План сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста, с признаками одаренности в области познавательного развития (математическое развитие)
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Архипова Наталия Владимировна

План работы с одаренным ребенком  старшего дошкольного возраста на год по математическому развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_soprovlzhdeniya_odarennogo_rebenka.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

План сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста,

с признаками одаренности в области  познавательного развития

(математическое развитие)

Одаренный ребенок – это ребенок, имеющий определенные способности и достижения в какой-то сфере деятельности, или имеющий предпосылки к таким достижениям. В настоящие время понятие сопровождения одаренного ребенка весьма актуально, так как на данном этапе развития общество нуждается в неординарно мыслящих людях. Одаренные дети становятся эталоном для детей, которые не имеют ярко выраженных талантов в той или иной деятельности, поэтому таких людей необходимо всячески поддерживать, придавать уверенность в себе, создавая необходимые условия для развития способностей и личностного роста. Проявление математической одаренности заключаются в том, что ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени,  часто применяют математические навыки и понятия в процессе деятельности, не имеющих отношения к математике. Ребенок, имеющий одаренность в познавательном развитии довольно быстро запоминает информацию и может качественно её воспроизвести. Ему легко даются примеры, новые задачи, а также он быстро приспосабливается к новым условиям, возникающих при решении различных заданий. Успешность работы с одаренным ребёнком во многом зависит от организации поддержки сопровождения такого ребенка.

Работа должна проходить в несколько этапов:

- Диагностический этап:  На данном этапе следует применить педагогическую и специальную диагностику с целью выявления познавательных способностей у ребенка;

- Информационный этап:  Проводится совместная работа психолога с воспитателями группы, в ходе которой разрабатываются индивидуальные подходы к сопровождению одаренного ребенка в области познавательно развития.

- Развивающий этап:  Включает в себя создание предметно-развивающей среды.

- Организационный этап: На данном этапе необходимо разработать подход  к работе с одаренным ребенком в области познавательного развития.

Цель:   развитие дельнейшего потенциала в области математического познания.

Задачи :

  •  Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами (сходства и отличия), порядка следования и изменений в связи с этим (продвижение по ряду, сущность различий между смежными элементами), измерения объектов мерками разного размера, способов деления целого на части, размещения в пространстве.
  •  Активизировать усвоенные детьми умения сравнивать (по форме, расположению в пространстве, числовому значению, временным длительностям), измерять, упорядочивать и классифицировать, использовать эти умения с целью самостоятельного познания окружающего мира, освоения картины мира.
  •  Развивать быстроту и точность выполнения умственных операций.
  •  Способствовать развитию навыков логического мышления, быстроты вербальных (словесных) ассоциаций.
  •  Активно включать в коллективные познавательные игры, общение со сверстниками по поводу поиска рациональных способов игровых действий, организации экспериментирования, помощи сверстнику в случае необходимости.

Ожидаемые результаты:  

  • Высокая познавательная активность и мобильность.
  •  Овладение практическими действиями (способами познания) свойств и отношений как отдельных предметов, так и групп по форме, величине, количеству, на основе выделения пространственных и временных отношений .
  •  Освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, моделировать, схематизировать.
  •  Освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых: измерения, деления целого на части, увеличения и уменьшения по размеру, чисел и др.
  •  Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  •  Развитость творческого мышления и воображения.
  •  Развитость способности контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

План сопровождения

Месяц

Тема

Содержание работы

Задачи

Материалы

Сентябрь

Ориентировка в пространстве и на листе бумаги

 «Линии и точки»;

 «Нарисуй дорожку к своему участку»; «Нарисуй геометрическую фигуру»; Загадки «Отгадай фигуру»; «На, над, под»; «Всё наоборот».

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.   Развивать внимание, мыслительные операции, воображение. Формировать умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Листы в крупную клетку, цветные карандаши. Лист бумаги со схематичным изображением детского сада (прямоугольник) и участка (овал).  Треугольник, линейка, карандаш. Картинки (ваза, галстук, сердечко из бумаги, кленовый лист.)

Октябрь

Совершенствование навыков счёта в прямом и обратном порядках.

«Математическая путаница», «Угадай, какое число пропущено» «Какая цифра исчезла?»; «Считалочка»;

«Прыгающие лягушки».

Закреплять знание цифр, развивать внимательность, зрительную наблюдательность. Закреплять умение определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядках. Развивать умение определять и называть соседние числа заданного числа.

Карточки с цифрами. Карточки  с изображением на них кружков.

Листы с заданиями, простой и цветные карандаши.

Ноябрь

Состав числа.

«Волшебные домики». «Почтовая считалочка».

Закрепить состав чисел до 10. Учить составлять конкретное число из двух меньших чисел. Учить составлять числа первого десятка.

Листы с изображением домиков и чисел в них, простой карандаш. Конверты с цифрами.

Декабрь

Ориентировка во времени.

«Круглый год»

«Назови соседей»,

«Назови день недели».

Формирование временных представлений (времена года) при помощи макета. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Закреплять умение последовательно называть дни недели, развивать речь, формировать умение определять понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Закреплять умение пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Предметные картинки с изображением времен года, цветные круги (дни недели), циферблат.

Январь

Величина.

«Сложи дощечки»,

 «Большой – маленький», «Матрёшки», «Чудесный мешочек»

Упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию. Формировать измерительные умения, а также представления о весе предметов и способах его измерения. Закрепление умения сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях.

10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см.  Геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы двух размеров (большие и меленькие), шишки, жёлуди, небольшие камни.

Февраль

Форма.

«Собери разбежавшиеся геометрические фигуры» «Сравни и запомни», «Как расположены фигуры», «Нарисуй по описанию». «Собери правильно».

Закреплять знание геометрических фигур; учить по рисунку (образцу) собирать геометрические фигуры в определенной последовательности в пространстве; поддерживать у детей желание играть. Уточнить знания о геометрических фигурах и их элементах (углы, стороны, вершины). Закреплять умение моделировать геометрические фигуры. Формировать умение видеть в окружающих предметах форму геометрических фигур.

Набор цветных схем с изображением геометрических фигур и цветные геометрические фигуры. Набор геометрических фигур, таблица с изображением геометрических фигур

Март

Количество.

 «Угадай какое число пропущено», «Превращение чисел» , «В какой корзине больше мячей?».

Повторить числа первого десятка. Познакомить с числами второго десятка. Тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания. Учить образовывать множества из различных предметов

Таблица с изображением овощей и фруктов.  Счетные палочки. 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 15. Корзины с разным количеством мячей.

Апрель

Арифметичес-кие задачи.

«Занимательные квадраты», «Посчитай сколько грузовиков и машин на рисунке», «На дереве…», «Запасы белки», «В цирке».

Закреплять навыки сложения, математические действия.

Познакомить с частями задачи, дать представление об отличии задачи от рассказа, сказки, загадки. При решении задач учить использовать арифметические знаки +, − ,=.

Начерченные квадраты.

Листы с задачами, простой карандаш.

Май

Примеры. Числовые отрезки.

«Математический калейдоскоп». «Продолжай – не зевай!», «Реши примеры», «Поставь нужные числа», «Выполни действия с помощью фигур».

Развивать смекалку, сообразительность, умение использовать математические действия. Упражнять в решении примеров. Учить использовать числовые отрезки при решении примеров.

Листы с заданиями. Простой карандаш. Карточки с цифрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрут психо-речевого сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста с зпр

В маршруте представлены линии индивидуального развития ребёнка с задержкой психо-речевого развития...

Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с признаками одаренности в творческой деятельности

Педагогический процесс целенаправленного взаимообмена и взаимообогащения смыслом деятельности, опытом между значимым взрослым и ребенком дошкольного возраста, включающий в себя защиту, поддержку педаг...

Дополнительная образовательная программа по развитию логиго - математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости "Занимательная математика"

Цель программы: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредством математических игр и упражнений и задач....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЁННОСТИ

Цель: Развивать индивидуальные способности одарённых детей дошкольного возраста. Ориентировать их дальнейшее обучение и развитие в профилирующих учебных заведениях....

программа "Совенок" по работе с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

Программа по работе с с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности...

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребёнка старшего дошкольного возраста с признаками одарённости в художественно-эстетическом развитии

. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие....