программа "Совенок" по работе с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
рабочая программа (подготовительная группа)

Осипова Елена Петровна

Программа по работе с с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sovenok.docx76.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  «СОВЁНОК »

по работе с детьми старшего дошкольного возраста

с признаками одаренности

Составил: педагог-психолог Осипова Е.П.

C:\Users\IRU\Desktop\ЕЛЕНА 21-22\0f3cc22c86c4da87fa6ce15caa4d5e6d61bfdbbfr1-1500-994v2_hq.jpg

Таланты редки и их надо беречь

и сохранять, в них настоящая сила нации.

В.Вернандский

Программа кружка «СОВЁНОК»

по работе с детьми старшего дошкольного возраста

с признаками одаренности

Программа рассчитана на воспитанников

  старшего дошкольного возраста ДОО

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Актуальность работы кружка: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Цели программы: создание оптимальных условий в ДОО для развития воспитанников старшего дошкольного возраста с признаками одаренности посредством формирования интеллектуальной активности

Задачи программы:

1. Выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОО.

способствовать расширению кругозора;

2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста логическое и творческое мышление, речь, развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу и развивающие игры.

3. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.       

Отличительные особенности программы:

В содержании курса интегрированы задания из различных областей программы ДОО. Особое внимание обращено на развитие логического мышления старших школьников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала воспитанники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Участники образовательной программы: воспитанники старшего возраста ДОО

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 33 занятия по 30 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основные виды деятельности:

решение логических задач по разным направлениям деятельности;

работа с различными источниками информации;

составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

Предполагаемые результаты:

- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации

- развитие коммуникативной компетентности детей

Формы проверки результативности занятий:

выпуск книг-самоделок собственных логических заданий

подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» в группе ДОО

участие в интеллектуальных играх

Форма подведения итогов реализации программы: интеллектуальный конкурс.

Разделы программы:

  • прямой и переносный смысл речевых оборотов;
  • математические логические задачи;
  • логические задачи на применение общих знаний.

Результатами изучения курса являются универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • Учиться совместно с педагогом обнаруживать и формулировать проблему совместно с педагогом.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных педагогом энциклопедиях, в специальной литературе
  • Перерабатывать  полученную  информацию: наблюдать    и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит игровой, развивающий материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять.

Коммуникативные:

  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в обычной беседе.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Календарно – тематическое планирование занятий

кружка «Совёнок»

Тема занятия. Содержание занятий

1-2

Знакомство. Наши имена

Знакомство со значениями имён, разгадывание и составление кроссвордов из своего имени

3-4

Что бы это значило?

Обучение решению и составлению рисуночных ребусов

5-6

Что скрывает картинка?

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа с закрашиванием картинок

7-8

Ребусы

Обучение решению и составлению ребусов с предлогами

9-10

Карусель загадок

Обучение разгадыванию и составлению загадок

11-12

Загадки - шарады

Обучение разгадыванию шарад

13-14

Путешествие в сказку

Решение загадок и логических задач о сказочных героях

15-16

Секреты анаграммы

Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению

17-18

Крылатые слова

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением

19-20

Пословица недаром молвится

Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц

21-22

Шиворот - навыворот

Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними

23-24

Волшебный квадрат

Обучение решению на количество геометрических фигур

25-26

Игры со счетными палочками

Решение задач, выкладывание из палочек фигур по образцу

27-28

Весёлая арифметика

Решение и составление задач - шуток

29-30

Умные цепочки

Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего»

31-32

Что увидел Шерлок Холмс?

Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей

33

Магазин головоломок

Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами общенияпри проведении занятий в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.

Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-путешествия, игры-конкурсы, почемучкины игры.

Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.

Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.

Литература

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  3. Э.Вартанян «Крылатые слова», М, Астрель, 2001
  4. В.Волина «Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  5. В.Волина «Праздник букваря», М, 1995
  6. В.Волина «Праздник числа» М, 19953
  7. Ю.Гурин «Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  8. Т. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
  9. Е. Минский «От игры к знаниям» М, 1982
  10. Л. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
  11. Л. Мищенкова «25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
  12. И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
  13. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
  14. Материалы интернет сайта: https://infourok.ru/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

: «Методика использования дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одаренных певческими способностями».

Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она способствует развитию о...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

План сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста, с признаками одаренности в области познавательного развития (математическое развитие)

План работы с одаренным ребенком  старшего дошкольного возраста на год по математическому развитию...