Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
методическая разработка (старшая группа)

Елена Витальевна Ногтикова

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Группы. Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.,двигательной активности детей а также возможности для уединения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 комбинированного вида

Консультация для педагогов

«Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

(на основе образовательной программы

«От рождения до школы»)

Подготовила провела:

Учитель-логопед Ногтикова Е.В.

р.п. Большие Вязёмы

февраль 2020

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствие с ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Предметно-пространственная  среда  и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада  в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:

  • для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
  • для детей четвертого года жизни -  это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;
  • для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
  • для детей шестого и седьмого года жизни  важно предложить детям игры ,развивающие восприятие ,память ,внимание и т.д.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в разных возрастных группах.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

В логопедической группе, которую посещают моторно неловкие, плохо координированные дети, следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.

Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

Предметно-пространственная развивающая среда по развитию речи в групповом помещении представлена двумя центрами:

- Речевым центром.

- Книжным центром.

Рассмотрим наполняемость указанных центров, а также особенности организации центров в кабинете логопеда в соответствии с «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи», под редакцией Н.В. Нищевой. Сантк-Петербург, 2014 г. (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО).

Младшая группа

Название центра

Содержание

«Будем говорить правильно»

  1. Стеллаж или этажерка для пособий.
  2. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков.
  3. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
  4. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам (не более двух тем одномоментно).
  5. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
  6. Игры для формирования и совершенствование грамматического строя речи («Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (дифференциация форм ед. и мн. числа существительных и др.).

Книжный центр

  1. Стеллаж для книг.
  2. Столик и два стульчика.
  3. Ширма, отделяющая центр от зон подвижных игр.
  4. Маленькие ширмы для настольного театра.
  5. Детские книги по программе.
  6. Любимые книжки детей.
  7. Книжки-малышки.
  8. Книжки-игрушки.

Средняя группа

Название центра

Содержание

«Будем говорить правильно»

  1. Наборы игрушек/картинок для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
  2. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.
  3. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам.
  4. Предметные   и   сюжетные   картинки   для   автоматизации   и   дифференциации

свистящих и шипящих звуков.

  1. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
  2. Картотека словесных игр.

Книжный центр

  1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
  2. Столик и два стульчика.
  3. Легкая ширма.
  4. Детские книги по программе и любимые книги детей.
  5. Два — три постоянно меняемых детских журнала.
  6. Детская энциклопедия
  7. Книжки-малышки с фольклорными произведениями малых форм.
  8. Книжки-раскраски по изучаемым темам.
  9. CD с записями литературных произведений по программе и музыкальный центр.
  10. DVD c мультфильмами и домашний кинотеатр.

Старшая группа

Название центра

Содержание

«Будем говорить правильно»

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.
  3. Полка или этажерка для пособий.
  4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры,

«Мыльные пузыри», надувные игрушки).

  1. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах.
  2. Настольно-печатные  игры, речевой материал  для  автоматизации  и  дифференциации  поставленных звуков.
  3. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  4. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.).
  5. Игры   для   совершенствования   грамматического   строя   речи

Книжный центр

  1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
  2. Столик, два стульчика.
  3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики.
  4. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
  5. Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-самоделки.
  6. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

Кабинет логопеда (старшая группа)

Название центра

Содержание

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда

  1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).
  2. Звучащие игрушки-заместители.
  3. Маленькая ширма.
  4. Предметные картинки с изображениями зверей и птиц.
  5. Предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.
  6. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам.
  7. Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»).
  8. Настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения («Радуга», «Разноцветные букеты», «спрячь бабочку» и т.п.).
  9. Палочки Кюизенера.
  10. Блоки Дьенеша.
  11. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений («Тактильные кубики», «Тактильные коврики»).
  12. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластиковыми игрушками.

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда

  1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
  2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.
  3. Игра «Составь из частей».
  4. «Пальчиковые  бассейны» с  различными  наполнителями  (желудями,  фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камешками).
  5. Массажные мячики разных цветов и размеров.
  6. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
  7. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
  8. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.
  9. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
  10. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

Подготовительная к школе группа

Название центра

Содержание

«Будем говорить правильно»

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2. Стульчики для занятий у зеркала.
  3. Полка или этажерка для пособий.
  4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри»).
  5. Картотека предметных и сюжетных картинок/речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  7. Сюжетные картины, серии сюжетных картин.
  8. Картотека игр  для  звукового  и  слогового  анализа  и  синтеза,  анализа  и  синтеза предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т.п.).
  9. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

Книжный центр

  1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
  2. Стол, два стульчика.
  3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
  4. Два — три постоянно меняемых детских журнала.
  5. Детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики,  книги  по  интересам,  книги  по  истории  и  культуре  русского  и  других народов.
  6. Иллюстративный материал, репродукции картин известных художников.
  7. Альбом «Знакомим с натюрмортом».
  8. Альбом «Знакомим с пейзажной живописью».
  9. Картотека загадок, скороговорок, пословиц, поговорок

Кабинет логопеда (подготовительная к школе группа)

Название центра

Содержание

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда

  1. Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).
  2. Звучащие игрушки-заместители.
  3. Маленькая настольная ширма.
  4. Магнитофон, кассеты с записью «голосов природы», бытовых шумов.
  5. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту»,  «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы».
  6. Палочки Кюизенера.
  7. Блоки Дьенеша.
  8. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда

  1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, печатки.
  2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (8 — 12 частей).
  3. Кубики с картинками по изучаемым темам (8 — 12 частей).
  4. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.
  5. Массажные мячики разных цветов и размеров.
  6. Массажные коврики и дорожки.
  7. Флажки разных цветов (10 шт.).
  8. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
  9. Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
  10. Средние и мелкие конструкторы типа «Lego» или «Duplo».
  11. Бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
  12. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка  по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды  в МАДОУ «Солнышко»  в  соот...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале в соответствии с требованиями ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале в соответствии с требованиями ФГОС              Вводная часть Актуальность: Вопрос со...

Проектная деятельность « Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема проекта: « Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»Вид проекта: практико-ориентированный.Продолжительность: долгосрочный.Сроки...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...

Консультация для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...