КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: "История становления сотрудничества сада и семьи в физическом воспитании дошкольников в России с 1917г."
консультация

Гришина Ольга Васильевна

История становления сотрудничества сада и семьи в физическом воспитании дошкольников в России с 1917г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_26.09.17.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «История становления сотрудничества сада и семьи в физическом воспитании дошкольников в России с 1917г.»

Тесное сотрудничество детского сада и семьи, а именно объединение общих целей, интересов и деятельности необходимо в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

После октябрьских событий 1917 г. новая государственная власть приступила к организации общественного воспитания детей в России.

 В общественное сознание внедрялась мысль о семье как о разлагающемся и отмирающем институте, о вредности традиций семейного воспитания. Однако не оправдались надежды на то, что общественное воспитание детей придет на смену семейному.

Лишь часть ребят была охвачена общественным дошкольным воспитанием, основная масса оставалась без присмотра со стороны взрослых.

Работу с родителями и населением нужно было проводить в силу следующих причин: в семейном воспитании допускались ошибки, так же имелись некоторые недостатки в педагогической работе, налицо антисанитарное состояние квартир, отсутствие электричества, водопровода, канализации. Дети мало проводили времени на свежем воздухе, постоянно недосыпали, часто болели. Детский сад должен был явиться социальным центром, задача которого организовать работу населения с маленькими детьми.

Идеи оказания помощи семье в воспитании детей были высказаны на I, II, III Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию (прошедших, соответственно, в 1919, 1921, 1924 гг.). Для родителей рекомендовалось проводить доклады и собрания.

С 20-х гг. XX в. работа с семьей и населением начинает все чаще фигурировать в числе заданий для дошкольного работника, а формы ее несколько конкретизируются.

В материалах по дошкольному воспитанию Н.К. Крупская отмечала важность работы с родителями. Это очень большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе». Большое значение Н.К. Крупская придавала педагогическим консультациям.

По инициативе отдельных общественных организаций и дошкольных учреждений с 1932 по 1935г. был проведен конкурс на лучшее воспитание ребенка в семье. В «Программе работы детского сада» (1934) не было сказано о работе с семьей, поэтому воспитатели вели свою работу стихийно, от случая к случаю. Семьи воспитанников исследовались по длинным анкетам, что еще больше отделяло семью от детского сада.

Основные принципы работы детского сада с семьей и некоторые мероприятия, которые должны проводиться в этом направлении, были намечены в 1938г. в таких документах, как: «Устав детского сада», «Руководство для воспитателей детского сада». Появляются такие формы работы с семьей, как вечера для родителей, наглядно-текстовые уголки с материалами о физическом воспитании детей под общим названием «Как сберечь здоровье ребенку-дошкольнику», большую популярность приобретает стенная газета.

Таким образом, вопросы оздоровления детей. Оказания первой доврачебной помощи стали первоочередными в работе с семьей в 20-30-е гг. xxв.

Спустя несколько десятилетий в плане работы с семьей четко обозначаются 2 задачи детского сада:

Обеспечивать согласованное воспитание ребенка детским садом и семьей путем ознакомления родителей с задачами и методами воспитания детей в детском саду;

Оказывать родителям необходимую помощь и организовывать родительскую общественность так, чтобы те начали активно помогать детскому саду. Постепенно эффективной формой становится кружки для родителей, где обсуждаются разнообразные вопросы, в том числе физкультуры и спорта.

В 190-е гг. отмечается снижение интереса родителей к проводимым в детских садах мероприятиях по педагогическому просвещению. В связи с этим воспитатели вынуждены направлять свои усилия на поиски новых форм работ с мамами и папами своих воспитанников.

Через беседы и консультации, лекции и конференции воспитателям предлагалось освещать вопросы организации детского питания, профилактики заболеваний, развития движений ребенка с физкультурным инвентарем; посредством посещения семьи выявлять вопросы гигиенического и физического воспитания ребенка в домашних условиях, а через просмотр открытых занятий по физической культуре и утренней гимнастике знакомиться с деятельностью других детских садов.

Родителей все более активно привлекают к совместной работе по созданию условий для длительного пребывания детей на воздухе, т.е. соответствующему оборудованию участка; в подготовке физкультурных праздников; к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы: дней здоровья, спортивных праздников «Папа мама, я спортивная семья».  Становятся традиционными следующие наглядно-тестовые формы работы: оформление фото стендов «Одежда малыша», «Питание малыша», тематических папок-передвижек, газет, разнообразных памяток, создание библиотеки по физическому воспитанию.

В это же время поднимается вопрос дифференцированного подхода к разным семьям — молодым, многодетным, педагогическая пропаганда становится доходчивой с учетом особенностей разных семей. Одно из важнейших направлений в работе — выявление передового педагогического опыта семейного воспитания, его обобщение и распространение среди родителей. Стоит сказать, что к середине 1980-х гг. с целью поднятия педагогической культуры населения и улучшения семейного воспитания создается система педагогического всеобуча родителей и выходит «Программа педагогического всеобуча родителей и других категорий населения», составленная на основе положительного опыта ряда областей РФ, результатов исследований, выполненных лабораторией семейного воспитания НИИ общих проблем воспитания АПН СССР.

При проведении систематических занятий — лекций, бесед, индивидуальных консультаций для родителей детей раннего и дошкольного возрастов освещались основные задачи и содержание физического воспитания в условиях семьи. Так, для родителей детей раннего возраста раскрывались такие вопросы, как профилактика простудных и инфекционных заболеваний, специфика гимнастики и массажа, особенности развития движений детей. Для родителей ребят младшего возраста раскрывались вопросы следующего содержания: охрана жизни и здоровья детей, закаливание детского организма, развитие двигательной деятельности ребенка. В работе с родителями детей старшего дошкольного возраста ставился акцент на организацию правильного питания и организацию подвижных, спортивных игр и развлечений, но главное условие привития любви к физической культуре и спорту взрослых, проведение выходного дня в виде совместных занятий родителей с детьми: игры с мячом, прогулки, походы. Именно вопросы взаимосвязи интеллектуального и физического развития ребенка, содержание психического здоровья детей, внедрение физкультуры в быт семьи стали актуальными в 80-е годы прошлого века.

До начала 1990-х гг. большинство форм сотрудничества детского сада и семьи носило чисто информационный характер. Как правило, в вопросах физического воспитания использовались такие формы: как родительские собрания, выставки, спортивные праздники, просмотр открытых занятий по физической культуре.

Можно отметить, что в 1989 г. с выходом «Концепции дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А. Петровский) были изменены подходы к взаимодействию общественного и семейного воспитания. Педагогам предлагалось активнее вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения в качестве участников единого воспитательно-образовательного процесса. Функция просвещения в работе с родителями заменилась функцией сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи. Сотрудничество теперь рассматривается,  как акт общения равноправных партнеров, направленного на взаимооткрытые отношения. Основные принципы взаимодействия детского сада и семьи: доверительность отношений, личностная заинтересованность педагогов и родителей, подход к родителям как к партнерам, утверждение самоценности родителей (уважение, признание индивидуальности, оказание поддержки).

Психолого-педагогическое просвещение родителей заключается в оперативной обратной связи. Девизом общения педагога и родителями становится следующий: «Родители — не ученики, а партнеры педагога по общению» (Е.П. Арнаутова). Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, предложить им обменяться собственным опытом воспитания ребенка в семье с другими родителями, привлечь к самоанализу своей воспитательной деятельности.

Данная работа требовала от воспитателей определенных профессиональных умений и навыков. Большинство педагогов испытывали в общении с родителями ряд трудностей: не умели дать квалифицированную характеристику воспитаннику, обладали недостаточным количеством знаний по психологии в области межличностных отношений, не умели связывать воедино общие педагогические знания с практикой воспитания. Возникла проблема межличностного общения в педагогической деятельности. В дошкольных учреждениях педагогам стали раскрываться основы диалогического общения с родителями.

Вначале 1990-х гг. в штатное расписание ДОУ вводится должность — инструктор по физической культуре, который тоже обязан осуществлять работу с родителями. В ходе подобной работы решаются следующие задачи: оказывать помощь в приобретении знаний о физическом воспитании ребенка, информировать о самочувствии, развитии движений ребенка.

Именно семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Поэтому крайне необходимо активно привлекать родителей к физическому воспитанию собственных детей. А систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей в рамках тесного сотрудничества детского сада и семьи должно стать хорошей традицией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)...

Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"

«Человек - высший продукт земной  природы.  Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов)     ...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников».

Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме.Подготовка материального обеспечения: в аудитории ...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников»

Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме....

Организация взаимодействия детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем детей, в особенности здоровье детей дошкольного возраста.Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взросл...

Консультация "Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организ...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании"

Консультация для воспитателей "Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании"...