Статья на тему «Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников».
статья

Богданова Наталья Валентиновна

«Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_ped.chtenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему «Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников».

Важнейшим показателем эффективности работы по воспитанию и обучению является определенный спектр установок, знаний и навыков детей. Так, например, целевые ориентиры в сфере дошкольного образования обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также в законе «Об образовании в Российской Федерации» и образовательных программах.

К сожалению, на практике педагогам не всегда удается достичь поставленных целей. В связи с этим возникает вопрос, как решить данную проблему. Изучая комплекс научных трудов, а также опираясь на собственный педагогический опыт, мы пришли к выводу, что важным является синтез педагогической технологии и педагогического искусства.

Давайте, рассмотрим, как понимали воспитание великие мыслители и педагоги. Так, И.Кант говорил: «Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями». Называя воспитание искусством, философ добавляет, что оно вбирает в себя опыт поколений, что фактически означает формирование технологии воспитания.

Педагог К.Д. Ушинский писал: «Педагогика – не только наука, но и искусство, поэтому она предполагает необходимость подхода к детству как к особому периоду в жизни человека».

На мой взгляд, понимание воспитания и педагогики только лишь как технологии, или только лишь как искусства снизило бы эффективность педагогической работы. Так, в первом случае педагог не проявляет творческого подхода к работе, а лишь копирует технологию. В то же время понимание воспитания только лишь как искусства – это другая крайность, которая тоже снижает эффективность работы педагога. Как правило, искусство спонтанно, оно ярко и экспрессивно раскрывает творческий потенциал субъекта искусства, но нельзя забывать о том, что воспитание должно быть целенаправленным процессом, который требует соблюдения государственных стандартов и программ, поэтому воспитание не может быть лишь искусством.

Таким образом, воспитание является и педагогической технологий, и искусством, но не в отдельности, а в единстве.

В дошкольном детстве понимание воспитания как синтеза технологии и искусства имеет особое значение для воспитания творческой личности. В современной научной литературе под творческим развитием понимается процесс формирования как художественно-творческих способностей, так и воспитание умения нестандартно мыслить, проявлять навыки принятия оригинальных решений. В процессе воспитания творческой личности дошкольника целесообразно сочетание педагогической технологии и педагогического искусства. Рассмотрим применение данного подхода подробнее.

Одной из наиболее эффективных технологий творческого воспитания детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Однако роль творческого подхода педагога в такой работе (компонент «искусство») исследована в научной литературе недостаточно.

Проектная деятельность как педагогическая технология способствует воспитанию творческой личности. Данное воспитание условно можно разделить на два следующих направления.

Первое направление – воспитание интеллектуального, исследовательского творчества. Реализуя проект, дошкольники учатся формулировать актуальную проблему исследования, проводить сбор и анализ информации, творчески ее перерабатывать, сравнивать, делать выводы.

Второе направление – воспитание творческой личности в художественно-эстетической деятельности. Реализуется в ситуации, когда педагог предлагает детям в рамках проектной работы создать продукты художественной деятельности: нарисовать пейзаж, создать аппликацию, слепить фигуру из пластилина или глины и т.д.

Следует отметить, что применение проектной деятельности для творческого воспитания дошкольников имеет ряд позитивных особенностей. Во-первых, посредством проектного метода педагог может максимально учитывать интересы детей. При этом педагог может проявить свое педагогическое искусство: к примеру, при выборе темы проекта можно не просто предоставить детям готовую тему, а предложить им поразмышлять о том, что им интересно.

Во-вторых, проектная деятельность повышает уверенность детей в своих силах, способствует укреплению сотрудничества между детьми. Проявление педагогом своего искусства может состоять в том, чтобы не предоставлять детям готовых решений, а создать условия для самостоятельного творческого поиска.

В-третьих, проектная деятельность носит практический характер, что придает детям мотивацию для дальнейшей исследовательской деятельности.

Тематика проектов детей дошкольного возраста может быть разнообразной: исследование объектов живой и неживой природы, изучение экологической обстановки в городе, выявление способов укрепления своего здоровья, поиск способов совершения добрых дел и т.д.

Существует пять этапов реализации детского проекта. На первом этапе – определение проблемы, поиск вариантов ее решения и постановка цели; на втором этапе – планирование процесса и подбор материалов; на третьем этапе – реализация проекта; на четвертом этапе – рефлексия, самооценка; на пятом этапе – коррекция работы.

На наш взгляд, в педагогической работе по организации проектной деятельности детей можно выделить два крупных компонента. Первый – проявление воспитания как технологии. В рамках данного компонента педагог четко следует установленным в программах и стандарте целям и задачам воспитания, применяет научно обоснованные этапы реализации проектной работы, апробированные педагогические методы и средства, формы работы.

Второй компонент – проявление воспитания как искусства. В рамках данного компонента педагог творчески модернизирует воспитательно-образовательный процесс исходя из своего опыта и представлений, проявляет свое искусство быть внимательным к запросам детей.

Как правило, проекты носят длительный характер – от нескольких дней до месяцев. В связи с этим часть работы по проекту дети проводят дома, поэтому важно, чтобы присутствовала поддержка детской деятельности не только со стороны воспитателей, но и родителей.

Рассмотрим пример проектной деятельности дошкольников для воспитания творческой личности. Реализуется детский проект экологической направленности, цель которого – способствовать воспитанию творческой личности, способной исследовать, и творчески интерпретировать окружающий мир.

Проект реализуется с детьми старшего дошкольного возраста в ГБДОУ детский сад №20 Кировского района Санкт-Петербурга. Выбор экологической направленности проекта является актуальным, поскольку проблемы экологии на нашей планете обостряются с каждым годом, и решать их придется нынешним и будущим поколением.

Реализация проекта состоит из четырех этапов.

На первом этапе педагог объединяет детей и родителей на основе социально значимой проблемы – защита окружающей среды. Педагог проводит с детьми беседу о том, какие экологические проблемы существуют в мире и в нашем городе. Педагог предлагает детям самостоятельно подумать о том, что конкретно они могут сделать для того, чтобы помочь природе. Педагог показывает детям фильм о загрязнении планеты.

На втором этапе дети проводят исследования. Так, дети совместно с педагогом составляют анкету, проводят опрос своих родственников. Вопросы анкеты: «Какие экологические проблемы вы знаете?», «Как вы помогаете природе?», «Что мы вместе можем сделать, чтобы помочь природе?». Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на природе. Педагог предлагает детям посадить росток комнатного растения в горшок, объясняет правила ухода за растением, и предлагает понаблюдать за ним в течение двух месяцев дома.

На третьем этапе дети осуществляют продуктивную творческую деятельность по реализации проекта. Так, составляют творческий рассказ о растении, которое они вырастили самостоятельно. Рассказ может носить фантазийный характер: дети наделяют комнатное растение чертами характера? и придумывают действия растения как главного героя рассказа. Цель такого задания – воспитать у детей творческий подход, развить воображение, приобщить к заботе о природе, научить воспринимать растения как живые существа. Также детям предлагается выполнить творческую работу, создав аппликацию или рисунок своего комнатного растения. В рамках проекта дети осуществляют театрализованную деятельность. Так, инсценируют экологические сказки («Кто землю украшает» А. Лопатина, «Могучая травинка» М. Скребцова и др.).

В экологическом проекте воспитываем у детей чуткое отношение к живой природе: растениям, птицам, домашним животным. На участке детского сада устанавливается скворечник, дети участвуют в кормлении птиц, наблюдают за птицами. В весеннее и летнее время дети приобщаются к природе на участке детского сада, сажают растения, ухаживают за ними. В ходе реализации экологического проекта также можно организовать утренник на тему природы.

На четвертом этапе подводятся итоги проекта. Здесь мы стараемся, чтобы дети проводили рефлексию, постарались самостоятельно понять, каких результатов им удалось достичь. В рамках экологического проекта педагогу важно убедиться, что изменилось отношение детей к природе, что они стали осознавать ценность природы и необходимость ее сохранения.

Таким образом, применение проектов в работе с детьми позволяет педагогу реализовать модель, при которой применяются педагогические технологии воспитания и обучения, а также воспитание проявляется как искусство. По своему опыту работы вижу: наибольших результатов можно достичь только тогда, когда интерес к работе, творческий подход сочетаются с апробированной педагогической технологией. Поэтому для любого педагога независимо от уровня системы образования крайне важным является непрерывное саморазвитие, познание и применение на практике новых методов и форм работы, искренний интерес к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Синтез искусств (живопись, литература, музыка) рассматривается как фактор развития личности ребенка. Необходимость взаимодействия различных видов искусств обусловлена тем, что ни одно из них собственн...

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Пути повышения эффективности патриотического воспитания детей, в рамках проектной деятельности и подготовке к празднованию 76 годовщины Победы ВОВ».

Базой патриотического воспитания является формирование нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданск...