-А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится) .

Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?

А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит?

Дети: Песок движется.

(Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка)

10.Пальчиковая игра

Наши добрые ладошки

Все умеют, хоть мы – крошки.

Могут рисовать, лепить и узоры выводить,

Клеить, вырезать, играть,

Хлопать, даже танцевать!

Крепко их сейчас сожмем,

Творить добрые дела начнём!

11. Рисование на песке «Оживим Песочную страну»

Воспитатель: Ребята, еще на песочке можно рисовать. Подойдём к волшебному столу и оживим песочную страну. Мы с вами нарисуем солнце, радугу, деревья и цветы.

12. Продуктивная деятельность детей по подгруппам.

Воспитатель: Мы много узнали о песке, а теперь Мудрая Черепаха приглашает нас в Творческую Мастерскую. На память жителям Песочной страны мы приготовим подарки: испечём куличи и создадим песочные рисунки.

Рассаживайтесь за столы. Что же для вас здесь приготовлено?

(Мокрый песок, формы для куличей, подносы, салфетки) – для 1 подгруппы

(Кисти, клей, цветной картон, сухой песок , подставки под кисти, салфетки ) – для 2 подгруппы.

13. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные подарки мы сделали своими руками для жителей Песочной страны! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране? Спасибо Мудрой Черепахе, что пригласила нас в такую удивительную страну.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком! Повторяйте все за мной: "Спасибо, милый наш песок,

Ты нам умнее стать помог. До свидания, песок! До свидания, жители Песочной страны!

Конспект непосредственно образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема «Свойства воздуха»

Цель. Обобщить представления детей о воздухе.

Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Формировать основы экологического сознания.

Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы.

Развивать интеллектуальные способности, художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

 Оборудование: сосуд с водой, пакет, стеклянная банка, кубики, соломинка (коктейльная трубочка), резиновый шар, мяч, веер, веточка с листочками; сюжетная картина «Охрана воздуха от загрязнения». Аудиозаписи «Старинная французская песня» П.И.Чайковского, шума ветра. Репродукции картин, изображающих море, суда. ( И. Айвазовский «Радуга», Н.Н. Дубовской  «Притихло», А. Рылов «В голубом просторе»). Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Стихотворение Г.Долженко «Гладь морская". Немецкая песенка «Ветряная мельница».  Загадки.

Словарная работа: "порывистый", "резкий", "ураганный", "разрушительный".

  I . Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.

Воспитатель: Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крабле, крибле, бумс!» Сейчас мы с вами находимся в волшебной лаборатории.

Посмотрите внимательно и подумайте, что нельзя раскрасить? (воздух)

Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

II.  Обнаружение воздуха в различных предметах, свойства воздуха.

1. Игра - поиск «Где живет воздух?» (Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками)

Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.) Что в ней находится (кубики). Если уберём кубики, что останется в банке? (воздух) Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный). (перед каждым ребенком на столе прозрачный пакет).

Воспитатель предлагает взять пакет в руки, встряхивает его, закручивает его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается) Что же надуло пакет? (воздух)

2. Опытно - экспериментальная деятельность «Воздух есть в воде».

(перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой)

Воспитатель. Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите? (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух).

«Воздух есть в сахаре».

(перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)

Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки ) Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух)

 Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.

Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»

Воспитатель. (Достает не надутый воздушный шар) Дети, что это такое? (шарик) Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький) Шарик просит меня, чтобы я его надула. (воспитатель надувает шар)

Чем наполнили шар? (воздухом). Каким стал шар? (большим, прозрачным). Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее). Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет). (Воспитатель отпускает шар, не завязав его).

Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда) (показывает резиновый мяч)

III.  Движение воздуха

Воспитатель. Дети, какие поделки вы смастерили на занятиях? (веер, веточку с листочками, вертушку, ветряную мельницу) Воспитатель. Что общее между этими поделками? (перед каждым ребенком на столе веер)

Помашем веером у лица. Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух)

Вывод. Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. (Звучит аудиозапись шума ветра)

Воспитатель. Дети, какие загадки вы знаете про ветер? (Дети загадывают загадки)

Неизвестно, где живет.

Налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь

 Без рук, без ног стучит-

В избу просится.

 Рукой махнул,

Дерево погнул.

Дети, почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит) Вывод. Ветер заставляет двигаться другие предметы.

Сенсорное упражнение "Ветер, ветер, ты какой?"

(перед каждым ребенком на столе веточка с листочками)

Воспитатель. Подуем на веточку с листочками тихо и сильно. Что происходит с веточкой и листочками? (От дуновения тихого ветра листья колышутся. А когда дует резкий ветер качаются веточки.)

IV. Физкультминутка

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу. (Плавные движения рук вверх, вниз)

Хочу налево посвищу, (наклон влево)

Могу подуть направо, (наклон вправо)

Могу подуть вверх - в облака, (Медленно поднимают руки вверх - наклоны)

А пока - я тучи разгоняю. (Кружатся на месте)

V. Поэты и художники о ветре.

Воспитатель. Сравним, как одно и тоже явление природы воспринимают поэт и художник. Ребята, послушайте строфы о ветре А.С.Пушкина.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

 

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах.

Воспитатель. Кто скажет, эти строфы, которые вы сейчас услышали, из какой сказки А.С. Пушкина? (Сказка о Царе Салтане)

Что делает ветер в сказке А.С. Пушкина? (гоняет стаи туч, волнует сине море, веет на просторе, гуляет по морю, подгоняет кораблик, бежит в волнах)

(воспитатель выставляет на доску картину И.Айвазовского «Радуга», картину А. Рылова «В голубом просторе», картину Н.Н. Дубовского «Притихло»)

Что общее на трех картинах? (Художники изобразили море и корабли.)

Какой ветер изобразил художник А.Рылов? (легкий, приятный, ласковый)

На какой картине изображен разрушительный, ураганный, холодный ветер? (На картине И.Айвазовского «Радуга») Какие волны поднимает такой ветер (огромные)

Какой ветер изобразил художник Н.Н. Дубовской (слабый, теплый)

VI. Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Это что за потолок

То он низок, то высок

То он сер, то беловат

То чуть, чуть голубоват

А порой такой красивый

Кружевной и синий, синий. (небо)

Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха. )

(Показывает картину с изображением природы и завода)

Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (Завод. Трубы выбрасывают в воздух дым, сажу)

Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Что можете рассказать о лесе? ( Чем больше растений, тем чище воздух. Растения - это зеленый наряд планеты. Лес - это земляная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)

Воспитатель. Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.) Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями) О чем эта картина? (Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения.

Воспитатель: Давайте лес любить, оберегать

Природе в этом деле помогать.

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все на веки!

VII. Игра «Летающие шары»

(Звучит «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского )

Дети подбрасывают шары вверх и ловят.

Воспитатель. Что это за невидимка, который нам нужен? (воздух) Воспитатель. Что такое лес? (Лес - это не только украшение земли, но и источник здоровья)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"...

Конспект ООД "Песочная страна - страна чудес"

Конспект ООД "Песочная страна - страна чудес" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»

Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»...

Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Песочная страна - страна чудес».

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и познавательные действия р...

Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком...

Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.Воспитатель: Ребята вы любите смотреть мультфильмы? Давайте сейчас посмотрим отрывок из знакомого нам мультфильма. (Показ отр...