Музыкальные инструменты
методическая разработка

Цветкова Юлия Владимировна

Информационный материал по теме: музыкальные инструменты, инструментальная музыка, оркестр. Дидактические игры по теме "Музыкальные инструменты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty.docx28.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности.

Человек научился извлекать музыкальные звуки из различных предметов, которые и стали впоследствии музыкальными инструментами.

Например, вместо того, чтобы в такт песне хлопать в ладоши, люди стали постукивать двумя деревяшками. Так возникли первые ударные инструменты, занимавшие главное место в «оркестре» первобытных людей. И прежде всего барабаны -  человек открыл свойство пустых внутри предметов увеличивать силу звука. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением. Барабаны распространены у многих народов и бывают различных форм и размеров. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов.

Зазвучал и пустой стебель тростника – люди научились делать духовые инструменты.

Изготовляя лук для охоты, человек пробовал, туго ли натянута тетива. И, колеблясь, она издавала певучий музыкальный звук - так тетива стала струной, а охотничий лук музыкальным инструментом. Затем к этой, единственной струне добавили еще несколько, и получилась арфа - один из древнейших инструментов.

И уже позже появилась особая группа музыкальных инструментов - клавишные: клавесин, пианино, рояль (звук извлекается ударом по струне с помощью специального механизма) и клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян. Самый большой из музыкальных инструментов с клавишным механизмом–орган.

Инструментальная музыка

Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса.

Долгое время инструментальная музыка служила сопровождением вокалу, гораздо позже появилось самостоятельное исполнение игры на инструментах.

Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

Сольная музыка исполняется отдельными инструментами.

В ансамбле каждый музыкант группы является солистом - играет свою партию.

В оркестре одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие одну общую мелодию.

Оркестр

Оркестр — это большой коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.

Само слово «оркестр» греческое и означает - «площадка для танцев». В античном театре на «орхестре» помещался хор. Со временем площадка трансформируется в то, что мы теперь именуем «оркестровой ямой», которая разделяет сцену и зрителя. А название перешло на сам музыкальный коллектив.

Любой оркестр – это большой коллектив музыкантов, их слаженная игра невозможна без дирижера, который управляет оркестром. Перед его глазами партитура – ноты, в которые вписаны партии всех инструментов. По партитуре дирижер показывает музыкантам время их вступления, отсчитывает доли, объединяя всех в единый ансамбль. В руках дирижера легкая палочка.

Существуют различные виды оркестров.

Симфонический оркестр исполняет классическую музыку. Это большой коллектив музыкантов, играющих слаженно на многих музыкальных инструментах, некоторые из которых играют одну и ту же мелодию. Основу составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные. Нередко используются арфа, фортепиано, клавесин, орган. Количество музыкантов может быть разным, в зависимости от исполняемого произведения. Бывает малый и большой симфонический оркестр, в зависимости от количества музыкантов и инструментов. Большой симфонический оркестр насчитывает около ста музыкантов.

Камерный оркестр состоит из небольшого количества музыкантов (обычно менее двадцати). В этих оркестрах преобладают струнные инструменты. Понятие камеры относится к тому факту, что музыканты помещаются в маленькой комнате.

Струнный оркестр состоит только из струнных смычковых инструментов, одна из разновидностей симфонического оркестра.

В инструментальном оркестре нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп, он может исполнять любую музыку, в том числе классику в современной обработке.

Инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. В более ранние времена она была под запретом.

Эстрадный оркестр -коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

Джазовый оркестр (джаз-бэнд) - направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и европейской культуры; возник позже всех других оркестров. Характерны импровизации, причудливый ритм, особая манера исполнения, словно танцуя. Джаз появился в США и вскоре распространился во всех странах мира. Джаз использует любые инструменты: состоит из многих инструментов симфонического оркестра и расширенной группы духовых (саксофонов), группы струнных, представленной скрипками и контрабасом, а так же джазовой ритм секции.

Эстрадно-симфонический оркестр имеет большой инструментальный состав. Чаще всего используются во время песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов. Это преимущественно не концертная, а студийная работа (запись музыки в фонд радио и кино, создание фонограмм). Эстрадная инструментальная музыка отличается от джазовой большей простотой и мелодичностью, отсутствием импровизаций. Эстрадные оркестры исполняют часто музыку танцевальную, развлекательную, обработки песен, переложения классических произведений.

Духовой оркестр - оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко. Духовой оркестр способен выступать в любых условиях – в помещении, на открытом воздухе, и даже в движении. Благодаря этому издавна используется армиями многих стран и сегодня непременный участник культурно-массовых или спортивных мероприятий.

Военный оркестр - состоящих из духовых и ударных инструментов, специальное штатное воинское подразделение, предназначенное для исполнения военной музыки, музыкальных произведений при строевом обучении войск, во время отправления воинских ритуалов, торжественных церемоний, а также для концертной деятельности. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах.

Оркестр русских народных инструментов состоит из групп балалаек и домр, включает в себя гусли, баяны, особые русские духовые инструменты - рожки и жалейки. В состав таких оркестров не редко вводят и инструменты, типичные для симфонического оркестра. Оркестры народных инструментов существуют в различных странах, в таких оркестрах основными инструментами являются народные. В их репертуар входят в основном сочинения народного характера.

Школьный оркестр состоит из учеников школы. Это коллектив музыкантов, возглавляемый, как правило, педагогом музыкального образования.

Всем, наверное, доводилось быть на концерте? Это просто чудо, когда множество различных инструментов играют в унисон общую тему музыкального произведения.

Дидактические игры по теме «Музыкальные инструменты»

«ВОЛШЕБНАЯ ПОСЫЛКА»

Цель: развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Игровой материал: коробка с детскими музыкальными инструментами; аудиозапись – звучание аналогичных настоящих музыкальных инструментов.

Ход игры:

Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, и не простая – волшебная: «Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша».

Педагог поочерёдно включает звучание какого-либо инструмента. Если дети правильно отгадали название инструмента, берут из посылки игрушечный инструмент. Закончить игру можно «Оркестром».

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК»

Цель: развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Игровой материал: музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, домик.

Ход игры:

Дети рассаживаются полукругом, на столе стоит домик, педагог рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и размещает его в домике в любом окошке, называет инструмент и музыканта.

«ВЫБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»

Цель: развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Игровой материал: набор маленьких карточек с изображением музыкальных инструментов – металлофона, цитры, гармошки, барабана, тарелок и др.; музыкальный репертуар: аудиозаписи «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке» Свиридова.

Ход игры:

Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям слушают две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. Первая пьеса «Белка» - звучит нежно, в высоком регистре, напоминая по звучанию металлофон или колокольчик; вторая «Парень играет на гармошке» – напоминает звучание гармошки. После прослушивания дети должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.

«СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти.

Игровой материал: записи инструментальной музыки, знакомой детям, картинки с музыкальными инструментами.

Ход игры:

Детям предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их изображение на столе.

«ЧТО РАССКАЖЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

Цель: закреплять у детей представления о музыкальных инструментах.

Игровой материал: коробка; комплект детских музыкальных инструментов; карточки с аналогичными изображениями настоящих музыкальных инструментов.

Ход игры:

Выбирается рассказчик, он выбирает картинку с изображением музыкального инструмента и начинает рассказывать о нем (какой у инструмента внешний вид, как на нем извлекаются звуки, какие по окраске, на что похож звук, какие звуки из природы можно на нём изобразить). Дети могут задавать рассказчику вопросы. Если ребенок рассказал правильно, берет из коробки соответствующий детский музыкальный инструмент и играет на нем.

«ЗВЕНЯЩИЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Цель: развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.

Игровой материал: бубен, бубенцы, колокольчик; большие карточки, разделённые на три части; маленькие карточки, определяющие динамику (три оттенка любого цвета - бледный, средний, темный).

Ход игры:

Педагог рассказывает (показывает) детям, что бубен звучит громко, бубенцы  не слишком громко, а один колокольчик звучит тихо. Дети закрывают «окошки» на карточке в той последовательности, в какой изменились динамические оттенки прослушанной ими музыки.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»

Цель: развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Игровой материал: 4 больших карточки, разделенные на 6 квадратов с контурными изображениями музыкальных инструментов; 24 маленьких карточки с аналогичными цветными картинками; аудиозапись – звучание музыкальных инструментов.

Ход игры:

Детям (четверо игроков) раздают большие карточки с контурными изображениями музыкальных инструментов. После прослушивания звучания музыкального инструмента, ведущий спрашивает: «Какой инструмент играет?», отвечает

тот ребёнок, у которого на карточке есть данное контурное изображение. Если ребенок отвечает правильно, получает цветную картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свои рисунки на карточках цветным изображением музыкальных инструментов.

«ЧЕВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: закреплять у детей представления о музыкальных инструментах.

Игровой материал: карточки с изображениями музыкальных инструментов.

Ход игры:

Ведущий раскладывает на столе четыре карточки с изображениями разных музыкальных инструментов, ребенок должен выбрать одну лишнюю и объяснить свой выбор.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель: закреплять у детей представления о названии музыкальных инструментов, развитие внимания.

Игровой материал: набор карточек с изображениями музыкальных инструментов или аналогичный набор детских музыкальных инструментов или игрушек.

Ход игры:

Ведущий раскладывает на столе 7-10 карточек с изображениями разных музыкальных инструментов, или детских музыкальных инструментов (игрушек), дети называют их, педагог обращает внимание на их месторасположение. Дети закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один или несколько предметов. Выбранный ребенок должен разложить предметы, как раньше, и рассказать, что с чем поменяли местами.

«ЧТО ПРОПАЛО?»

Цель: закреплять у детей представления о названии музыкальных инструментов, развитие внимания.

Игровой материал: набор карточек с изображениями музыкальных инструментов или аналогичный набор детских музыкальных инструментов или игрушек.

Ход игры:

Ведущий раскладывает на столе 7-10 карточек с изображениями разных музыкальных инструментов, или музыкальных игрушек, дети называют их, педагог обращает внимание на их месторасположение. Дети закрывают глаза, в это время ведущий убирает один предмет. Дети называют, какой предмет пропал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."

Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов. ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...