Проект по познавательному развитию для детей средней группы «Почемучки - исследователи»
проект (средняя группа)

Свирковская Елизавета Александровна

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1»

Проект по познавательному развитию

 для детей средней группы

«Почемучки - исследователи»

Подготовила проект: воспитатель

Шкроба Елизавета Александровна

г. Черняховск

2021 год.

Паспорт педагогического проекта «Почемучки - исследователи»

Актуальность проекта: На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Адресация проекта: Дети средней группы дошкольного возраста, их родителей и педагогов. 

Участники проекта: Дети средней группы дошкольного возраста «Бабочки», воспитатели, родители.

Цель проекта: Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы. Создание условий для познавательного развития детей.

Задачи проекта. Задачи для детей:

Образовательные: Расширить представления об окружающем мире. Формировать понимание взаимосвязей в природе. Научиться проводить экспериментирования с объектами живой и неживой природы.

Развивающие: Развивать познавательные функции: усидчивость, логика, восприятие, воображение, мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Воспитывать аккуратность в процессе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Задачи для родителей: Проявить интерес к экспериментальной деятельности детей. Экспериментировать с детьми в домашних условиях. 

Задачи для педагогов: Подготовить необходимый материал для экспериментирования. Подбор информации, для реализации проекта. Формировать представления детей об окружающем мире. Формировать у детей знания о объектах живой и неживой природы; Формировать умения детей экспериментировать; Учить детей пользоваться оборудованием для экспериментирования; Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы; Формировать элементарные естественно-научные представления.

Сроки реализации: Долгосрочный (ноябрь – апрель)

Вид проекта: Информационно-творческий

Продукт проекта: Мультимедийная презентация «Почемучки - исследователи»

Практическая значимость проекта: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости. Разработка конспекта занятия для дальнейшего использования педагогами.

Ресурсы: Материальные: мини лаборатории для экспериментирования, материалы для экспериментирования.

Особенности проекта: Систематизация знаний о экспериментировании. Формирование умений детей экспериментировать с объектами живой и не живой природы.

Итоги проекта: У детей сформируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Они проявят познавательный интерес к занятиям, улучшится речевое развития. Дети закрепят умение: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. У детей расширятся знания об окружающем мире. У детей сформируются познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Подготовительный этап

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме. Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности. Подбор основного оборудования и материала для проведения экспериментов. Подбор информации (загадки, стихи, песни). Проведение бесед и консультаций с родителями «Детское экспериментирование это…», «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир экспериментирования».

Основной этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагога

Расширить представления о свойствах воздуха.  

Познакомиться с различными проявлениями воды в природе.

Познакомиться со свойствами воздуха.

Познакомиться со свойствами бумаги.

Узнать о свойствах магнита и его особенности притягивать.

Научиться отделять магнетические предметы от не магнетических, используя магнит.

Отгадывать загадки

 «Виды воды», «Воздух»

Просмотр презентаций на темы: «Вода вокруг нас», «Для чего нужен воздух?»

Играть в дидактические игры на закрепления знаний о свойствах воздуха, воды.

Просмотр дидактических картинок, иллюстраций о воде, воздухе, бумаге, магните.

 Экспериментировать с водой, воздухом, бумагой, магнитом.

Проведение бесед с детьми на темы: «Свойства воды», «Свойства воздуха», «Свойства бумаги», «Магнетизм это …?»

Показать детям фильмы про воду, воздух, бумагу, магнит.  

Показ детям дидактических картинок, иллюстраций о воде, воздухе.

Экспериментировать с детьми дома.


Составление конспектов для совместного экспериментирования с детьми.

Подбор материала и оборудования для детского экспериментирования.

Организация и проведение экспериментальной деятельности с воздухом.

Расширить представление детей о свойствах воздуха.  

Познакомить детей с различными проявлениями воды в природе.

Стимулировать исследовательскую деятельность детей.

Воспитывать любовь детей к водному богатству Земли.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Познакомить детей со свойствами бумаги.

Формировать представления детей о свойствах магнита и его особенности притягивать.

Учить детей отделять магнетические предметы от не магнетических, используя магнит.

Обогащать словарный запас детей.

Подбор и чтение художественной литературы, загадок по теме «Виды воды», «Воздух»

Создание презентаций на темы: «Вода вокруг нас», «Для чего нужен воздух?»

Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний о свойствах воздуха, воды.

Создание презентации «Экспериментирование- это просто!»

Показ детям дидактических картинок, иллюстраций о воде, воздухе, бумаге, магните.

Заключительный этап

Создание мультимедийной презентации «Экспериментирование-это просто!». Составление фотоальбома «Почемучки-исследователи».

Приложение

Конспект занятия «Что такое вода?»

Цель: познакомить детей со свойствами воды
Задачи:
Образовательные:
-дать знания о свойствах воды;
-познакомить с различными проявлениями воды в природе , их обозначение на карте и глобусе ;
Развивающие:
-развивать мышление, внимание, сравнение, анализ, память;
-стимулировать исследовательскую деятельность;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к водному богатству земного шара, нашей страны; -воспитывать доброжелательность и уважение к товарищам. Учить слушать друг друга.
Оборудование: стакан, вода , предметы для опускания в воду, мешочек с объемными геометрическими фигурами ,таз, сосуды разной формы ,глобус

Ход занятия :
-Ребята, мы сегодня будем заниматься чем-то очень интересным. Протяните мне ладошку и закройте глаза. Капаю каждому ребенку в ладошку по капельке. Что это? Что вы чувствуете? (Ответы детей)
-Откройте глаза и посмотрите, что у вас в ладошке(вода)
-Да, сегодня у нас очень интересная и трудная тема. Вода.
-Где вы видели воду?(в кране, в ванной, в душе, в луже, в ручейке, в реке, в море, океане.  Дождь, капель, роса – все это вода)
-Ребята, как вы думаете, какого цвета вода? (прозрачная , бесцветная)
Давайте проверим?!
Опыт 1 «Цвет воды»
-Беру прозрачную емкость и опускаю в нее предмет. Какого цвета предмет я опустила? (Ответы детей)
-А в воде он поменял цвет? Имеет ли вода цвет?
Вывод: Вода прозрачная! Она не имеет цвета. Она бесцветная.
Опыт 2 «Форма воды»
-Ребята, а теперь попытаемся определить форму воды . (В чудесном мешочке: шар, цилиндр, конус, призма. На ощупь дети определяют объемные тела, называют, вытаскивают.)
-Ребята, а какую форму имеет вода? Давайте проверим: в таз с водой опускают руку (Ощущение воды в емкости).
Вода имеет форму? (Ответы детей)
Вывод: вода бесформенная.
-Вода принимать форму сосуда, в который ее наливают..
На столе колбы разной формы и кувшин с водой. Наливаю воду в первую емкость (конус).
-Какую форму приобретает вода? Из первой переливаю во 2-ю (шар). Какой формы стала вода?
Вывод: Вода не имеет своей формы, она принимает форму сосуда, в который ее наливают.  
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап!                     Сверху пальцем показывают траекторию
И вторая прибежала – кап!                    То же самое.
Мы на небо посмотрели,                        Смотрят вверх.
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица,
Мы их вытерли.                                         Вытирают лицо руками.
Туфли – посмотрите                                 Показываю руками вниз и смотрят.
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем                     Движение плечами.
И все капельки стряхнем
Под кусточком посидим.                        Приседают.                                  

-Без воды жизнь на земле невозможна, всем нужна вода. Поэтому воду надо беречь. Тело человека состоит из воды. И еще много интересного вы узнаете о воде, когда подрастете.
Опыт 3 «Есть ли у воды вкус?»
-Ребята.  Пододвиньте к себе блюдца с водой.
- Какой вкус у конфет?
- А у лимона?
- А какой вкус еще бывает? Что ты ел такого вкуса?
-А как вы думаете, у воды есть вкус?  (Ответы детей)
-А запах?
Вывод:  Чистая вода не имеет вкуса. Она безвкусна.
Чистая вода не имеет запаха.
-Отгадайте загадки:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.            (Дождь)
Говорю я брату:
Ох, с неба сыплется горох!
Вот чудах, - смеется брат,-
Твой горох ведь это…. (Град)

Было покрывало
На земле лежало,
Лето пришло,
Оно все сошло.  (Снег)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем  (Роса)  
Все это – дождь, град, снег, роса – состояние воды.
-Я начну предложение, а вы закончите.
Беру пипетку, капаю капельку.
1 – если воды совсем мало, то это одно……
2 – А если вода струится, то это…….
3 – Если вода течет по земле, то это…….
4 – Если ручьи собираются вместе, то это……
5 – А если воды очень  много, так много, что не видно противоположного берега, то это…….
-Мы с вами рассматривали глобус. Как обозначают на глобусе реки? Какого цвета? Синяя ленточка или линяя – это река.
Голубое пятно -это море, океан.
-Сегодня мы узнали некоторые свойства воды.
Что вы можете сказать:
  -о цвете воды;
-о форме воды;
-о вкусе и запахе воды.
-Молодцы , сегодня мы с вами познакомились со свойствами воды .

Конспект занятия «Для чего нужен воздух?»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха

Задачи :

 Образовательная:

-сформировать понятие “воздух”;

-познакомить с ролью воздуха в существовании живых организмов ;

Развивающая :

-развивать мышление,память,умение анализировать ;

Воспитывающая:

-воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: телевизор, прозрачная пластиковая бутылка, лук, пластиковые стаканчики, трубочки на каждого ребенка.

Ход урока:

-Здравствуйте, ребята ,прежде чем начать -предлагаю посмотреть мультфильм “Смешарики” ,с помощью которого мы сможем определить тему урока.

Мультфильм” Смешарики. Про воздух”

-О чем же этот мультфильм? Правильно, о воздухе. Я предлагаю вам представить себя учеными. Сегодня вы более подробно познакомитесь с одним из объектов неживой природы, узнаете о его свойствах.

-Проведем несколько опытов:

Опыт 1 «Вес воздуха»,

-Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены  воздухом. Ребенок пытается утопить пластиковую бутылку в аквариуме.

– Что за «невидимка» сидел в бутылке, кого выдали пузырьки? (Воздух.)  – О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Запись в листах наблюдений: бесцветен, прозрачен)

   Опыт 2. «Какой у воздуха запах?»

– Как вы думаете, воздух имеет запах или вкус?  Давайте проверим. (Приглашаю ребенка.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? ( даю понюхать ребенку разрезанную луковицу, машу рукой, чтобы запах распространился.) – А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса)  

Опыт 3. «Упругий воздух

- «Подуй в трубочку!» – У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)          

 – Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды)  

-Итак ,что мы узнали?( выводы выделены жирным шрифтом)

Конспект занятия «Свойства бумаги».

Цель: поддержка исследовательского поведения детей

Задачи:

- развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

- развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи.      

- учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта

- развивать речь и память детей

- воспитывать в детях аккуратность

- продолжать учить детей наблюдать.

Оборудование:

Ход исследовательской деятельности

  1. Создание проблемной ситуации.

     Воспитатель сообщает детям, что сегодня утром, войдя в группу, она услышала чей-то плач. Оказалось, что это плачет книга.

-Что с ней случилось?

-Почему она плачет?

Правильно, дети, у нее порван переплет.

-Как можно помочь книге? Мы ее отремонтируем!

- А из чего сделана эта книга?

-Ребята, чем отличаются книги?

Бумага бывает разная, рассмотрим виды бумаги.

  1. Рассматривание разных видов бумаги.
  2. Практическое упражнение.

Подумайте и найдите  бумажные предметы в нашей группе.

4.Экспериментирование

-Чтобы вылечить книгу, надо узнать, какими свойствами обладает бумага. Как это сделать?

Поэкспериментируем с бумагой. Для этого нам надо превратиться в маленьких ученых  и зайти в нашу маленькую лабораторию.

Одеваем  фартуки и проходим за столы.

Возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью.

-Какой он?

Гладкий, тонкий…

 Опыт № 1. « Сминание бумаги»

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумагу будем мять!

Мы бумагу будем мять!

Свои ручки развивать!

-Я предлагаю вам смять бумагу. Легко это сделать?

Вывод: бумага – не прочная, мягкая, её можно смять.

Опыт № 2.«Разрезание бумаги»

Бумага разрезалась быстро и легко.

Опыт № 3.«Разрывание бумаги»

Я предлагаю вам разорвать бумагу (показать).

Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски.

Опыт № 4. «Бумагу можно склеивать»

Физминутка «Художники»

На бумаге белой-белой

Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,

И деревья – руки вверху, делают наклоны влево-вправо,

И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,

Поле – разводят руками от груди в стороны,

Дождик – стучат пальчиками по ладошке,

Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.

Опыт №5  «Раскрашивание цветков бумажных»

Воспитатель: мы с вами вспомнили еще одно свойство бумаги - на бумаге можно рисовать и писать.

Игра «Бывает-не бывает».

- Ребята, я буду показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (книга, стул, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина, журнал, открытка и др) .

Опыт №6 «Складывание бумаги»

-Как сделать из нашего цветка нераспустившийся бутон?

Загнем лепестки к серединке.

Опыт № 5.«Вода и бумага»

-Что произойдет с бумагой, если опустить ее в воду? Проверим. Опустите цветы в воду. Почему это произошло?

 5. Подведение результатов экспериментирования

Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств бумаги:

- бумага мнется

- бумага рвется

- бумагу можно резать

- на бумаге можно рисовать

- бумагу мокнет, боится воды

- бумагу можно сворачивать, складывать

Теперь мы знаем, из чего сделана книга

-Как вылечим книгу?

6.Ремонт книги.

А я принесла вам в подарок книги и надеюсь, что они у вас никогда не заболеют, и вы будете с ними обращаться аккуратно и бережно.

Конспект занятия «Магнитная лаборатория».

Цель: знакомство со свойствами магнита.

Задачи:

1.Формировать представление о свойствах магнита и его особенности притягивать.

2.Учить отделять магнетические предметы от не магнетических используя магнит.

3.Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты.

4. Развивать познавательный интерес.

5. Совершенствовать психические процессы: память, внимание, мышление.

6. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам, аккуратность при работе с магнитом, позитивное отношение к окружающему миру.

7. Обогащать словарный запас детей ( магнит, магнитный, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный).

Предварительная работа:

Опыты с магнитами, игры с магнитными геометрическими фигурами, исследовательская работа дома «Что притягивает магнит?»

Материал и оборудование:

Магниты на каждого ребенка, скрепки, гвоздики, тарелочки. Деревянные, пластмассовые, железные, резиновые, бумажные предметы. Плотный лист бумаги, высокий прозрачный кувшин с водой, нить.

Ход НОД:

Восп-ль: Ребята, посмотрите, нам кто-то письмо прислал, давайте его прочитаем.

«Иголочку из колодца достанет тот, кто в лаборатории ответ найдет».

Восп-ль: Ничего не понимаю, а вы, ребята, хотите разобраться, что здесь происходит?

(ответы детей «Да!»)

Чтобы преодолеть любые трудности, нам с вами нужно стать одной командой. Для этого возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи. Давайте вместе скажем: «Команда вперед!». Я предлагаю вам отправиться в волшебную лабораторию!

- Раз. два, три- волшебство скорей приди!

- Ребята, посмотрите это волшебная лаборатория. И сегодня мы познакомимся с одним предметом. А вот каким, постарайтесь отгадать:

Он не маг и не волшебник, но он очень знаменит, завидев его к нему гвоздик полетит, вмиг прилипнет к нему, тяжело оторвать!

Вот какой притягательный этот ….(магнит)

Восп-ль: Вот перед нами обычный магнит. Ребята, а как вы думаете, какие секреты хранит в себе магнит? Что можем мы узнать рассматривая магнит? Какого цвета, формы, на ощупь гладкий или шероховатый? Холодный или теплый?

Восп-ль: Какие выводы мы сделали- магниты гладкие, холодные, без запаха, твердые. Бывают разной формы и размера.

Ребята, а давайте по экспериментируем с магнитом. Но сначала надо вспомнить какие правила нужно соблюдать:

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Быть осторожным (ничего не брать в рот)

Восп-ль: Ребята, как нам узнать какие предметы дружат с магнитом, а какие нет? Что же нужно сделать?

Опыт №1 «Магнетические тарелочки»

Восп-ль: Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит? Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?

Все предметы, которые притянул магнит положите в тарелочку. Из какого материала остались предметы? (пластмассы, дерева, стекла, бумаги). Что об этом можно сказать?

(дети: магнит не притягивает эти предметы).

Восп-ль: Значит какой вывод мы можем сделать? Что магнит притягивает только железные (металлические) предметы.

Восп-ль: Ой, кто это к нам пришел? (появляется Машенька).

- Здравствуй, Машенька, что случилось? Почему ты такая грустная? (кукла говорит на ушко, что она потеряла конверт, в котором ответ, где спрятана иголочка, без которой ей ни скатерть не вышить, ни платья сшить.

Восп-ль: Не печалься, Машенька! Мы нашли конверт с письмом, вот он. Здесь сказано: «Иголочку из колодца достанет тот в лаборатории ответ найдет!» А вот как достать ее из колодца не сказано.

- Ребята, давайте подумаем как мы можем Машеньке помочь?

-Может нам магнит поможет? (дети: ДА!)

Опыт №2 «Магнит притягивает и в воде»

Восп-ль: Давайте перейдем к следующему опыту и проверим притягивает ли магнит в воде? Бросьте в тарелочку с водой скрепку, а потом с помощью магнита попробуйте достать ее. Удалось вам это?

Молодцы! Что мы можем сказать? Сохраняются ли свойства магнита в воде?

-Дети: да, сохраняются и в воде магнит притягивает предметы.

-Восп-ль: Ребята, Машенька мне сказала, что колодец очень глубокий, а магнит маленький. Как же достать со дна колодца иголочку? (воспит-ль предлагает достать скрепку со дна кувшина).

Опыт №3 «Удочка»

Дети приходят к выводу, что надо привязать нить к магниту и опустить в кувшин. Один из ребят проводит опыт на столе восп-ля.

Машенька благодарит за подсказку и предлагает не много размяться (проводится физминутка).

Встали дети, встали в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Сели-встали, сели-встали

И друг дружечку обняли!

Машенька еще раз благодарит за помощь и прощается с детьми.

Восп-ль: Ребята, а я для вас придумала новое задание. Вы стали очень опытными лаборантами и наверно догадаетесь как достать скрепку из воды не замочив рук и магнит.

Опыт №4 «Достань скрепку из воды, не замочив рук и магнит».

Как же это сделать? Кто нам скажет? Попробовать приложить магнит к стеклу.

Дети делают вывод, что магнит притягивает и через стекло.

Восп-ль: А сейчас вам покажу фокус, который называется «танцующая скрепка»

Опыт №5 «Танцующая скрепка»

Восп-ль кладет скрепку на картон, магнит под картон.

Воспит-ль: Почему скрепка пляшет?

Дети: магнит притягивает.

Воспит-ль: да, магнит притягивает и через бумагу.

Подведение итогов.

Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали о магните. Давайте еще раз вспомним, что мы узнали в ходе экспериментов:

1. Магнит притягивает металлические предметы

2. Не теряет своих свойств в воде

3. Притягивает через стекло и бумагу.

Восп-ль: вы все сегодня хорошо поработали, я вас благодарю за сотрудничество. А теперь давайте попрощаемся с волшебной лабораторией и вернемся в д\сад.

-Раз, два, три- в д\сад скорей приди.

Конспект занятия «Опыты со стеклом».

Цель: опытным путем исследовать свойства  стекла.

Задачи:

  • учить рассматривать, обследовать предмет, сравнивать, делать умозаключения;
  • расширять активный словарь детей (водонепроницаемое,  хрупкое, шероховатое);
  • поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации и самостоятельность  в действиях по решению поставленных задач.

Материал: разного вида, назначения, толщены, стеклянные сосуды, цветное стекло, палочки для проверки звонкости стекла.

Мотивация детей: посетить «научную лабораторию» и помочь в  опытах с новым  материалом.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, сегодня я приглашаю вас в «научную лабораторию». Мне нужна ваша  помощь – исследовать эти предметы, согласны?

Посмотрите, на эти предметы, назовите их. Как вы думаете, из какого материала они сделаны? Предлагаю обследовать их.

Опыт№1:Обследование предметов из стекла (гладкое, холодное, шероховатое).

Возьмите в руки, осторожнее, какое на ощупь стекло (гладкое, холодное)?

А эта вазочка,  какая на ощупь (шероховатая)? Значит, предметы из стекла могут  быть разными на ощупь и выглядеть по-разному. Если на стеклянном сосуде есть вырезанный рисунок, то оно шероховатое. Предлагаю разделить по этому признаку все предметы на две группы, помогайте.

Опыт№2: стекло - прозрачное и матовое

Вот эти предметы нужно исследовать на прозрачность. Как? Если через стекло хорошо видно другие предметы, оно прозрачное. Проверим опытным путем каждый предмет. Вот остались предметы, через которые видны предметы плохо. Его называют матовое стекло, то есть не прозрачное. Все правильно рассортировали сосуды, никто не ошибся? Скажите, почему разделили предметы на две группы?

Опыт№3:стекло -  цветное; стекло имеет вес.

Обратите внимание, на эти цветные шарики из стекла. Какие они цветом?  Значит, стеклянные предметы могут быть разного цвета.  Вы чувствуете их вес в ладонях? А если взять предмет крупнее. Он тяжелый ил легкий? Да стекло имеет вес. Положите цветные шарики из стекла в стакан, вы их видите? Почему?

Опыт№4: стекло  - водонепроницаемое

Предлагаю отобрать сосуды, в которые удобно наливать воду. Вода в баночках, не выливается, почему? Стекло не пропускает воду, оно водонепроницаемое. Потеряло ли оно прозрачность? Почему? Делаем вывод – стекло водонепроницаемое, не пропускает воду.

Опыт№5: стекло звучит -  звенящее.

Предлагаю послушать, как звучит стекло. Вот этой, специальной палочкой постучим по стеклянным предметам  разной толщины и назначения. Стекло звучит, звенит, и каждый предмет звучит по-разному. Оно звонкое.

Звучащее, прозрачное,

Воды я не боюсь,

А ударь – разобьюсь.

Упражнение «Назови предметы  из стекла»

Назовите предметы, в нашей группе, которые сделаны из стекла. Расскажите о его назначении, для чего оно. Опишите его свойства.

Итог: сегодня, мы были в «научной лаборатории»,  исследовали стекло. Что вам понравилось делать, какой опыт понравился больше? Какое бывает стекло? Как нужно обращаться со стеклянными предметами?

А мне понравилось…. Всем спасибо за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего развлечения для детей средней группы «Почемучки» «Здравствуй, Осень золотая!»

Сценарий осеннего развлечения для детей средней группы «Почемучки»«Здравствуй, Осень золотая!»Подготовила и провела воспитатель МКДОУ Агинского детского сада №2 «Золотой ключик» Кузьмина Оксана Виктор...

Конспект образовательной деятельности детей средней группы «Почемучки» «Маленькие фокусники».

Задачи: познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах).Рассказать о значении воды для всего живого. Развивать мышление, речь, познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способнос...

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

: познакомить детей со свойствами дерева и стекла, ткани и бумаги посредством познавательно-исследовательской деятельности....

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Скоро, скоро Новый год»

В процессе работы над проектом у детей закладывается ценностное отношение к русской народной культуре, обычаям. Они знакомятся с традициями празднования Нового года. Дети узнают ответы на вопросы: &la...

Рабочая программа кружка для детей средней группы "Почемучки в волшебном мире мультипликации"

Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего с...

Проект по экологическому воспитанию в средней группе "Почемучки"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №16»     Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Почемучки»«Мы друз...

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Почемучки"

Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир....